• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Болгария меняет курс

В Болгарии на фоне массовых волнений ушло в отставку правое правительство Бойко Борисова. Премьер заявил: «Не желаю видеть кровь на улицах, не хочу смотреть, как полиция Болгарии, не коллеги, но братья мне, бьют кого бы то ни было». По всей видимости, будут назначены досрочные выборы, а курс страны серьезно изменится

Пять стран – пять кризисов

Экономический кризис сильно ударил по балканским странам. Греция, Кипр, Румыния, Македония, с прошлой недели Болгария – все эти государства переживают резкое ухудшение экономической ситуации, сопряженное со снижением реального уровня жизни. Причины похожи – небольшие экономики ориентированы на оказание услуг и на получение средств от диаспор в более развитых странах. В условиях мирового кризиса приток внешних инвестиций сократился, многие эмигранты потеряли работу и вернулись домой, а туристы из Западной Европы предпочли проводить отдых в других регионах. Однако каждая страна в силу специфики политической и экономической ситуации демонстрирует свой путь поиска выхода из кризиса.

Греция испытывает значительное внешнее давление, поскольку состояние ее экономики напрямую влияет на остальную еврозону. За необходимую помощь греческое правительство вынуждено расплачиваться резким снижением социальных расходов, что приводит к отмиранию традиционной двухпартийной системы. Набирают силу правые и левые радикалы – Золотая Заря и СИРИСА, в связи с чем любой очередной политический кризис грозит перерасти в серьезное гражданское противостояние.

Кипр сейчас ждет второй тур президентских выборов. Экономическое состояние острова зависит от многочисленных оффшорных компаний, но в период кризиса многие из них стремятся перейти в более спокойные страны. Традиционная экономическая помощь, оказываемая Грецией, сегодня невозможна. Единственная надежда – разведанные в последние годы нефтегазовые месторождения на средиземноморском шельфе, но из-за напряженности в Сирии и Ливане их освоение в ближайшие годы не представляется делом ближайшего времени.

Румыния свои политические кризисы пережила в конце прошлого года. Эту страну отличает разделение властей между двумя центрами силы – правым президентом Траяном Бэсеску и левым правительством Виктора Понты. Левое большинство в парламенте несколько раз пыталось инициировать импичмент президенту, но успехом это не увенчалось. В отличие от Греции и Кипра в Румынии правый президент продолжает проводить инициативную и популистскую внешнюю политику, направленную на постепенную интеграцию Румынии и Молдовы. Данный курс пользуется значительной поддержкой в обществе, что дает властям время для решения экономических проблем.

В Македонии, как мы уже писали, массовые беспорядки состоялись перед Новым годом. Требующая принять сбалансированный бюджет социалистическая оппозиция натолкнулась на популистские амбиции правящих националистов ВМРО. Обе стороны не жалели средств на пропаганду, обвиняя друг друга в попытке государственного переворота. Сторонники оппозиции вышли на улицу и устроили масштабные столкновения с полицией. Тем не менее популистские обещания ВМРО позволили правительству удержать власть.

Правый уклон

В балканском контексте позиции Болгарии еще месяц назад выглядели вполне надежно. Сам премьер-министр Бойко Борисов, выходец из спецслужб и некогда телохранитель бывшего царя Симеона II (премьера Болгарии в 2001-2005 гг.) последовательный сторонник правых взглядов, пользовался значительной популярностью в силу личной харизмы и успехов в борьбе с преступностью. Оппозицию представляли социалисты и представители этнических меньшинств.

Но правое правительство, пришедшее к власти в 2009 г. и пользовавшееся поддержкой крупнейшей фракции ГЕРБ, столкнулось с кризисом сразу после Нового года. Причиной стало введение с 2013 г. новых ставок налогов и тарифов, ударивших по карману болгар.

Еще осенью ничего не предвещало подобного поворота. В отличие от соседей Болгария взяла курс на проведение рыночных реформ и либерализацию экономики, связанный с именем министра экономики, энергетики и туризма Симеона Дянкова, известного своими либеральными взглядами.

Очень молодой для своего поста (1970 г. р.) Дянков имеет в своем послужном списке долгий опыт работы в международных финансовых структурах и ведущих научных центрах, включая Всемирный банк и Гарвард. В середине 2000-х гг. он работал в Грузии, где был близко знаком с Кахой Бендукидзе, осуществлявшим известные экономические реформы после «Революции роз».

