• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Православные россияне не верят в вечную жизнь, но любят Родину

41 процент россиян заявляют: «исповедую православие и принадлежу к Русской Православной Церкви», но всего 8 процентов из них читали Евангелие. При этом гражданская активность «сознательных верующих» высока. Доклад Алины Багриной «Религиозный ренессанс и гражданская активность»

Противостоит ли религия гражданской активности, что из себя представляют верующие россияне, каковы их ценности и политические предпочтения, есть ли точки соприкосновения у «гражданского» и «религиозного» ренессансов и каковы возможные сценарии развития гражданского общества сквозь призму ценностных идентичностей россиян? Благодаря проведенным в течение двух лет (2011-2012 гг.) социологическим исследованиям, а также привлекая результаты исследований других организаций, служба «Среда» предложила возможные ответы на данные вопросы.

Они были представлены руководителем исследовательской службы «Среда» Алиной Багриной на заседании научного семинара «Религиозный ренессанс и гражданская активность», организованном Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Совокупные результаты исследований были получены в результате анализа опросов ФОМ (1500 респондентов), телефонных, уличных, интернет-опросов различных групп граждан: церковнослужителей, православных мирян, московских трудовых мигрантов, участников московских митингов, студентов, журналистов, социологов и пр. Были проведены и так называемые качественные исследования, в том числе: экспертные глубинные интервью, фокус-группы, этнографические исследования, анализ проповедей Патриархов Алексия II и Кирилла.

Православные неверующие

По данным лонгитюдных исследований ВЦИОМ численность «православных по самоидентификации» (тех, кто сам назвал себя православным) за 20 лет выросла в 2,5 раза и в настоящий момент составляет чуть более 73%, что является одним из самых больших показателей среди христианских стран. В то же время по данным исследования «Арены» только 41% из опрошенных согласились со следующим утверждением «исповедую православие и принадлежу к Русской Православной Церкви». В рамках данного проекта было опрошено 56 900 человек из разных регионов России. Раз в неделю и чаще церковь посещают лишь 4,5% россиян (по данным ValuesSurveyDatabank), что по сравнению с другими странами и вероисповеданиями является абсолютным исключением. Так, например, из 72% верующих американцев регулярно ходят в церковь 38%, в Южной Корее количество верующих и воцерковленных полностью совпадает – 30%, в Иране из 83% религиозных граждан регулярно посещают мечеть 35,5% (ValuesSurveyDatabank). Абсолютный рекорд воцерковленности показали россияне-протестанты, 41% которых являются активными прихожанами и участвуют в жизни своей общины (по результатам проекта «Арена», проведенного службой «Среда»).

Помимо того что православных россиян не часто можно встретить на литургии, их также не застанешь и за чтением Евангелия. Лишь 8% «православных в Церкви» (по результатам проекта «Арена», проведенного службой «Среда») когда-либо открывали эту книгу (для сравнения среди россиян-протестантов Евангелие читали 47%). О святости веры говорят лишь 6% верующих, ежедневно молятся 17%, а в жизнь после смерти вообще почти никто не верит. «Наше исследование показало, что христианского восприятия смерти нет. Доминирует секулярное, линейно-механическое восприятие. То есть, другими словами, человек считает свой последний вздох абсолютным концом жизни. Дальше пустота», – поясняет Алина Багрина.

Патриотизм вместо Бога

По результатам ассоциативного экспертного опроса «Среды» (2012 г.), понятие «православный» чаще всего ассоциируется с понятием «русский». 

«Массовая православная самоидентификация – не аутентичная христианская, а социально-политический рикошет», – отмечает Багрина. При этом просматривается «острый дефицит православной христианской миссии», который и приводит к «секулярному квазиправославию». Как показали результаты опросов верующих, в православные храмы людей приводят не столько представители духовенства (всего 1%), приходы или статьи и передачи в СМИ (0%), а члены семьи, друзья и жизненные обстоятельства. В результате, понимание смысла веры у человека нет, и он воспринимает церковь и Бога так, как ему хочется, или как ему посоветовали люди в его окружении. Багрина делает вывод, что религиозный ренессанс в России имеет место, а духовный – под вопросом.

