• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Темпы роста определят реформы и цена на нефть

Только при растущих ценах на нефть и проведении институциональных реформ российская экономика сможет достичь роста хотя бы в 3,2% ВВП, запланированных Минэкономразвития. Круглый стол «Прогноз социально-экономического развития России до 2030 года»

Три пути развития

Прогноз социально-экономического развития страны до 2030 года, подготовленный Минэкономразвития, сейчас активно обсуждается правительством. Предполагается, что прогноз станет основой для формирования долгосрочной бюджетной стратегии, федеральных и региональных программ.

Консервативный сценарий Минэкономразвития предусматривает темпы роста 3,2% в год. При этом активная модернизация произойдет только в  топливно-энергетическом и сырьевом секторах, при сохранении относительного отставания в переработке. Рост экономики будет замедляться с 3,7% до 2,5% в год к 2030 году. Также будет тормозить и рост инвестиций – с 7% в 2015 году до 3,6% к 2030 году.

Инновационный  сценарий характеризуется усилением инвестиционной активности и укреплением позиций России в мировой экономике. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний параллельно с модернизацией энергосырьевого комплекса. Это позволит сохранить темпы роста экономики: в 2015 году этот показатель составит 4%, а в 2030 году – 3,8%. Рост инвестиций замедлится более существенно: с 7,3% в 2015 году до 4,8% в 2030 году.

Целевой (форсированный) сценарий предусматривает реализацию задач, поставленных президентом в мае 2012 года. Тогда глава государства говорил о необходимости создания и модернизации к 2020 году 25 млн рабочих мест. Также была поставлена задача по наращиванию объема инвестиций до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году. Производительность труда должна вырасти в полтора раза, а реальная зарплата уже в 2018 году – в 1,6-1,7 раза. Если будет реализован форсированный сценарий, то среднегодовые темпы роста ВВП повысятся до 5,4%, утверждает сценарий МЭР.

3% как максимум

«Консервативный прогноз – наиболее вероятен, да и то при относительно благоприятных ценах на нефть», – говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Впрочем, нельзя исключать, что цены на нефть будут ниже, поскольку рост спроса на сырье может замедлиться из-за снижения темпов роста экономики Китая и появления новых источников сырья. Эксперт не исключил снижение нефтяных цен до 90 долларов за баррель. Тогда рост российской экономики составит 2-2,5%.

Если цены на нефть будут медленно расти, то российская экономика может достичь показателя роста в 3%. Если при этом удастся снизить бюрократические барьеры, улучшить качество госинститутов, эффективно бороться с коррупцией, то и 4% роста экономики кажутся вполне реальными.

«Рост экономики на 5% – это, с одной стороны, мечта, с другой – стимул для действий», – полагает Гурвич. Разница между 3% и 5% роста может быть очень ощутимой в длительный период времени: к примеру, доход ВВП на душу населения к 2030 году при росте экономики в 5% может возрасти в полтора раза по сравнению с доходом, достижимом при трехпроцентном росте.

«Но если говорить о реалистичных вещах, то это рост экономики на 3%, – прогнозирует Гурвич. – Это болезненное состояние: жить можно и при таких темпах, но трудно проводить амбициозную политику, которую мы проводили до сих пор. Ведь доходы бюджетной системы росли на 11%. Снижение до 3% – это замедление. Это не позволяет тратить триллионы на модернизацию вооружений, решение проблем Дальнего Востока, на проведение Олимпиад и чемпионата мира по футболу. Я вижу самый главный риск для нашей экономики в том, что страна не сможет смириться с этим, и будут попытки ускорить рост негодными средствами, такими, как увеличение госрасходов. Но в этом случае мы свалимся в яму. Либо же мы будем проводить амбициозную политику».

В любом случае, РФ необходимо перейти от экономики экстенсивной к экономике интенсивной, заняться повышением эффективности государственных расходов, экономики в целом, всего государства, уверен эксперт.

Госинвестиции – главная надежда

Главным двигателем роста российской экономики должны стать госинвестиции. «Я считаю, что у нас в стране нет никакой альтернативы государственным инвестициям, даже при идеальном инвестиционном климате. У нас очень узкое товарное предложение, импорт везде, и не очень понятно, откуда должен спрос появиться, от каких инвестиций, – заявил директор института экономики РАН Руслан Гринберг. – Быстрый экономический рост возможен только в рамках государственно-частного партнерства».

Государству и бизнесу все силы нужно направить на крупные проекты. Сейчас, по словам эксперта, хороший шанс расширить взаимовыгодное сотрудничество с ЕС. «Они нуждаются в мощном спросе, а мы – в модернизации», – пояснил Гринберг.  Причем приоритетные сферы сотрудничества должна обозначить российская сторона. Пока же иностранные инвестиции приходят в небольшое число отраслей – сырьевой сектор, пищевую промышленность.

«Пока нам еще очень далеко до той планки, когда наши масштабные госрасходы могут начать давать эффект. У нас нет государственно-частного партнерства, а есть государственно-частное предпринимательство, когда государственные чиновники занимаются предпринимательством в своих интересах, а не в интересах страны», – возразил Евсей Гурвич. Потому проводить масштабные проекты, основанные на госрасходах, он считает опасным.

Деловой климат не даст экономике расти

Потенциал существующей модели роста экономики при нынешнем состоянии госинститутов – даже при высоких ценах на нефть – ограничивается 2% в год, говорит директор института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова.

Причина – в ухудшении условий ведения бизнеса. Во-первых, растет налоговая нагрузка, в частности, за счет отчислений во внебюджетные фонды. Причем окончательного решения о конфигурации страховых взносов уже несколько лет нет, и эта неопределенность негативно влияет на инвестиционный климат. Во-вторых, государство оказывает силовое давление на бизнес, а «правила игры» так и остались непонятными. Все эти факторы способствуют низкой инвестиционной активности бизнеса, и, более того, стремительному оттоку капитала. Именно это определяет базу для долгосрочного развития, констатирует Акиндинова.

См. также:

Темпы роста останутся низкими
Конца «нефтегазовой иглы» пока не видно
Эксперты скептически оценили будущее России

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 25 марта, 2013 г.