• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский фантом бэби-бума

Жители Москвы все позже рожают детей. В столице преобладают однодетные семьи, а бездетность становится допустимой социальной позицией. Доклад Аллы Тындик «О репродуктивном поведении москвичей»

Вопросов больше, чем ответов

Старший научный сотрудник Института гуманитарного развития мегаполиса А. Тындик представила свою работу в Институте демографии ВШЭ (ИДЕМ). В ее докладе представлены первые результаты исследования в 2012 году демографического поведения москвичей. Тем не менее, они вполне показательны.

Обследование включало две выборки – «Москва и москвичи – 1» с 3102 респондентами (опрос одного человека в домохозяйстве) и «Москва и москвичи – 2» с 6230 респондентами (два человека в домохозяйстве, охват 3017 домохозяйств). Выводы работы, в основном, носят характер риторических вопросов:

  • Москва на фоне России: насколько далеко «ушла вперед» (в репродуктивном поведении)?
  • Бэби-бум в Москве – призрак?
  • Откладывание семьи за 30-летний рубеж – в каких масштабах?
  • Дети, воспитывающиеся вне брака (после развода), – почти норма?

Свои ответы на эти вопросы дали демографы на обсуждении доклада.

Материнство откладывается

До 2000-го года вклад 22-24-летних женщин в рождаемость превышал вклад 25-29-летних, напомнила Алла Тындик. Сейчас в Москве наблюдается «постарение модели рождаемости». Причем речь идет и о материнских «дебютах» – рождении первенцев, и о вторых и последующих родах. Дети при подсчетах не дифференцированы по очередности. Демографы сетуют, что таких данных нет даже в официальной статистике по Москве.

Рождаемость в Москве не меняется с 1950-х годов. Уже три поколения в столице воспроизводят один и тот же уровень рождаемости – при том, что доходы росли, жилищные условия улучшались

Алла Тындик со ссылкой на коллег-демографов из МГУ им. Ломоносова приводит данные, согласно которым в столице сложилась одна из самых «старых» в России возрастных моделей рождаемости. Пик рождаемости приходится на возраст 25-29 лет. В 2009 году, например, коэффициент рождаемости у женщин этой возрастной группы был почти в 1,6 раза больше, чем у 20-24-летних женщин.

Средний возраст матери при рождении ребенка в Москве, по словам докладчицы, составляет 29 лет (такая же ситуация в Санкт-Петербурге – 28,6 лет). В целом по России этот показатель достигает 27 лет– прежде всего за счет жительниц городов.

График 1. Тенденции московской рождаемости

Источники: Росстат, Демографический ежегодник России, 2010 г., Российский статистический ежегодник 2012 г., оперативные данные Мосгорстата

Лидерство столицы по «старению» рождаемости объясняется тем, что здесь множится число рожениц бальзаковского возраста. Даже по России доля женщин, рожающих после 30 лет, дошла до 40%. А в Москве эта цифра, скорее всего, еще больше. Точных данных по столице за последние годы, по словам Аллы Тындик, еще нет. Однако с точки зрения рождений детей в 30-34 года у Москвы «есть еще потенциал», убеждена она.

Сдвиги в возрастной модели рождаемости демографы объясняют двумя моментами:

  1. Развивается тенденция откладывания рождения первенцев, связанная с «отсрочкой» или отказом от регистрации брака. Да и в официальном браке рождения также откладываются. Тут играет роль стремление женщин в первую очередь сделать карьеру, самореализоваться, стать экономически независимыми и пр.
  2. В Москве, как и в других регионах России, растет доля вторых и последующих рождений, которые происходят в более поздних возрастах. Тут, по словам Тындик, сказывается «реализация активной демографической политики государства»: «материнский капитал», введенный с 2007 г, увеличение ежемесячных пособий и т.д.

Иногородние жители Москвы «омолаживают» рождаемость

Строго говоря, возрастная модель рождаемости собственно москвичей еще старше, отмечают демографы МГУ. Все дело – в учете рождений у иногородних жителей столицы, которые несколько омолаживают общую картину.

Люди из регионов рожают детей в более молодом возрасте, чем москвичи. Как отмечает заведующий сектором Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. Ломоносова Владимир Архангельский, в младших возрастах доля родившихся у иногородних выше. Например, в 2009 году у женщин моложе 25 лет она превышала 20%, тогда как в целом по всем рождениям составляла 17,2%.

Эксперты спорят, нужно ли вообще учитывать эти рождения при подсчете московских показателей. Владимир Архангельский считает, что не нужно. Заместитель директора Института демографии НИУ ВШЭ Сергей Захаров, напротив, убежден, что не стоит исключать из подсчетов детей иногородних, «так как неясно, сколько надо исключать». Даже данных по длительности пребывания в Москве, по его словам, сейчас не существует.

Точные показатели рождаемости у иногородних жителей Москвы подсчитать сложно, потому что, хотя «рождения у них и считаются московскими, но учета самих иногородних родителей в столице нет», пояснила доцент кафедры демографии Института демографии НИУ ВШЭ Виктория Сакевич.

