• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес берет на себя обязанности муниципалитетов

Крупные российские компании используют поддержку социальной инфраструктуры по месту своей «прописки» как гарантию лояльности властей. Обзор статьи С. Леппэнена, М. Линдена, Л. Соланко

Российский опыт показывает, что крупные компании, особенно в депрессивных районах и моногородах, берут на себя часть социальных и инфраструктурных задач, которые, в соответствии с законодательством, должны обеспечиваться государством. Можно предположить, что такое поведение бизнеса основано на советской традиции (сюда относятся, например, Дома культуры при заводах, детские лагеря от учреждений). Авторы опубликованной в журнале «Economic systems» статьи «Firms, public good provision and institutional uncertainty: evidence from Russia» (SimoLeppänen, MikaelLinden, LauraSolanko «Firms, publicgoodprovisionandinstitutionaluncertainty: EvidencefromRussia», EconomicSystems, Volume 36, Issue 4, December 2012, Pages 522-530), считают, что причины такого явления лежат более глубоко, основаны на процессах, сопутствующих переходному периоду в экономике страны.

В Советской России крупные производства, как правило, участвовали в предоставлении местных инфраструктурных (например, отоплении зданий) и социальных (медицинская помощь, жилье) благ. С распадом СССР большое число объектов обслуживания населения перешло в муниципальную собственность, одновременно с этим упало качество предоставляемых благ. Несмотря на это, многие компании до сих пор активно участвуют в поддержании инфраструктуры и социальном обеспечении граждан, причем зачастую в тех сферах, которых находятся в ведении государства. Совершение огромных, практически благотворительных трат не соответствует обычным целям компании, максимизирующей свою прибыль.

Leppäenen, Linden и Solanko делают предположение, что с помощью крупных внешних вложений компании стараются снизить неопределенность, сопутствующую российским на рынкам на переходном этапе. Фирмы стараются снизить основные институциональные риски, которые могут подорвать их нормальное функционирование: слабость института собственности и проблемы с предоставлением общественных благ. Компании пытаются нивелировать эти риски  путем создания базовой инфраструктуры, привязки работников к местам  и выстраивания взаимоотношений с местной властью.

Доступность и качество базовой инфраструктуры

Для нормального функционирования компании необходим определенный уровень инфраструктурной обеспеченности: водоснабжение, электричество, отопление, связь. Однако в российских условиях предоставление этих услуг нестабильно. Так, в 2002 году почти 40% компаний отметили перебои в подаче электроэнергии, а половина из них считает, что эти проблемы оказывают значительное влияние на деятельность компании. Выходом в такой ситуации является создание инфраструктуры, которая будет удовлетворять запросы компании. Согласно данным исследования, каждая пятая средняя или крупная компания участвуют в финансировании строительства дорог за пределами своего ведения (например, за территорией завода), а каждая десятая помогает муниципалитетам в сферах отопления, утилизации мусора или водоснабжения.

Привязка работников к местам

Предоставление различных общественных услуг в Советский период во многом обеспечивалось работодателями, в настоящее время эта обязанность переложена на муниципалитеты. Недостаточное финансирование и другие проблемы приводят к низкому качеству оказания социальных услуг, возникновению очередей. Если компания обеспечивает дополнительный уровень социальных услуг (например, корпоративную поликлинику), работники оказываются более тесно привязаны к местам приложения труда. По данным исследования, более 90% крупных и средних компаний прямо или косвенно поддерживают медицинское обслуживание своих работников, около половины участвуют в обеспечении работников жильем, каждая четвертая организует корпоративные детские сады или финансирует муниципальные дошкольные учреждения.

Взаимоотношения с местной властью

Если первые два канала имеют место и в развитых экономиках, то последний типичен для стран переходного типа. Ради собственной выгоды сотрудничества компании готовы вкладывать дополнительные средства в инфраструктуру, заботиться о своих работниках и поддерживать неприбыльные сферы жизни города – репутация в глазах местных чиновников является важнейшим активом для роста компании. Компании берут на себя часть прямых обязанностей муниципалитетов, тем самым обращая неопределенность рынка в свою пользу: широкий простор интерпретации законов, непредсказуемость судебных решений и постановлений местных чиновников помогают компании расти быстрее конкурентов.

Анализ

Для подтверждения своего предположения авторы исследуют взаимосвязь участия компаний в различных некоммерческих мероприятиях, полезных муниципалитетам, и помощи, оказываемой бизнесу со стороны чиновников. В регрессионный анализ вводится переменная, базирующаяся на опросе главных менеджеров этих компаний – могут ли они оказать влияние на решение местных или региональных властей по интересующих их вопросам.

Эмпирическое исследование охватило 404 крупных и средних компаний в 40 регионах России. Результаты показывают устойчивую связь между помощью местным властям в осуществлении их полномочий и возможностью компании влиять на решения, принимаемые чиновниками.

Установившееся сотрудничество между компаниями и муниципалитетами не является устойчивым. Взаимные договоренности с местными властями опасны для бизнеса, поскольку при невыполнении этих неписаных соглашений в кризисные годы компанию могут ожидать санкции со стороны чиновников. В переходный период чиновники стараются любыми способами поддерживать необходимый уровень обеспеченности населения базовыми услугами – в такой ситуации двусторонний обмен может быть хорошим решением.

Однако такое решение можно считать рациональным только в краткосрочном периоде. Усиление роли институтов, однозначность решений суда должны привести к снижению доли частного участия в обязательствах муниципалитетов, поскольку у властей будет гораздо меньше ресурсов для выражения своей лояльности, надеются авторы.

 

20 февраля, 2013 г.