Центр Трансперенси Интернешнл – Р (Центр ТИ-Р) и Проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики (ПУЛ АП) НИУ ВШЭ представили доклад «Исследование информационной открытости системы распределения государственной поддержки НКО».
Ежегодно в России на поддержку некоммерческих организаций выделяется 12 млрд рублей по четырем каналам: грантооператоры, Минэкономразвития, Минздрав и региональные, муниципальные программы. В текущем году ожидается повышение уровня господдержки некоммерческих неправительственных организаций (ННО) через грантооператоров с 1 до 3 миллиардов рублей. Таким образом, вопрос контроля над расходованием средств, выделяемых на социально значимые проекты, становится все более актуальным.
В своем исследовании Центр ТИ-Р и ПУЛ АП сравнили на предмет прозрачности и соответствия законодательству систему распределения президентских грантов, предназначенных для ННО, работающих в сфере развития гражданского общества и систему финансирования социально-ориентированных НКО, осуществляемого через Министерство экономического развития (МЭР).
Как рассказал заместитель директора Центра ТИ-Р Иван Ниненко, авторы исследования рассмотрели два конкретных конкурса. Один из них проводился в августе 2010 года в рамках господдержки неправительственных организаций от президента РФ, а второй в ноябре 2011 года в рамках выделения федеральных субсидий социально ориентированных некоммерческим организациям от Минэкономразвития. В исследовании приняло участие 112 организаций, сумма гранта каждой из которой составила от трех миллионов рублей, а также пять организаций грантооператоров.
В ходе исследования выяснилось, что из более чем 80 некоммерческих неправительственных организаций, участвовавших в конкурсе на получение президентских грантов, лишь четыре полностью соответствуют минимальному перечню требований к публикации информации. Более четверти организаций не разместили о себе никакую информацию в интернете, кроме справочной. И только в четверти случаях есть полная информация о руководителях ННО.
График 1. Информация о структуре управления и персональном составе руководства (грантооператоры)
Источник: Центр ТИ-Р и ПУЛ АП
Ситуация с информацией об организациях, участвовавших в конкурсе распределения федеральных субсидий через МЭР, выглядит несколько лучше. Лишь у одной из более чем 30 организаций, включенных в исследование, нет собственного интернет-сайта.
График 2. Информация о структуре управления и персональном составе руководства (конкурс МЭР)
Источник: Центр ТИ-Р и ПУЛ АП
Другая проблема, которую обнаружили авторы исследования – отсутствие финансовой отчетности на сайте Минюста у 80% ННО. Это, как указано в докладе, также является нарушением требованием законодательства.
Особого внимания заслуживает наличие связей ННО с органами власти, что, как отмечают авторы исследования, ставит под сомнение их статус неправительственных организаций. Так, самый большой грант, когда либо выделенный ННО – более 41 млн рублей – получила «Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий» (НАИРИТ), которая согласно информации, опубликованной на ее сайте, была создана в 2006 году в рамках президентской программы поддержки инноваций в России. Среди её учредителей были институты Российской Академии Наук, РАЕН и отраслевые государственные предприятия.
Кроме всего прочего, авторы исследования выделяют проблему выделения средств аффилированным организациям, когда, например, среди грантополучателей есть несколько организаций, объединенных между собой в некий союз.
Что касается грантооператоров, в чьи функций входит проведение конкурсов для НКО взамен на комиссию в 6% от распределяемой суммы, их работа также вызывает много вопросов. Эти организации, как и грантополучатели, страдают отсутствием финансовой отчетности и информации о структуре управления и руководстве.
В целом, авторы исследования пришли к выводу, что система распределения субсидий социально ориентированным НКО является более прозрачной. Победители конкурса через канал МЭР показали высокий уровень открытости по сравнению с победителями конкурса президентских грантов.
Авторы исследования, тем не менее, отмечают, что сравнение двух конкурсов упирается в ряд ограничений. Они касаются разницы в объемах выделяемых средств и в законодательстве, в рамках которого проводятся конкурсы. Но, по итогам исследования, выделен ряд рекомендаций, актуальных для обоих случаев. Центр ТИ-Р считает, что необходимо создание единого портала, по аналогии с официальным сайтом госзаказов, где в обязательном порядке должна размещаться информация о всех конкурсах, в рамках которых выделяются госсредства на поддержку НКО.
Кроме того, по мнению авторов исследования, необходимы единые требования к НКО, получающим бюджетные средства. Эти требования касаются публикации о структуре управления, а так же отчетов о проектах, реализованных за счет полученных ресурсов. «У нас уже введены дополнительные требования к НКО, получающим зарубежное финансирование, есть система, в которой сформулированы разные требования к разным организациям. Очевидно, что к организациям, желающим получить финансирование от государства, должны быть повышенные требования», – заявил Иван Ниненко.
Другой важный момент – критерии определения грантооператоров. Сейчас они напрямую назначаются указом президента, что, по мнению авторов исследования, является непрозрачной процедурой и содержит коррупционные риски, поэтому нужна процедура прозрачного конкурсного отбора. «Минэкономразвития использует конкурсные процедуры при распределении средств среди регионов. Ясно, что на конкурсной основе должны выбираться и операторы президентских грантов», – считает Ниненко.
Доклад «Исследование информационной открытости системы распределения государственной поддержки НКО»