• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование: пафос уместен

Никудышное состояние образовательной системы – это кредит, который мы берем у будущего. Каждая новая инициатива, усиливающая закрепощенность учителей, каждый год задержки образовательной реформы – своего рода заем с неизвестным сроком выплаты

Статья Мохаммеда Эль-Эриана, перевод которой публикует OPEC.ru, написана будто про нас. Недоинвестирование и неэффективные инвестиции в образовательную среду, устаревшие и неинтересные программы. По истории – еще и страдающие явной политической конъюнктурностью.

Хотя еще в 1960-е гг. у нас была разработана опередившая свое время лет на 30 образовательная программа, обучающая детей мыслить, спорить, решать сложные задачи, доказывать свою точку зрения (речь о развивающем обучении Эльконина-Давыдова), в школе до сих пор процветает зубрежка, начетничество, формализм. Введение ЕГЭ вместо того, чтобы исправить ситуацию, ее усугубило: обучение в старших классах стало еще больше направлено на то, чтобы выпускники прошли формальные тесты, часто не требующие навыков мышления, понимания и интерпретации.

О том, чтобы образовательные программы были актуальны современным знаниям о мире и техникам его исследования, нет и речи. Забыта и другая перспективная образовательная идея – «школа самоопределения» Тубельского, где детей учили саморазвитию, выдвижению и защите своих инициатив и проектов – в общем, готовили к активной жизни в гражданском обществе.

В редких школах учащиеся средних и старших классов контактируют с представителями профессий, которые им вскоре предстоит выбирать. В результате школы вместо того, чтобы открывать окно в мир, скорее помещают ребенка в искусственную музейную среду. Креативность и учителя, и учеников убиваются «кондовыми» образовательными программами и бюрократией.

Не многим лучше ситуация в большинстве вузов. Никак не приживется в России система кредитных единиц (см. статью Чистохвалова из РУДН «Как функционирует система кредитных единиц»). Это система, когда студенты могут выбирать учебные курсы соответственно своей специализации и интересам, при этом каждый учебный курс оценивается в определенное количество единиц, и известно, сколько таких единиц нужно набрать за каждый семестр или год обучения. Это кредитно-модульная система, позволяющая студентам гибко варьировать образовательные траектории, мигрировать между кафедрами, курсами и факультетами и т.д.

Вместо этого в подавляющем большинстве российских вузов действует давно морально устаревшая зачетно-экзаменационная система, оставляющая студентам мало выбора, а преподавателям почти не дающая возможности адекватно оценить студентов. В последние годы и в школах, и в вузах ко всему этому добавилась еще и существенная бюрократическая нагрузка.

Отдельные образовательные программы не интегрированы друг с другом. Например, выпускники медицинских колледжей (3-4 года обучения, дающие право работать медсестрами, фельдшерами, лаборантами и т.д.), если они собираются стать врачами, должны поступать на первые курсы соответствующих институтов и заново прослушивать, кроме специальных, все те же общеобразовательные предметы. А для поступления – сдать те же экзамены, что и вчерашние школьники. Получается, ценность 4 лет в медучилище, вся практическая работа и масса специальных знаний, полученных за время обучения, сведены к нулю. Неужели невозможно выстроить единую систему медобразования, которая не отнимала бы у медиков лишние 2 года жизни на обучение, а, наоборот, экономила эти годы?

Педагогическое образование страдает отрицательным отбором – в учителя идут не лучшие, а худшие. А получают они в педвузах то же университетское образование (математика, литература и т.д.), что и коллеги-предметники в университетах, но существенно худшего качества. Плюс некоторое количество авторитарной и устаревшей педагогической схоластики. Неудивительно, что педвузы являются еще в большей мере, чем обычные университеты, поставщиками «липовых» диссертаций. Модель «классическое образование плюс интернатура» была бы, видимо, оптимальным вариантом, пишет один из создателей ВШЭ Лев Любимов в недавно изданном сборнике «Войти в эпоху просвещения». Но в последние годы практически никаких шагов к внедрению этой системы сделано не было.

Никудышное состояние образовательной системы – это кредит, который мы сейчас берем у будущего. Каждая новая инициатива, усиливающая закрепощенность учителей, каждый год задержки образовательной реформы – это своего рода заем с неизвестным сроком выплаты.

Мы просто обрекаем себя на то, что профессионализм и квалификация широкого поколения работников, которые придут на рынок труда через 10-20 лет, будет ниже, чем у сегодняшних выпускников вузов.

Все необходимые реформы очень сложны. Можно понять Минобразования, которое устало от долгих лет конфликтов вокруг школьной реформы. Но боясь дать учителям больше свободы, с одной стороны, и не повышая образовательные стандарты – с другой, оно просто обрекает страну на медленное, но очень планомерное сползание в третий мир. Альтернатива «эпохе просвещения» только одна: эпоха невежества.

См. также:

В.Чистохвалов. Как функционирует система кредитных единиц в классическом университете.
Филипп Чапковский. Учебник истории и идеологический дефицит
Аарон Ренн. Диплом – стоит ли он того
Аарон Ренн. Рост расходов на образование и медицину не будет вечным
Образовательный коллапс

 

21 февраля, 2013 г.