Алла Тындик полагает, что детей людей из регионов «не нужно выделять отдельной строкой – ведь они все равно останутся в Москве». Кроме того, у иногородних жителей столицы «более высокие репродуктивные установки – среди них больше тех, кто хочет родить троих и более детей, чем среди коренных москвичей».

А значит, они могут внести существенный вклад в московскую рождаемость. Она, по оценке исследователей, достаточно низка. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) в Москве – среднее число рождений у одной женщины фертильного возраста (без учета родившихся у иногородних) составляет 1,18 (вместе с иногородними – 1,4). Для сравнения: СКР в целом по России – 1,58.

Призрак бэби-бума

В Москве не произошло существенного повышения рождаемости в последние годы, отметили демографы на обсуждении доклада. Сергей Захаров пояснил: «Есть исследования о том, что рождаемость в Москве не меняется с 1950-х годов. Первые оценки относятся к 1959 году. Получается, что уже три поколения в столице воспроизводят один и тот же уровень рождаемости – при том, что жизнь в Москве не ухудшалась, доходы росли, жилищные условия улучшались». (В этом смысле столица отличается от регионов, где происходили более сложные демографические процессы – например, «исход» из сел в города и пр.)

Для того, чтобы в столице произошел бэби-бум, должны радикально «измениться представления – нормы, мотивации, предпочтения», подчеркнул Сергей Захаров. «Необходимы очень сильные основания, вытекающие не только из опросов, но из всего континуума социально-экономической реальности проживания в Москве», – отметил он.

По мнению ученого, активная демографическая политика государства не слишком влияет на рождаемость в столице. Это подтверждается и тем, что в Москве по-прежнему преобладают однодетные семьи, в то время как двухдетность, напротив, «сильно прогнулась», отметили демографы.

Добровольная и вынужденная бездетность

В России насчитывается около 5% child-free – добровольно бездетных людей, привела данные Виктория Сакевич.

В Москве, по данным Аллы Тындик, эта цифра намного больше, и это «тревожный симптом». Среди тех, у кого нет детей, не желают их заводить 14% женщин и 21% мужчин в возрасте от 20 до 49 лет.

График 2. Желаемое число детей в разрезе числа уже рожденных детей

Источник: обследование «Москва и москвичи-2», 20-49 лет
Различия значимы на уровне р<0,01.

Кстати, существенное увеличение числа бездетных людей – тех, кто не мог или не хотел иметь детей – зафиксировала и Всероссийская перепись населения 2010 года, прокомментировала Виктория Сакевич: «Среди 35-39-летних женщин – тех, кто родился в первой половине 1970-х, на момент переписи 17% не имели ни одного рождения».

Однако нужно учесть, что «сорокалетние люди – бездетные уже по факту, они не завели детей, может быть, просто потому, что не сложилось», поясняет Виктория Сакевич.

Часть из этих 17%, очевидно, просто откладывала рождение детей до лучших времен. А такая позиция, предупреждает Владимир Архангельский, может привести к тому, что «ребенок будет восприниматься как угроза сложившемуся образу жизни».

Так или иначе, на следующем этапе исследования предстоит дифференцировать бездетных москвичей по возрастам. Скорее всего, среди 20-30-летних окажется больше добровольно бездетных людей.

Дети в неполной семье

Бездетных женщин среди разведенных довольно мало, отметила Алла Тындик. Дети есть у 82% разведенных женщин – в основном, по одному ребенку. Неполная семья в Москве почти превращается в норму, считает Алла Тындик. «В столице женщины более экономически независимы, могут сами воспитывать детей», – пояснила она.

Тут Россия идет по европейскому пути. В Европе, по данным Всемирной организации здравоохранения, почти повсеместно увеличивается доля детей, рожденных вне официального брака.

Репродуктивные установки

«Среди мужчин ниже желание иметь детей, чем среди женщин. Москве нужны меры по развитию отцовства», – отметила докладчица.

Наиболее «популярное» желаемое число детей – двое. Именно тут наблюдается наибольшее совпадение репродуктивных установок мужей и жен (70% пар). Впрочем, ясно, что такие планы воплощаются не во всех случаях.

В 2007-2011 гг. в Москве (как, впрочем, и в России) произошла реализация уже сложившихся репродуктивных намерений, говорится в докладе. Так, среди тех, кто хотел троих детей, 29% родили за этот период второго.

Таблица 1. Реализация уже сложившейся репродуктивной нормы

Источник: панель обследования РиДМиЖ 2007-2011

Российская столица с немецким акцентом

Таким образом, Москва по уровню рождаемости и репродуктивным установкам вплотную подошла к Австрии и Германии, странам, в которых демографический вопрос остается крайне острым. В Германии СКР один из самых низких в Европе – 1,4, в то время как для поддержания численности населения требуется коэффициент 2,1.

«Необходимо убрать барьеры на пути к родительству», – делает вывод Алла Тындик. И одними материальными мерами в случае с Москвой явно не обойтись.

См. также:

Семейная политика Франции пригодится России
Экономику спасет семья
Экономическая география российского сиротства

Презентация к докладу Аллы Тындик

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 7 марта, 2013 г.