• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Москва далека от лидеров по креативности

Инновационная составляющая – один из основных двигателей экономического роста, причем большая часть подобной деятельности сосредоточена в крупных городах. Инновации рождаются креативным потенциалом  населения и городской среды, которые можно измерить. Обзор статьи «Измерение креативности городов»

Креативность сама по себе – неисчерпаемый ресурс, поэтому многие страны обращают внимание на поддержание инновационного духа в городах, создание творческих и научных кластеров, формирование креативного класса, способного работать в меняющейся экономической ситуации.

Общая концепция индекса креативности, агрегирующего различные стороны креативности города, выработана Ричардом Флоридой (2002). Дилек Четиндамар (DilekÇetindamar) и Аиз Гюнзель (AyşeGünsel) посвятили свою статью «Measuring the Creativity of a City: A Proposal and an Application»сравнению нескольких крупнейших мировых городов. Всего в исследование вошли девять городов: Гонконг, Лондон, Лос-Анджелес, Москва, Нью-Йорк, Сингапур, Стамбул, Торонто, Шанхай.

Оценка происходила по пяти разделам, которые характеризуют город, как креативный:

  1. Креативностьжителей

    Творческий потенциал жителей города оценивается через долю жителей, работающих в творческих профессиях, а также долю инновационных производств  в городе. Важно отметить, что термин «творчество» в данной ситуации понимается широко, т.е. в числе творческих людей оказываются не только художники, ученые писатели, но и талантливые управленцы, аналитики и т.д., а к креативным индустриям также относят издательский бизнес, рекламу, дизайн.

  2. Инновационнаяактивность

    Способность населения,  компаний к созданию технологических инноваций, новых продуктов в конечном счете ведет к росту благосостояния городского сообщества. Эта характеристика компаний, расположенных в городе, измеряется через количество патентов, зарегистрированных городскими компаниями в определенный период.

  3. Активность какглобальногогорода

    Город можно считать глобальным, если в нем расположены офисы транснациональных компаний, жители вовлечены в международное разделение труда, а также  если он открыт для самых разных людей, профессий, компаний. Оценка этой характеристики велась через выделение отраслевых центров в конкретных городах: например, центров фармацевтики, автомобилестроения и т.д. Отдельные города сочетают в себе лидеров сразу нескольких сфер экономики.

  4. Уровеньинтеллектуальногоразвития

    Уровень интеллекта горожан влияет на то, насколько легко и нестандартно они смогут решать задачи, стоящие перед ними. Авторы комбинируют методику нескольких предшествующих исследований интеллектуального развития городов, включив в анализ число университетов, входящих во всемирный топ-500, число Нобелевских лауреатов, проживающих в городе, а также уровень государственных расходов на высшее образование в расчете на одного жителя.

  5. Вовлеченностьвмировуюкоммерческуюсеть

    Инновации возникают в городе, если для них подготовлена хорошая почва, есть большое число профессиональных компаний, занимающихся правовыми, организационными, маркетинговыми вопросами, в т.ч. и на международном уровне. Оценка вовлеченности в мировую коммерческую сеть основывалась на 100 сопутствующих отраслях (юриспруденция, консалтинг и т.д.) и основных международных компаний на конкретном рынке. Наиболее высокий балл получал город, собравший наибольшую концентрацию общепризнанных лидеров сервисных услуг на своей территории.

Первое место в итоговом рейтинге занял Нью-Йорк, Москва оказалась на восьмом. Наиболее сильными сторонами столицы России оказалась инновационная активность (3 место), в остальных четырех «номинациях» город не поднимется выше 5 места.

Индекс креативности городов

CityСreativenessInnovativenessIntellectual developmentGlobal network connectivityWorld city indexTotalRank
New York0,520,590,98113,53First
London0,670,190,680,9913,1Second
Hong Kong0,190,110,480,810,832,27Third
Shanghai00,730,170,70,832,06Fourth
Los Angeles110,620,4202,04Fifth
Singapore0,130,150,310,740,832,02Sixth
Toronto0,240,20,470,620,671,98Seventh
Moscow0,30,40,40,640,51,89Eighth
Istanbul0,5700,080,520,331,21Ninth

Источник: Measuring the Creativity of a City: A Proposal and an Application

Нью-Йорк и Лондон занимают лидирующее место в пунктах, касающихся вовлеченности в коммерческую сеть и активности на глобальном рынке. В первую очередь, это объясняется историческим расположением головных офисов большинства ведущих мировых компаний в этих городах, развитостью самых разных отраслей (финансовых, промышленных, информационных) на одной территории. Но инновационная активность этих городов сильно уступает, например, Шанхаю. Этот город представляет собой нетипичную ситуацию, когда высокий уровень услуг, интеллектуального развития, внедрения новейших технологий сочетается с крайне низким уровнем креативности населения. Лос-Анджелес, в противоположность Шанхаю, представляет собой классический путь реализации творческого потенциала жителей города, удерживая первое место по уровню креативности и инновационной активности.

Авторы обещают, что повторят ранжирование крупнейших городов через некоторое время, что позволит увидеть результаты в динамике.

 

6 февраля, 2013 г.