• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как развернуть бюджетные реки

Повысить эффективность бюджетных расходов в РФ можно, используя демократические инструменты контроля или репрессируя растратчиков. Круглый стол в РИА Новости. Эксперты: Руслан Гринберг, Наталья Акиндинова, Александр Пискунов

Идея привлечь экспертов к решению задачи повышения эффективности госрасходов была оглашена президентом Владимиром Путиным 16 января на совещании по экономическим вопросам. Дополнительные бюджетные средства можно было бы направить на финансирование инфраструктуры, сказал тогда глава государства.

«Обращение к экспертному сообществу за оценкой эффективности бюджетных расходов – отражение некоторой растерянности по поводу того, как тратятся государственные средства, свидетельство некоторого бессилия власти», – говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.

Воровство и некомпетентность – главные проблемы

Эффективность расходования бюджетных средств анализирует Счетная палата (СП), но результаты ее работы часто замалчиваются, говорит аудитор СП Александр Пискунов.

К примеру, из 13 трлн рублей расходов федерального бюджета 6,1 трлн рублей – это остатки на счетах. «Индекс расточительности получается довольно высоким, – говорит Пискунов. – Из них 4,6 трлн рублей – это суверенные фонды, но и оставшиеся 1,5 трлн рублей – тоже значительная цифра». Эти деньги не работают.

На госзакупки в бюджете заложено около 10 трлн рублей, и это «огромный инструмент власти», говорит эксперт. «Когда мы исполняем бюджет по закупкам на 75%, а по ФЦП – на 70%, то говорить о целевом характере использования госсредств не имеет смысла», – констатирует аудитор.

По данным Всемирного банка, потери от некомпетентности заказчика и от коррупции в развитых странах соотносятся примерно как пятьдесят на пятьдесят. В РФ, как и, например, в Италии, это соотношение – 79% к 21% в пользу неэффективности. Но граница между коррупцией и некомпетентностью заказчика размыта, и коррупция использует некомпетентность заказчика.

«Только мы можем позволить себе разработать танк Т-95, довести его до серийного выпуска, а потом сказать, что он нам не нужен. Или вложить миллиарды в отработку ракетоносителя «Русь-М», а потом оказаться от него», – привел примеры неэффективного использования казенных денег аудитор.

Расходы на НИОКР часто тоже являются неэффективными. «Средняя продолжительность финансируемых государством НИОКР составляет 17-22 года при том, что в советские времена этот срок был равен семи годам, – отметил Пискунов. – Мы реализуем венчурные инновационные проекты потрясающей инновационной силы: "Обдача картофеля паром перед мытьем его водой"».

Для улучшения контроля за бюджетными расходами нужно устанавливать контроль по транзакциям всех бюджетных средств, то есть следить за движением денег по сотням проектов, тысячам контрактов и миллионам транзакций одновременно. Пока такие попытки на конкретных проектах встречают жесточайшее сопротивление, признался представитель СП.

Кроме того, необходимо менять концепцию расходования бюджетных средств. Сейчас на какой-нибудь проект выделяются деньги, и главной задачей людей, реализующих его, становится освоение этих средств. То есть на практике получается распределение бюджетных средств по принципу «ни в чем себе не отказывайте». Хотя нужно сначала ставить цели, определять и создавать условиях их достижения, а затем уже рассчитывать затраты и выделять деньги.

Есть причина для экономии

Неудивительно, что власть заинтересовалась проблемой эффективности бюджетных расходов. «Желание навести порядок связано с тем, что период роста бюджета за счет больших нефтяных доходов прекратился, и теперь есть желание сделать расходование имеющихся ресурсов более полезным, – говорит директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. – Но есть проблемы с желанием раскрыть информацию для общественности».

К примеру, по оценкам экспертов расходы на Олимпиаду 2014 года превышены минимум вдвое. Выводы делались на основе анализа расходов предыдущих игр. Основной канал – завышение цен. В результате в реальном выражении ВВП растет медленно, а все средства уходят в дефлятор, в рост цен. Эти же средства составляют значительную часть оттока капитала.

Как правило, в развитых странах госинвестиции эффективнее всех других бюджетных расходов, например, зарплат и пенсии. В России гораздо эффективнее оказываются социальные расходы, то есть поддержка спроса – эти деньги невозможно украсть или использовать нецелевым образом. «Неэффективность классических инвестиций у нас существенно выше тех 10%, которые допустимы в развитых странах», – отметила Акиндинова.

Госрасходы нужно наращивать

«Госрасходы в такие сложные периоды, как сейчас – это главный мотор экономики. Проблема в том, насколько эффективно он работает, – рассуждает Руслан Гринберг. – Госрасходы надо наращивать, и не бояться, что часть из них будет потрачена нецелевым образом».

Он напомнил о понятии «государственная квота», которое характеризует отношение расходов бюджета к ВВП. В Скандинавии, Канаде она составляет более 50%, в России – 32-33%. «Госрасходы нам надо увеличить еще минимум на 10%, – настаивает Гринберг. – Когда у нас кричащие инфраструктурные проблемы, и мы имеем хорошую цену на нефть, слишком большие накопления – контрпродуктивны».

По подсчетам Института экономики РАН, на расходы можно было бы направить еще порядка 1 трлн рублей. «Было бы рационально, если бы на развитие шли 60% от высокой цены на нефть, а 40% копили на "черный день", – говорит Гринберг. – А у нас тратится примерно 1 к 9, и "черный день", по-моему, уже наступил».

Бороться с неэффективностью расходов – будь то воровство или результат некомпетентных решений – можно двумя способами: либо репрессиями, либо с помощью демократического контроля. «У нас в стране есть некий вакуум: слава богу, нет репрессий, но к несчастью нет контроля со стороны гражданского общества, – констатирует Гринберг. – В таком вакууме бюрократия творит чудеса». Нужно выстраивать действенную систему контроля – через парламент и Счетную палату, считает эксперт.

См. также:

Подмена реформ сокращением бюджетных расходов чревата кризисом
Рост расходов на образование и медицину не будет вечным
Государственные программы признаны «сырыми»
Эффективность государства в секторе публичных услуг: численная и структурная оценки
Проведение анализа эффективности бюджетных расходов, выделяемых на использование ИКТ
Исследование проблем эффективности использования бюджетных средств

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 5 февраля, 2013 г.