• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мировой энергорынок на пути к «рынку потребителя»

Энергетическая система становится все более диверсифицированной, экологически чистой и высокотехнологичной. В этих условиях России будет все труднее играть по быстро меняющимся глобальным правилам, испытывая все большее давление со стороны новых динамичных игроков. Круглый стол «Мировая энергетика: на пороге кардинальных перемен. Место России на глобальных энергетических рынках к 2020 году»

В последние годы глобальный энергетический рынок меняется все более быстрыми темпами. Новые тенденции, в числе которых стремительное развитие возобновляемой энергетики, рост добычи нетрадиционных углеводородов, развитие инновационных, экологически чистых энергетических технологий формируют новый расклад сил среди игроков глобального энегорынка.

Энергоэффективность по-европейски

По оценкам Международного энергетического агентства, до 2030 года мировой спрос на первичные энергоносители (прежде всего уголь, нефть, природный газ гидроэнергия и атомная энергия) будет расти. Например, зависимость Евросоюза от внешних источников топлива останется на достаточно высоком уровне: сейчас в европейские страны импортируется более 60% газа, более 80% нефти. По прогнозам Еврокомиссии, к 2030 году спрос на энергоресурсы вырастет на 40%.

Однако в последние несколько лет мировой энергетический рынок начал меняться. В первую очередь это видно по Европе. Перебои топлива в 2009 году, газовые войны между Россией и Украиной, в течение которых трехнедельная газовая блокада затронула практически все страны Европы. Этот период нестабильности на энергетическом европейском рынке и стал одной из основных причин выработки Евросоюзом новой энергетической стратегии. Главный смысл ее европейцы увидели в избавлении от импортной энергетической зависимости, что должно обеспечить более устойчивое развитие экономики  и снизить риски энергопотребления. Еврокомиссия приняла весьма амбициозный план «20-20-20», в котором прописано, что к 2020 году страны ЕС должны снизить потребление энергоресурсов на 20%, долю альтернативных источников в энергобалансе увеличить на 20%, и на 20% повысить эффективность использование энергии.

Россия пока не готова перестроиться от нефтяной привязки цен на свой газ на другую систему ценообразования – спотовую. Это на руку новым игрокам, предлагающим более гибкую систему цен на свой газ

Реализация плана предусматривает повышение энергоэффективности, создание интегрированного общеевропейского рынка энергии, усиление роли потребителей, включая обеспечение максимальной надежности при снабжении энергии и безопасности при ее производстве, а также закрепление лидерства ЕС в области энерготехнологий и энергетических инноваций.

По данным Евростата, сегодня доля возобновляемых источников энергии в конечном потреблении в странах ЕС составляет 10,3%, остальные 89,7% приходятся на традиционные энергоносители – нефть и газ. Реализация плана обойдется Евросоюзу недешево – не менее 1 трлн евро до 2020 года. Но все домохозяйства, как ожидается, почувствуют отдачу от новой архитектуры рынка – расходы на энергию каждой семьи могут сократиться на 1000 евро в год.

Новая энергетическая стратегия ЕС продиктована не только желанием снизить зависимость от импортного топлива, но  и заботой об экологии: переход на альтернативные источники энергии должен радикально улучшить состояние окружающей среды в Европе. ЕС запланировало сократить выброс парниковых газов на 20% до 2020 года и на 80-95% – к 2050 году. Согласно директиве ЕС, страны-члены Евросоюза, обязаны принимать надлежащие меры, чтобы обеспечить соблюдение предельных выбросов производствами и автомобилями. Для обеспечения дальнейшего снижения выбросов СО2 автомобильным транспортом, еще в 2011 году Еврокомиссия приняла «Стратегию по транспорту», согласно которой с 2050 года в европейских городах не должно остаться машин с бензиновыми и дизельными двигателями, а 40% авиатоплива должно обеспечиваться альтернативными источниками.

Профессор экономического факультета МГУ Сергей Бобылев считает, что толчком к развитию «зеленой экономики» не только в Европе, но и в мире, стал кризис. «Многие страны во время кризиса 2008 года вынуждены были изменять свою экономику. Они поставили себе целью сделать ее более низкоуглеродной, экономичной, с более низким потреблением первичных энергоресурсов, и этот тренд уже запущен, – говорит Сергей Бобылев. – К сожалению, в стратегических документах России такие цели встречаются очень мало, в них преобладает антиустойчивый тренд развития российской экономики».

