• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гражданское общество создаст открытое государство

Открытое государство возникает там, где есть активное гражданское общество и политическая свобода. Выступление Роджера Флегеля (Roger Vleugel), голландского юриста, эксперта по доступу к информации на научно-практической конференции «Правовые и практические проблемы реализации свободы информации в России»

Считается, что в развитых странах (прежде всего в Европе и Америке) проблем с раскрытием информации не существует. Открытые государственные данные – это часть государственной политики национальных правительств ведущих мировых держав. Правительства публикуют данные онлайн на специальных порталах, а законодательство о доступе к информации позволяет беспрепятственно по первому требованию получить информацию обо всем происходящем в стране и, таким образом, осуществлять гражданскому обществу контроль за деятельностью органов власти.

«Так думает и большинство голландского населения, где законодательство о доступе к информации является одним из самых проработанных и открытых, но это не так. Для открытого доступа к информации одного закона мало. Важно правоприменение, которое в одних странах способствует открытости, а в других, наоборот, препятствует ей», – утверждает Роджер Флегель. Несмотря на то, что в Голландии один из самых либеральных законов о раскрытии информации, получить государственные данные там очень не легко.

Закон один, правоприменение разное

Проблема получения информации о деятельности органов власти и местного самоуправления средствами массовой информации с принятием закона о доступе к информации во многих странах осталась не полностью решенной.

Существует колоссальная разница между странами с идентичным законодательством о раскрытии информации, утверждает Флегель. В одних странах массовые запросы на информацию оперативно удовлетворяются, в других редкие обращения в госорганы наталкиваются на массу бюрократических препонов. «Я сравниваю Голландию с другими странами с максимальной свободой информации – Канадой, Великобританией и пр. Под свободой информации понимаю прозрачность деятельности госорганов, максимально либеральное законодательство и наличие открытых государственных данных. В этих странах журналисты и гражданское общество имеют право обращаться в госорганы за любой информацией, дополнительно им необходимой. И тут огромная разница – та информация, которую в Канаде можно получить быстро, без особых усилий, в Голландии окажется для меня труднодоступной», – говорит Флегель.

По его мнению, различия следует искать в сфере политики и культуры, а не в законодательной сфере. Чем свободнее страна, чем активнее в ней гражданское общество, тем более открытыми там оказываются органы власти, тем быстрее и проще они удовлетворяют запросы населения.

«В Голландии в госорганы поступает 8 запросов на 1 тысячу граждан, что в 25 раз меньше, чем, например, в Великобритании. Местные органы внутренних дел за год получают 200 запросов (в 100 раз меньше, чем в Великобритании). Закон о раскрытии информации не менялся в Голландии на протяжении последних 25 лет, однако в последние годы отказов о раскрытии информации из госорганов приходит все больше и больше. В 2012 году неудовлетворенным осталось 65% запросов на информацию в госорганы. Это говорит о том, что либеральных принципов управления страной становится меньше», – считает Флегель.

Он также отмечает, что в Голландии 80% запросов в госорганы поступает от журналистов и лишь 20% – от представителей гражданского общества, тогда как, например, в Балканских странах все наоборот. Низкая активность граждан в данной связи также является «тормозом» на пути раскрытия информации. «Когда правительство мало активно, гражданская активность может изменить ситуацию. Массовые обращения граждан в госорганы – прецедент для изменения политики и правопременения в части открытости информации», – утверждает юрист.

Настойчивые запросы – путь к раскрытию информации

Как же сделать так, чтобы декларируемой свободой информации можно было воспользоваться? Роджер Флегель призывает журналистов и других представителей гражданского общества прежде всего не лениться.

«В этой сфере важно знать нормы закона и все нюансы правоприменения, среди которых есть простые, доступные каждому. Например, вы хотите получить информацию о числе авиаперелетов за год. Вы посылаете запрос в Минтранс, но не получаете ответа оттуда. Есть два пути. Во-первых, послать запрос в другое министерство (например, по охране окружающей среды), где данная информация также имеется, но для его сотрудников она не представляет такой большой тайны, ее могут без проблем предоставить. Во-вторых, отправить повторный запрос в Минтранс, указав при этом, что нужны только сами данные без указания фамилий чиновников и других персональных данных, ответственных за информацию. Моя практика показывает, что запрос без фамилий повышает в 2 раза результативность обращений в госорганы», – отмечает юрист.