Вернувшись на родину и примкнув к движению ГЕРБ, Дянков попытался сформулировать и провести в жизнь программу рыночных преобразований по грузинскому образцу: ограниченный законом и сбалансированный бюджет, резкое сокращение государственного аппарата, децентрализация власти между крупнейшими городами страны, уменьшение традиционных социальных выплат, строительство масштабных инфраструктурных проектов, передача государственной монополии в сфере энергетических поставок частным конкурирующим компаниям.

Как и Грузия, Болгария оказалась не готова к реформам по социальным причинам. Бывшая страна соцлагеря имела крайне низкий по европейским меркам уровень жизни, стареющее население со значительной естественной и миграционной убылью, коррумпированный и раздутый государственный аппарат.

В силу традиционных клановых отношений в болгарском обществе статус госслужащего во многих случаях помогал чиновникам оказывать протекцию своему окружению. Реформы Дянкова заставили многих уволенных и их близких встать на сторону оппозиции – Болгарской социалистической партии, тогда как ряд оставшихся на госслужбе почти открыто саботировали инициативы министра.

Сокращение или отказ от индексации зарплат бюджетникам, урезание субсидий аграриям, отмена традиционный новогодних прибавок к пенсии обусловили массовую поддержку социалистам. И так не слишком богатые рядовые учителя и врачи оказались перед вызовом постоянно растущих цен на продовольствие и жилищно-коммунальные услуги, что определило лозунги спонтанных акций протеста.

Расчеты Бойко Борисова, что структурным реформам и модернизации инфраструктуры в Болгарии поможет Евросоюз, оказались беспочвенны. Европейские институты не хотели вкладывать средства в Болгарию, более того, под давлением Германии и других влиятельных членов были введены определенные ограничения на сельскохозяйственный экспорт Болгарии, а также на миграцию рабочей силы. Надежды на скорое вступление в Еврозону и Шенген сменились поиском новых путей.

Атомная ловушка

Возможно, даже с учетом перечисленных выше обстоятельств правое правительство смогло бы устоять до очередных парламентских выборов, намеченных на ближайшее лето. Однако Болгария попала в энергетическую ловушку, и это взорвало политическую ситуацию.

Напомним, что правительство Бойко Борисова в противовес своим социалистическим предшественникам планировало диверсифицировать российские энергетические поставки за счет иных источников. Многолетние напряженные переговоры между Болгарией и Россией закончились согласием только в газовом проекте «Южный поток», тогда как строительство Росатомом новой АЭС в Белене и реализация нефтепровода Бургас–Александрополис оказались свернуты и сняты с повестки дня. Болгария вела альтернативные переговоры с Турцией и Евросоюзом о возможности поставок энергоносителей не из России.

На этом фоне болгарские социалисты при негласной поддержке России инициировали проведение референдума за дальнейшее развитие сравнительно дешевой, но небезопасной атомной энергетики, предполагающее строительство Белене. Бойко Борисов и Евросоюз выступали против этого проекта. В силу малой явки референдум был признан несостоявшимся, а решение вопроса осталось за правительством.

Обстановка накалилась из-за роста цен на электричество для домовладений. Жители Софии и других городов вышли на улицу с требованием свернуть реформы Дянкова, устранить частных посредников между энергопроизводителями и потребителями и ввести государственное регулирование отрасли с фиксацией тарифов. Протесты лишь усилились, когда в энергетических аферах были уличены ряд высокопоставленных лиц, включая заместителя генпрокурора Галину Тоневу.

Дянков был отправлен в отставку, но было слишком поздно. Столкновения манифестантов с полицией закончилось большим числом пострадавших с обеих сторон. Бойко Борисов провел телефонный разговор с Владимиром Путиным, пытаясь спасти ситуацию и договориться об энергетических льготах, а наутро подал в отставку.

Сложно предугадать результат досрочных парламентских выборов. По-видимому, больше всего шансов на победу будет у той силы, которая создаст программу правого популизма с националистическим ореолом по образцу Бэсеску в Румынии или ВМРО в Македонии. Вполне возможно возвращение к власти Бойко Борисова, которому придется отдалить ряд непопулярных персон. Однако если социалистам удастся предложить альтернативу в виде льготных энергетических проектов с российским участием, то не исключен и триумф левых.

Но кто бы ни победил, пример Болгарии (как и судьба грузинских реформ) демонстрирует, что радикальные рыночные преобразования на фоне мирового экономического кризиса ведут к социальному взрыву и их доведение до конца оказывается под большим вопросом.

 

21 февраля, 2013 г.