• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Колледжи пытаются встроиться в рынок

Среднее профессиональное образование становится самодостаточным, считает часть экспертов. Их оппоненты возражают: для многих учеба в колледжах и техникумах – лишь способ поступить в вуз без ЕГЭ. Круглый стол в РИА Новости

Колледжи берут «реванш»

Все больше выпускников 9 класса выбирают среднее профессиональное образование, утверждает исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО) Марк Агранович. Результаты демографического спада кризисных 1990-х в большей степени отразились на высшей школе, чем на колледжах и техникумах, полагает эксперт: прием в учреждения среднего профессионального образования (СПО), в отличие от приема в вузы, не снижается.

Руководитель Центра профессионального образования Федерального института развития образования Владимир Блинов связывает «реванш» колледжей и техникумов с их общедоступностью. В учреждения СПО не надо сдавать экзамены, туда берут всех желающих. Это хорошая возможность социализации для подростков, убежден эксперт.

Впрочем, главное свидетельство «реванша» колледжей и техникумов – востребованность их выпускников на рынке труда. Судя по запросам московских работодателей, самые популярные специальности – те, что связаны с услугами, торговлей, безопасностью, административной работой и коммунальным хозяйством. В этой «великолепной пятерке» нужных для большого города профессий спрос сильно превышает предложение.

К этому выводу пришли авторы чарта наиболее востребованных в Москве специальностей выпускников колледжей – совместного исследования МАМСО, Центра социальных рейтингов РИА Новости и рекрутингового агентства «Superjob». Математика проекта была такова: 38 тысяч вакансий, 158 тысяч резюме из базы «Superjob» за последние два года, 21 группа профессий из разных сфер, от электроэнергетики до здравоохранения.

В рейтинге сопоставлены зарплаты, предлагаемые работодателями, и зарплатные ожидания соискателей. И здесь результаты неожиданные, отметил Марк Агранович: предлагаемые зарплаты оказались существенно выше (нередко в 1,7 – 2 раза), чем те, которые запрашивают соискатели. Дело в том, что многие из них приезжают в столицу из регионов, а там совсем другой уровень зарплат, поясняет эксперт.

Представления о зарплате у работодателя и соискателя сильнее всего отличаются в строительстве, гостиничном и ресторанном бизнесе, бухгалтерии и экономике. Это те области, где наблюдается кадровый голод, уточнила руководитель отдела аналитики портала Superjob.ru Валерия Чернецова: «Число вакансий растет быстрее, чем число резюме. Работодатели вынуждены привлекать компенсационными пакетами и повышенными зарплатами».

Токари, механики, фрезеровщики могут претендовать на 40-45 тысяч рублей в месяц – таков средний уровень оплаты их труда. Для офисного персонала эта цифра достигает 50 тысяч. Электрики и сварщики могут зарабатывать до 70-80 тысяч рублей – «это непростые профессии, текучка здесь велика», отмечает эксперт.

По количеству предлагаемых вакансий, но уже без учета заработной платы, наиболее популярны у работодателей профессии, связанные с услугами, медициной, фармацевтикой, ветеринарией, бухгалтерией, административной деятельностью и торговлей.

Колледжи – все еще «транзит»

Среднее специальное образование сейчас востребовано, считают многие эксперты, но при этом делают оговорку: не во всех областях. Специалисты со средним специальным образованием не востребованы в области нефте- и газодобычи, на государственной службе – «туда попадают по другим каналам», отмечает Марк Агранович. Не нужны они также в области науки и образования, сельского хозяйства и промышленности (предприятий в Москве мало), информационных технологий и телекома, бухгалтерии и экономики, на транспорте.

Так или иначе, среднее образование становится самодостаточным, считает Марк Агранович. Ему возражает директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко, которая считает сегодняшнее СПО «транзитным» уровнем образования. Учеба в колледжах и техникумах, работающих при вузах, становится для молодежи пропуском в эти вузы без сдачи единых экзаменов.

Высшее образование стало почти всеобщим, констатирует Татьяна Клячко. Под эту ситуацию подстроились и средние специальные учебные заведения. Родители понимают, что их ребенок не сдаст единые экзамены хорошо, поэтому они решают: пусть он идет в колледж при институте. Окончив его, он сможет поступить в этот вуз без экзаменов. Отсюда, очевидно, и частичный «переток из старших классов школы в СПО».

Глава Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС иллюстрирует свою мысль о колледжах как «обходном маневре» статистикой 2011 года. Больше трети выпускников учреждений СПО поступают в вузы, не выходя на рынок труда, а всего около 70% окончивших ссузы в течение нескольких лет поступают в высшую школу.

Марк Агранович утверждает, что, согласно более свежим данным, число тех, кто идет в вуз сразу по окончании учреждения СПО, сильно уменьшается: «Если в 2011 году таких ребят было 30-35%, то сейчас их уже порядка 25%».

Впрочем, как бы ни различались статистические данные, по профилям колледжи и техникумы по-прежнему подстраиваются под вузы, констатируют эксперты. Так, в институтах растет спрос на специальности, связанные со строительством и архитектурой. Такая же ситуация наблюдается в средних специальных учебных заведениях.

Система СПО в любом случае должна реагировать на запросы рынка и родителей, подчеркивает Владимир Блинов. Многим колледжам и техникумам с 2009 года уже удалось преодолеть «неподвижность» своих программ. Тем не менее, реактивность системы нужно повышать. Эксперт поясняет: «Не у всех ссузов есть мотивы перестраиваться – импульсы со стороны рынка труда не видны».

Судьба выпускников СПО: «как получится»

По словам экспертов, растет группа родителей, которые выбирают для своего ребенка образовательную траекторию с СПО, напрямую зависящую от рынка. Эту позицию Татьяна Клячко условно обозначает «как получится». «Если ребенок найдет хорошую работу после окончания колледжа – пусть работает, если не найдет – то пусть идет в вуз», – так директор Центра экономики непрерывного образования РАНХ и ГС формулирует настроения этих родителей.

Быстрый рост зарплат для специальностей, которым учат техникумы и колледжи, будет только увеличивать группу родителей, которые склоняются в сторону «как получится», заключает Татьяна Клячко.

См. также:

Т.Л.Клячко. Образование в России: основные проблемы и возможные решения. Серия «Научные доклады».М., Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
Реформа образования должна стать вечным двигателем
Негосударственные вузы остаются на обочине
Кризис социального государства – развитые страны пострадали больше

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 13 февраля, 2013 г.