Если же данные рекомендации «не сработали», то предстоит долгий путь к получению желаемых результатов. При этом шанс на победу очень велик. В Голландии на оспаривание отказа в предоставлении информации может потребоваться 2,5 года. Два месяца максимум может занять сам запрос в госорганы, четыре месяца – обжалование отказа в органах административной власти. «На этом этапе госорганы уже в основном раскрывают информацию», – уточняет Флегель. Один год занимает судебное рассмотрение отказа и еще один год – апелляция в Верховный суд. «Столь долгие сроки – проблема для журналистов, главное в работе которых – оперативность, поэтому они не часто прибегают к столь сложной процедуре. Но зачастую до двух лет дело не доходит. Настойчивость на первых этапах часто обеспечивает успех», – обнадеживает юрист.

Он, отметил, что успехи с раскрываемостью информации сделали как раз те страны, где большинство запросов в госорганы исходит от простых граждан. Это, например, Венгрия, Болгария, ряд стран Центральной и Восточной Европы.

Комментирует генеральный директор «Лаборатории интеллектуального анализа данных», специалист по автоматическому извлечению и анализу данных Иван Бегтин:

Россия вступила в мировое партнерство «Открытых правительств», Open Government Partnership, государство пришло к открытости. Надо понимать, что большинство стран, которые туда вступали, поступали так не просто вследствие международных обязательств, не просто по инициативе, которой можно делиться, которой нужно соответствовать. Но в первую очередь это была реакция на запросы граждан.

В большинстве стран, таких как Великобритания и США, практически всех странах – основателях OGP, гражданское общество создавало все те проекты, которые делает сейчас государство. Вначале именно активисты сделали открытыми данные, именно они делали проекты по привлечению граждан, именно они собирали петиции на негосударственных площадках, и многое другое. Сейчас наконец-то представители государства осознали, что либо государство начнет делать это само, либо оно изменится и будет совершенно иным. Это такая добровольная трансформация в соответствии с ожиданиями.

Нам надо четко понимать, что для того чтобы любое правительство, в том числе и российское, продолжало двигаться в этом направлении, необходимо сильное давление со стороны общества. Необходимо, чтобы все те инициативы, которые делает государство, делались и по его собственной инициативе, и по инициативе гражданского общества. Необходимо, чтобы не только государство раскрывало данные, но и чтобы максимально большое число людей было вовлечено в их использование для всех возможных целей: для целей развития бизнеса, для создания новой инновационной конкурентной экономики и для целей контроля граждан за деятельностью власти.

Без этого ничего не заработает, не будет у людей, сидящих на этой информации, должной мотивации к её раскрытию. То же самое касается вовлечения граждан, то же самое касается всего остального. Все инициативы государства, какими бы странными они ни казались, – это то, в чем необходимо как участвовать, так и задавать конкурирующие проекты. Все государственные проекты по вовлечению особенно хорошо работают в том случае, когда чиновники понимают, что есть общественные коммерческие проекты, которые им комплементарны, которые пересекаются с ними полностью либо отчасти.

См. также:

1.Открытые данные: новый рынок информационных услуг
2. Бегтин И. В. ZAKUPKI.GOV.RU. «Открытые данные как общественное достояние»
3. Бегтин И. В. ZAKUPKI.GOV.RU. «Открытое государство»
4. Бегтин И. В. ZAKUPKI.GOV.RU. Проблемы качества
5. Бегтин И. В., Потемкин М. И. «Текущее состояние информационного обеспечения государственных и муниципальных закупок»
6. Яковлев А. А., Демидова О. А., Балаева О.Н. WP1 "Институциональные проблемы российской экономики", М.: НИУ ВШЭ, 2012.
7. Банисар Д. Свобода информации в мире 2006 год. Общий обзор законодательства по доступу к правительственной информации в мире // С. 26.

 

19 февраля, 2013 г.