• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В первую очередь – пытаться сохранить ребенка в своей семье

В настоящее время приоритет соцполитики в решении проблемы сиротства – выявление неблагополучных семей и популяризация усыновления. Следует перенести внимание власти и общества на сохранении ребенка в его кровной семье, согласились участники круглого стола «Системный подход к профилактике сиротства в современной России»

Организатором круглого стола, состоявшегося 14 марта 2013 года, выступил Центр анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами Высшей школы экономики. Открывая круглый стол, директор Центра Лилия Овчарова подчеркнула, что сейчас задача профессионального сообщества перевести обсуждение в научно-практическую плоскость и выявить новые приоритеты политики, направленной на преодоление социального сиротства.

После принятия «антимагнитского закона» проблема сиротства в России вышла на передний план. Обсуждение вопроса стало носить не только и не столько социальный, сколько политический характер. С декабря 2012 года государство скоропалительно предприняло ряд законодательных шагов в этой сфере, не успев их до этого обсудить, обдумать и просчитать.

Деньгами сиротство не «залить»

По официальным данным, всего в стране около 700 тысяч сирот (в эту цифру входят и усыновленные дети). Эксперты круглого стола отметили, что законодательные инициативы последних месяцев направлены на два аспекта в теме сиротства: выявление проблемных семей и потенциальных сирот, и нахождение приемной семьи для них. Причем меры по облегчению нахождения усыновителей, носят преимущественно материальный характер.

Существенного эффекта в решении проблемы сиротства от такой политики ждать не следует. В России преобладают социальные, а не биологические сироты, подчеркнула Овчарова, отметив при этом: «можно предпринимать любые меры по усыновлению, но сирот, лишенных своих кровных родителей, от этого меньше не станет. Напротив, их станет еще больше». Тот же самый эффект уже был получен от увеличения материальной помощи детским домам, в результате чего директора детских домов стали заинтересованы в большей наполняемости своих учреждений.

Два года компетентной работы с неблагополучной семьей способны сократить количество сирот до 70%

Не является панацеей и «перекос социальной политики в сторону выявления неблагополучных семей и потенциальных сирот», – заявила президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. «Когда мы начинаем помогать «проблемной» семье, она уже давно выявлена, стоит на учете. Проблема не в том, что ее сложно обнаружить, а в том, что непонятно, что с ней дальше делать», – считает Альшанская. По ее словам, работе с семьей не уделяется сегодня должного внимания на государственном уровне, услуг такого рода практически нет, они разрозненны и далеко не всегда адекватны ситуации, зачастую носят репрессивный характер. «Семейным устройством проблема сиротства не решается. Главное – сохранить ребенка в его кровной семье, и тогда сирот станет меньше», – уверена Альшанская. Она также подчеркнула, что 90% усилий в других странах сосредоточено на этапе предотвращения изъятия ребенка из семьи, на профилактике сиротства.

При этом, отметила волонтер, «после того, как ребенка в России отняли у родителей и поместили в детский дом, работу с семьей вести перестают». Из 64,5 тысяч детей, чьи родители были лишены родительских прав, лишь 1,2 тысяч были возвращены в свою кровную семью.

По данным Овчаровой, родителей, лишенных родительских прав, в 5 раз больше, чем ограниченных в родительских правах.

Помощь вместо репрессий

Овчарова выделила шесть приоритетных направлений новой «антисиротской» политики. Во-первых, это максимальное сохранение ребенка в его кровной семье. Во-вторых, работа с расширенной кровной семьей, и сохранение ребенка в привычном социуме. В-третьих, развитие института профессиональной приемной семьи как места временного устройства детей-сирот. Правда, отметила Овчарова, мнение экспертов по данному предложению разделились. Для России это новая инициатива и она может реализоваться на практике не как временная мера, а как постоянное устройство в чужую семью.

Четвертое направление – решение проблемы кадрового обеспечения. «Сегодня отсутствуют системно сформулированные требования к специалистам по профилактике сиротства. В результате отмечается склонность к репрессивным методам работы с семьями вместо партнерских взаимоотношений», – подчеркнула Овчарова.

Пятое направление – создание открытых детских домов. «Есть категории детей, которые с большой вероятностью приняты в семьи не будут: инвалиды, взрослые дети… И есть люди, которые готовы заниматься такими детьми, но не готовы взять их к себе жить, например, пенсионеры. Для их взаимодействия и могут быть созданы открытые детские дома», – пояснила Овчарова. Шестым приоритетным направлением профилактики сиротства она назвала преодоление дефицита эффективных практик раннего выявления и дружественного вмешательства в трудные жизненные ситуации, провоцирующие сиротство.

По мнению Альшанской, в профилактике сиротства существует две большие проблемы: отсутствие четких критериев лишения родительских прав и персонального подхода к каждой проблемной семье. «Мы не знаем сегодня, почему дети отправляются в детские дома. Определение степени риска на законодательном уровне отсутствует. При этом не прописан срок, в течение которого органы опеки наблюдают за семьей, стараются ей помочь», – поясняет волонтер. К тому же, отмечает она, работа с маргинальными, неблагополучными семьями специфична и требует особого индивидуального подхода. «Социальная материальная помощь в таких случаях неэффективна. Семья не может распоряжаться деньгами рациональным образом, поэтому когда мы работаем с семьями, денег мы им не даем», – сообщила Альшанская.

Политическая воля поборет сиротство

Данные 2011 года свидетельствуют о том, что 84% сирот в России – социальные, а не биологические. Если в 1992 году риск лишения родительских прав составлял 0,03%, то к 2010 году он вырос в 8,5 раз – до 0,25%. При этом, эмпирические данные свидетельствуют, что два года компетентной работы с неблагополучной семьей способны сократить количество сирот до 70%, – заявила заместитель председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Елена Куприянова.

По ее мнению, на первый план должны выйти не технологии работы (хотя это очень важно), но политическая воля. «Именно политическая воля, проявляемая длительное время, может дать толчок к изменению отношения к проблеме сиротства в регионах, – подчеркнула Куприянова. – Она может привести к необходимой координации работы различных ведомств, направленной на профилактику изъятия ребенка из семьи, поскольку сейчас не только нет взаимодействия, но ведомства конкурируют между собой, обостряя проблему».

Самое главное в такой социальной работе – это благодарность. «Никому сегодня не говорят спасибо за подвижки в этой сложной работе, хотя в ряде регионов они существенны. А благодарность – серьезный стимул к изменениям», – отметила Куприянова.

По словам заместителя начальника управления по организации работы с семьями с детьми Департамента социальной защиты города Москвы Ольги Лебедевой, лидерами в решении проблемы сиротства в России являются республика Татарстан, Тыва, Чувашия и др., где в семьи попадает 90% сирот. В результате введения нового комплексного подхода к профилактике сиротства, число сирот в Москве к 2016 году должно сократиться на 75%. На 35% будет сокращено число детей, чьи родители лишены родительских прав.

 

21 марта, 2013 г.