Интересно, что представление о православном человеке не связано ни с Церковью, ни с верой, ни с религией. По данным анализа блогосферы, который тоже был частью исследования, при упоминании о церкви рядом не оказываются понятия добра и зла: по мнению людей, церковь – это о чем-то другом. Интересно, что рассуждения о православных сводятся к разговору о степени православности, о том, кто более или менее воцерковленный, т.е. встречается меньше содержательных характеристик, и больше — формальных. Получается, что люди не очень хорошо понимают, кто такой православный, но зато неплохо разбираются в том, кто «более или менее» православный.

Социальный образ «православного» ухудшается, возникает страх перед религией и церковью. Так, отмечает Багрина, на конференции «Психология индивидуальности», состоявшейся в Москве в прошлом году, говорилось о том, что люди, которые заявляют о своем четком вероисповедании, показывают более высокий уровень невротичности, высокий уровень иррациональных представлений и склонность к авторитарности.

Наблюдения этнографов говорят о том, что «православный приход – это закрытая агрессивная субкультура» со своим кодовым языком.

Реформы вместо революции

Массовая православная самоидентификация заставляет исследователей делать прогнозы относительно того, каким образом православные участвуют и будут участвовать в политической жизни страны, поскольку представляют собой большую часть гражданского общества. История говорит о том, что восточная христианская традиция всегда основывалась на утверждении «вся власть от Бога», и потому обесценивала поиск независимости от государства. На Западе, наоборот, светская власть считалась чужеродной церкви, что порождало критику и недоверие.

Из этого теоретически можно сделать вывод, что православный человек априори аполитичен, но исследования «Среды» показали, что это не так. По итогам проекта "Арена", 4,3% респондентов оказались церковными православными и при этом активными гражданами. В целом же граждански активные россияне составили 10% от опрошенных. «Это образованные, молодые, обеспеченные люди. Казалось бы, церковных людей среди них должно было быть меньше (2,5-3%), но результаты показывают, что их много», – отмечает Багрина.

Согласно результатам опросов, проведенных среди «экспертов-мирян», противоречия между гражданской и православной идентичностью не обнаружилось. «Сходство – в личной ответственности за то, что происходит в обществе и Церкви (как я на своем уровне могу делать окружающий мир лучше?). Различие – в том, что это две разных идентичности, христианин и гражданин, и христианская идентичность должна иерархически стоять выше». Таким был один из ответов. «Стяжай дух мирен», – приводит Багрина слова Св. Серафима Саровского.

Националистическая радикализация или христианский мир

Таким образом, Церковь сейчас стоит перед задачей увеличивать миссионерство, отвечая на духовные искания граждан, помогая им, тем самым, становится активными гражданами.

Багрина считает, что гражданин-мирянин – благо для сохранения целостности российского государства и стабильного развития в современной ситуации: новых экономических вызовов (конца ренты); кризиса вертикальных коммуникаций и распада предельных иерархических идентичностей; а также риска радикализации населения.

И сейчас перед государством, обществом и церковью стоит задача понять: чем для них является государство.

Доклад Алины Багриной вызвал множество откликов и дискуссий. Участники семинара признали, что «Среда» подняла целый пласт неизученных ранее вопросов, на которых пока нет готовых ответов. Тем не менее, они являются одними из самых актуальных на сегодняшний день. Как использовать ресурс церкви для стабилизации ситуации, как отвечать на возросшую потребность в поиске ценностей, прогнозировать поведение огромной части гражданского общества.

Комментирует доцент Кафедры истории философии факультета философии НИУ ВШЭ Борис Кнорре:

- Идентификация православных верующих стала в последнее время более поляризированой. Напряжение между православными и секулярными гражданами нарастает отчасти потому, что в православии отсутствует культура комплиментарности: деликатности и уважения к другому. Закрытость, нетерпимость многих православных – их защита. В гражданском обществе, как системе самоорганизации и самоопределения, существует сильнейшая мотивация и самостоятельное волеизъявление. Но в церкви есть недоверие к человеческому волеизъявлению. И это большая проблема на сегодняшний день.

Религиозный ренессанс и гражданская активность. Презентация к докладу А. Багриной

 

28 февраля, 2013 г.