В последнее время в государствах-членах Евросоюза для производства электроэнергии растет использование биогаза. Бесспорным лидером здесь является Германия, на втором месте – Италия, третье – за Великобританией. К 2020 году правительство Франции поставило намерено производить более 555 кт н э (нефтяного эквивалента) тепла посредством использования биогаза и установить биогазовое оборудование для производства 625 МВт электроэнергии. В Польше действуют около двух десятков биогазовых заводов, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, и рост установленной мощности биогаза в 2015 году ожидается в размере 624 ГВт, в 2020 году – 860 ГВт. В целом, в государствах-членах ЕС в ближайшие годы планируется ввести в эксплуатацию более 80 биометановых заводов.

Российские рыночно-газовые перспективы

При том, что Европа взяла курс на форсированное развитие альтернативной энергетики, спрос на российские нефть и газ на мировом рынке еще долгое время будет весьма высоким, особенно в Азии. Эксперты уверены, что стратегическое партнерство с Россией в основном будет продолжаться. Абсолютные объемы продаж нефти и газа из России если и сократятся, то, скорее всего, не так сильно.

Но изменения, происходящие на глобальном энергорынке, тем не менее, не могут не повлиять на роль России как одного из крупнейших на сегодняшний день игрока. За последние 5 лет уже произошли события, которые полностью изменили мировой газовой рынок. И эти изменения продолжаются.

В первую очередь, эти изменения в большой мере коснулись глобального рынка СПГ. Этот рынок показывает гораздо более динамичный рост, чем рынок сетевого газа. По количеству проектов, о которых сегодня заявляют игроки на газовом рынке, объемы мощностей по производству СПГ к 2020 году практически удвоятся. И даже с учетом того, что далеко не все заявки будут реализованы, это очень сильно повлияет на расстановку сил на мировом газовом рынке. По сегодняшним оценкам, не в пользу России.

Из основных игроков в первую очередь можно назвать США. После начала «сланцевой революции» добыча газа в США росла настолько динамично, что это привело к резкому снижению импорта газа из Канады, и кратному снижению цен на газ – с примерно $12 за 1 тыс. бте (британских тепловых единиц) еще в 2007-2008 годах до цены около $2 за 1 тыс. бте летом прошлого года. В течение ближайших нескольких лет США собираются стать одним из основных поставщиков газа на мировой рынок с заявленными вместе с Канадой объемами около 200 млн кубометров газа в год.

По словам директора Центра изучения мировых энергетических рынков, руководителя направления «Мировая энергетика» Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Татьяны Митровой, на сегодня практически все проекты в США по строительству мощностей для производства СПГ начинаются не с нуля – модернизируются и перестраиваются уже существующие производства. Это дает колоссальный эффект экономии – основная инфраструктура, в том числе портовая, уже есть, согласования на землеотводы получены. «Три проекта уже получили все необходимые одобрения со стороны правительства США на экспорт газа. Поэтому с высокой долей вероятности можно сказать, что в 2018 году объемы СПГ, произведенные на этих заводах, могут появиться на рынке», – говорит Татьяна Митрова.

США в своих амбициях не единственные. Четвертый на сегодня экспортер СПГ на мировые рынки – Австралия, как ожидается, к 2017 году выйдет на первое место в мире по экспорту СПГ с объемами более 120 млн тонн газа в год.

Третий потенциально крупный игрок на мировом рынке СПГ – страны Восточной Африки: Мозамбик, Танзания. В последние пару лет здесь также произошли ощутимые изменения, что позволяет экспертам считать, что проекты в этой части Африканского континента смогут впоследствии составить конкуренцию Катару.

Что касается места России в глобальных процессах, происходящих на мировых энергетических рынках, то, по мнению экспертов, в обозримом будущем она будет в основном продолжать ориентироваться на экспорт традиционного сырья. Но удерживать одно их лидирующих мест экспортера, в частности, на газовом рынке, будет все труднее. Во-первых, потому, что количество игроков на рынке растет, а «окно» незакотрактованных объемов уменьшается. Во-вторых, Россия пока не готова быстро перестроиться от нефтяной привязки цен на свой газ на другую систему ценообразования – спотовую. Что также на руку новым игрокам, предлагающим более гибкую систему цен на свой газ.

 

18 февраля, 2013 г.