• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Закрытие микропредприятий тормозит рост розничной торговли

В I квартале 2012 года ритейл оставался одной из отраслей, наиболее устойчивых к рискам и колебаниям экономической конъюнктуры. Однако снижение активности в потребительском кредитовании и рост налоговой нагрузки остаются тревожными сигналами для отрасли. Мониторинг состояния делового климата в розничной торговле от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ

Значение индекса предпринимательской уверенности в сфере розничной торговли в I квартале 2013 года увеличилось по сравнению с IV кварталом 2012 года на 2 п.п. и составило +8%. Розничная торговля показала, что по-прежнему остаётся одной из отраслей, наиболее устойчивых к рискам и колебаниям общеэкономической конъюнктуры в стране. В торговых организациях существует не только «запас прочности», накопленный за период посткризисного восстановления, но и имеются специфические для торгового процесса классические механизмы и схемы «выживания» в любых конъюнктурных обстоятельствах. Таковы результаты анализа финансово-экономической деятельности 4 тыс. организаций, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики.

В то же время, отмечается в мониторинге ИСИЭЗ, в начале года в ритейле было зафиксировано масштабирование негативных тенденций относительно IV квартала прошлого года. Прежде всего, в сфере финансового потенциала организаций.

Неопределенность экономического развития реального сектора экономики в I квартале и снижение объемов потребительского кредитования населения усугублялась традиционной сезонной «консервацией» отрасли. При этом вступившие в силу с 1 января текущего года меры тарифной политики, ведущие к двукратному увеличению страховых взносов, нанесли серьезный удар по ведению бизнеса в микро-организациях, большая часть которых относится к сфере розничной торговли.

«Предварительные оценки МЭР в конце февраля показали, что практически 300 тыс. ИП, в числе которых были и малые организации, прекратили свое существование. Естественно, в этих цифрах заложен процент естественного выбытия фирм и «спящих» предприятий, но сам факт беспрецедентного сокращения такого количества предпринимателей в начале года свидетельствует о достаточно сложной для экономики ситуации, при которой в последующих кварталах 2013 г. многие из оставшихся экономических агентов данной категории могут просто обанкротиться или уйти в тень. Явно усугубят сложившуюся ситуацию и такие новации в торговле, как ограничения на продажу табака и пива – основных доходных статей данных субъектов рынка», – прогнозируют в ИСИЭЗ.

Другими факторами, негативно повлиявшими на предпринимательскую деятельность малых и микропредприятий торговли в начале 2013 года, стали недостаток собственных финансовых средств и инфраструктурные проблемы, среди которых главенствовали высокие транспортные расходы и арендная плата. В I квартале уменьшение прибыли по сравнению с IV кварталом 2012 г. констатировали практически треть респондентов.

Рисунок 1. Факторы негативного влияния на малые и микропредприятия (опрос ИСИЭЗ)

Источник: Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Полученные результаты работы организаций за первые месяцы текущего года следует рассматривать как естественный синергетический эффект сформированных по итогам 2012 года деловых тенденций на внешнем и внутреннем рынках. В то же время, сложившая ситуация свидетельствует, что возможности поддержания высоких темпов роста за счет потребительского спроса в значительной степени исчерпаны. В результате зафиксированные локальные минимумы по ряду ключевых операционных показателей вызывают определенный психологический дискомфорт, ведь данный сектор экономики за последние годы вошел в ранг лидирующего и наиболее перспективного по темпам восстановительного развития среди остальных отраслей.

По всей видимости, предприниматели продолжат изыскивать разнообразные маркетинговые и ценовые ходы для привлечения и разогрева потребительского рынка. Так, уже в течение нескольких последних лет рынок розницы демонстрирует внутреннюю сегментацию разнообразных товарных и главное, качественных предложений. Это выражается и в перепрофилировании магазинов под «зеленые магазины», введении внутренних программ лояльности, повышении уровня обслуживания потребителей и т.д.

Очень важно, что у предпринимателей пока не иссякает оптимизм и уверенность в дальнейших планах, что наглядно прослеживается в оценках респондентов.

Намного большее беспокойство вызывает состояние малого и микро-бизнеса, являющихся для российской экономики необходимым условием благоприятной доминанты в развитии. Встроенные в интеграционную систему взаимообусловленности развития данного сегмента и в целом реального сектора, осложнившиеся условия ведения бизнеса для данных субъектов рынка резко снижают шансы не только для дальнейшего восстановления российской розницы, но и могут негативно сказаться на функционировании всей экономической системы. Прежде всего – в связи с возможным ухудшением своеобразного и очень социально-чувствительного показателя работы всей экономики – занятости, своего рода индикатора национального благополучия страны.

Следует иметь в виду, что многие из микропредпринимателей являются единственным источником дохода для своих семей. При этом большинство населения, представляющих эту категорию бизнеса, как правило, не имеет обширных профессиональных навыков и достаточного уровня образования, позволяющего в краткосрочные сроки и без финансовых потерь кардинально поменять сферу приложения своего труда.

Конечно, даже если большая часть микропредпринимателей все-таки уйдет с рынка розничной торговли, регионы не останутся без магазинов и широкого спектра торговых услуг.

С другой стороны, необходимо осознавать, что может произойти с точки зрения роста социальной напряженности, особенно на региональном уровне, если количество выбывших и неустроившихся на работу превысит критическую массу. Поэтому даже с учетом минимального вклада в общий объем ВВП и минимальных налоговых выгод для экономики страны в суммах, сопоставимых с затратами на регулирование деятельности микропредприятий, необходимо всячески содействовать, чтобы процесс «ликвидации» не стал критическим для большого числа российских ИП.

Таким образом, несмотря на то, что большинство предпринимателей дают достаточно позитивный прогноз относительно перспектив улучшения развития своего бизнеса во II квартале 2013 г., реальные объективные конъюнктурные составляющие не позволяют рассчитывать только лишь на уверенность ритейлеров в краткосрочном периоде преодолеть негативную динамику большинства показателей. Неоднозначная перспектива темпов роста реального сектора и структуры потребления домашних хозяйств, возможный негативный эффект введенных в новом году мер ужесточения со стороны различных сфер административного регулирования, и другие обостряющие развитие бизнеса факторы, впервые в посткризисный период заставляют серьезно задуматься о возможных вариантах развития сектора розничной торговли в 2013 году.

 

26 марта, 2013 г.