• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отделиться в городском котле

Сегрегация в современных городах позволяет различным социальным группам сохранить себя и подчеркнуть свой статус. Публичная дискуссия Полит.Ру из цикла «Мутирующая реальность»

Дискуссия, посвященная социальной сегрегации и гетто в городском пространстве, прошла 13 марта в Культурном центре ЗИЛ. Участники обсуждали  было посвящено явлению сегрегации и гетто в современном мире, необходимости мириться с ним или противодействовать ему, а также анклавности российских городских сообществ.

Открывший обсуждение профессор Сорбонны Дидье Лапейрони отметил, что сегрегация сама по себе не является пороком общества. Проблемы возникают, когда в обществе возникают исключенные группы, гетто. С таком случае в обществе разрушается солидарность, возникает напряженность.

Гетто неоднородны по своей сути: они возникают на различных основаниях, объединяют людей по различным признакам. Жители гетто далеко не всегда хотят встраиваться в окружающий мир: история знает случаи, когда гетто возникали насильственно (например, в гитлеровской Германии или постколониальных сообществах, когда доминантная общность притесняла меньшинство), но зачастую жители сегрегированных общностей сознательно дистанцируются от остального города. Само слово «гетто» возникло в XIVвеке от итальянского «лить металл» и было связано с еврейским поселением, расположенным на острове в Венеции. Островок был соединен с основной частью города мостом, днем эта часть города ничем не отличалась от остальных, но на ночь мост запирали. Причем запирали вовсе не власти города – сами евреи не допускали включения своего мира в общегородскую ткань.

Несмотря на то, что период насильственых гетто эпохи войны и апартеида завершен, города оказываются все более сегрегированными. Лапейрони связывает это явление с упадком концентрической системы города, разрушением географической схемы построения города, возникновением системы «островков» в городской ткани. Каждый такой «островок» показывает свою специализацию, социальный состав, образ жизни. Города перестают выполнять свою роль как места, превращаясь в пространство потоков. Для жителя важно не то, в каком месте он живет, а то, к каким местам и возможностям он имеет доступ в зависимости от своего социального, финансового положения.

Признаки сегрегации и ее степень изменчивы. Ольга Вендина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН объясняет, что, например, в Средние века главным способом сегрегирования общества и пространства была корпоративная принадлежность. С тех времен в Москве остались «профессиональные» названия улиц (Мясницкая, Конюшенный переулок). Со временем городские нувориши стали создавать собственную самоидентификацию – возникли парадные входы и черные лестницы. Москва с этой точки зрения остается городом, сегрегированным по имущественному принципу. Сегодня каждый новый виток усложнения социальной структуры ведет к усилению сегрегации.

Сегрегация на современном этапе оказывается исключением определенной группы из потребления благ. Несовершенство демократических институтов даже в самых благополучных и развитых странах дает почву для вытеснения лиц по национальному, имущественному или любому другому признаку. Внутри такой группы появляется собственные правила, своя экономика (зачастую связанная с криминальной деятельностью или распространением наркотиков), самоидентификация. Оказываются очень важны личные взаимоотношения: дружеские, гендерные, соседские. Человек внутри гетто, с одной стороны, чувствует себя как в тюрьме, ведь вырваться из этого круга очень трудно. С другой стороны, гетто создает психологически комфортные условия для жизни, дает жителю чувство принадлежности, определенности. Такое маленькое сегрегированное сообщество позволяет человеку не только выживать, но и чувствовать свою полноценность, состоятельность. Со временем в таких гетто происходит «исключение исключаемых», обитатели гетто, вытесненные из жизни города остальным населением, сознательно не хотят чужого вмешательства, которое может разрушить их мир. Например, город Детройт оказался фактически черным гетто, все белое население оказалось вытеснено в пригороды не только за счет происходившей там деиндустриализации, но и при участии различных формальных и неформальных институтов.

Лапейрони считает, что процесс сегрегации неизбежен: каждая социальная группа, завоевав определенные привилегии, старается дистанцироваться от остальных групп, происходит сбой социальной системы. На практике это выражается в том, что в европейских городах обеспеченные люди живут в центре, вытеснив более бедных в более отдаленные части города, а наиболее богатые слои предпочитают селиться в пригороде. Ольга Вендина видит в современной сегрегации процесс противодействия глобализации общества. По мере того, как глобализация стирает барьеры, будут происходить компенсационные процессы, жители города будут продолжать выстраивать границы, самоидентифицирующие их.

Дискуссанты сошлись во мнении, что в современной России не существует сообществ, соответствующих определению «гетто». Ольга Вендина, например, считает, что в России есть институт антигетто – новые мигранты оказываются не исключены из жизни города даже в депрессивных рабочих пятиэтажных районах, а, напротив, активно вовлекаются в жизнь через школы, соседство, работу. Даже диаспорные организации на практике работают не на замещение обычных городских связей, а на упрощение социализации новых мигрантов через трудоустройство, изучение языка. В Москве существуют скорее анклавы, причем эти анклавы не похожи на Гарлем или Чайна-таун, эти закрытые места создает не бедное население, а наоборот, наиболее обеспеченное. Высшие имущественные страты огораживаются высокими заборами, стараясь поддерживать свой комфортный микроклимат и как можно меньше взаимодействовать с окружающим миром. Эти островки богатства в городе вызывают раздражение у жителей, ведь у них отнимают по праву принадлежащий им город.

Дидье Лапейрони подчеркивает, что, возможно, сегрегация является не только проблемой, но и решением для современного сообщества. Таким образом многие группы населения могут поддерживать свою своеобразность, сознательно не смешиваясь с другими. Возможно, именно насильственные еврейские гетто позволили иудеям сохранить консервативную культуру предков, а не раствориться в титульном населении.

Екатерина Ларионова, заведующая кафедрой территориального развития РАНХиГС при Президенте РФ, считает, что существует рецепт выхода из проблем геттоизации общества – через развитие института соседства. Люди перестают активно ассоциировать себя с устоявшимися социальными клише, переключаясь на работу с непосредственно прилегающим к ним районами города. Ольга Вендина предлагает создание публичных пространств, организацию массовых социальных контактов, способствующих перемешиванию общества, возникновению межгрупповых и надгрупповых социальных связей.

 

20 марта, 2013 г.