• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»IQНовостиГражданская активность влияет на дорожные пробки

Гражданская активность влияет на дорожные пробки

В предотвращении автомобильных аварий и пробок большая роль принадлежит социальному капиталу – способности людей к коллективным действиям. В России влияние социального капитала на дорожную ситуацию ниже, чем, например, в США. Исследование Леонида Полищука, Алексея Макарьина и Дарьи Зубаревой

На семинаре серии «Социология рынков» Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ВШЭ профессор кафедры институциональной экономики Леонид Полищук и стажер-исследователь Лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала Алексей Макарьин представили результаты исследования «Водители и граждане: роль социального капитала в предотвращении пробок и дорожных аварий».

Горизонтальные и вертикальные каналы социума

Исследования в разных странах показывают, как социальный капитал влияет на ситуацию на дорогах. Так, например, высокий травматизм на дорогах Мексики коррелирует с преобладанием узких клановых связей (Inclan, Hijar, Tovar, 2005). В США и Канаде меньше аварий в тех штатах, которые считаются более «честными» (Nagler, 2011; Helliwell, 2011). Есть также данные о том, что аварийность на дорогах в развивающихся странах  положительно коррелирована с уровнем коррупции (Anbarci, Escaleras, Register, 2006). А доверие и членство в общественных ассоциациях снижают смертность на дорогах стран мира (Helliwell, 2007).

«Социальный капитал, если его понимать, как способность к коллективным действиям в общих интересах – ценный ресурс экономического развития, повышения качества институтов, инфраструктуры и общественных услуг», – отметил Леонид Полищук представляя исследование.

Между тем, само понятие «социальный капитал» не имеет однозначного толкования, и попытки его измерить наталкиваются на серьезные проблемы. В процессе исследования предпринята попытка понять, какой тип социального капитала необходим для предотвращения аварий и пробок. Авторы выделяют такие понятия, как социальный капитал водителей (например, соблюдение правил, взаимоуважение) и социальный капитал граждан (гражданская активность, «гражданская культура»).

Также рассматриваются два канала социального капитала – горизонтальный и вертикальный. Для горизонтального канала характерна самоорганизация и учет общественных интересов без участия государства, а для вертикального политическая активность граждан в целях повышения подотчетности и эффективности государства.

В фокус исследования взяты две страны – Россия и США – с целью проанализировать влияние различных составляющих социального капитала на аварийность и заторы на дорогах этих двух стран.

Авторы выдвигают гипотезы о том, что уважение, доверие и способность к сотрудничеству и координации снижают риски аварий и способствуют сокращению пробок. Речь в данном случае идет о горизонтальном канале. А если рассматривать вертикальный канал, то авторы предполагают, что «политическая активность граждан, а также честность и сознательность чиновников и политиков предотвращают пробки (за счет улучшения городского и дорожного планирования и содержания дорог) и снижают аварии (за счет более эффективного регулирования и контроля дорожного движения)».

Правила не для россиян

Чтобы понять, как обстоит дело с социальным капиталом на российских дорогах, был проведен опрос 1600 автомобилистов в 20 крупных и средних городах за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, авторы работали с официальными данными ГИБДД, а также анализировали рыночную стоимость КАСКО в разных городах. В ходе опроса респонденты выступили, в основном, в качестве наблюдателей, давая оценку не собственным действиям на дороге, а поведению других водителей.

Дорожная ситуация и привычки автомобилистов в российских городах, как показало исследование, разнятся. Но одна из наиболее частых проблем, встречающихся, как минимум, в половине городов, заключается в том, что водители паркуются, создавая сложности для окружающих. Проскочить на желтый свет или, например, заехать на перекресток, где образовался затор, также не редкость для российского водителя.

Рисунок 1. Поведение на дороге в разных городах

Источник: Презентация к докладу Л. Полищука, А. Макарьина

Почему автомобилисты нарушают правила? Главные причины этого, по данным опросов, заключаются в нежелании соблюдать ПДД, а также в недостатке уважения к окружающим. Эти причины более значимы, чем отсутствие инфраструктуры, а также неумение водителей ездить по правилам или незнание их.

Рисунок 2. Причины нарушения правил

Источник: Презентация к докладу Л. Полищука, А. Макарьина 

В ходе российской части исследования авторы пришли к выводу, что социальный капитал влияет на аварийность на дорогах, главным образом, по горизонтальному каналу. Основную роль здесь играет сознательность водителей и учет ими общественных интересов. Но при этом показатели взаимного уважения и взаимопомощи, а также социального капитала граждан, как сказано в исследовании, статистически незначимы для предотвращения аварий.

Что касается пробок, то они мало зависимы в России от поведения на дорогах, что, по мнению авторов, свидетельствует о том, что первопричина заторов заключается в недостатках развития транспортной системы. Исследование показало, что социальный капитал граждан (участие в выборах, членство в автомобильных ассоциациях, участие в акциях протеста и т.д.) не значим в преодолении пробок. «Отсутствие признаков такой связи в российских данных свидетельствует об общем дефиците политической подотчетности в российских городах», – считают авторы. Они отмечают, что гражданская активность населения российских городов недостаточна для влияния на положение дел на дорогах.

В США по-другому

Как и следовало ожидать, в США несколько иная взаимосвязь между социальным капиталом и ситуацией на дорогах. При анализе авторы использовали различные индексы аварийности и пробок в США и выяснили, что социальный капитал водителей (т.е. готовность соблюдать правила, уважать других участников движения) является важным фактором сокращения аварийности. В то же время не найдено корреляции  аварийности и гражданской активности.

И, наоборот, социальный капитал водителей незначим для предотвращения дорожных заторов. Ключевая роль здесь принадлежит социальному капиталу граждан, отдача на который, как подчеркивают авторы, может быть получена при условии демократической подотчетности органов власти. Данные по США, согласно исследованию, подтверждают потенциал вертикального канала и свидетельствуют о том, что гражданская активность положительно связана с улучшением ситуации на дорогах.

Презентация к докладу Л. Полищука, А. Макарьина

См. также:

Как важно быть социальным

 

 

Подразделения