• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Некоммерческий сектор упустил из виду финансовую сферу

Некоммерческие организации присутствуют практически во всех сферах человеческой деятельности. Но только не в финансовой, что оставляет огромные финансовые потоки без общественного контроля. Исследование Хельмута Анхаера

На заседании семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ научный руководитель Берлинской школы управления, заведующий кафедрой социологии Гейдельбергского университета, один из ведущих в мире экспертов по гражданскому обществу Хельмут Анхаер представил доклад «Институциональные лакуны и роль гражданского общества: случай глобальных финансов»

Рынки довлеют над государством

В то время как экономики многих стран переживают очередной финансовый кризис, организации некоммерческого сектора не в силах сделать что-либо со своей стороны, чтобы повлиять на мировое будущее. Ситуация такова, замечает Хельмут Анхаер, что НКО, добившись большого влияния в таких сферах, как, например, экология, здравоохранение, защита прав человека, практически не присутствуют в финансовых областях. Это показывает статистика по некоммерческим организациям. Так, в 2009 году в США, где гражданское общество традиционно отличается активностью, насчитывалось около 369 тысяч НКО, из них всего 161 организация работала в экономической сфере.

При этом, как рассказал Хельмут Анхаер, те некоммерческие организации, которые заняты в экономике, на самом деле не выполняют своих функций по обеспечению контроля. Чаще всего они занимаются просветительской работой. Под финансовой сферой г-н Анхаер имеет в виду не только банки, но и инвестиционную сферу, а также хеджинговые фонды.

«Гражданское общество должно быть культивирующей, балансирующей силой между государством и рынком», – уверен г-н Анхаер. Между тем отношения между тремя этими институтами таковы, что финансовая сфера, свободная от контроля гражданского общества, отличающаяся непрозрачностью денежных потоков, оказывает большое влияние на государственные институты. «Лоббизм – это часть функций рынка, но рынки начинают довлеть над государством», – говорит Анхаер, замечая, что денежные мировые потоки в последние годы серьезно выросли, но общественного контроля над ними не появилось, более того, образовался вакуум, где отсутствует не только гражданский контроль, но и плохо действует нормативно-правовое регулирование. А такие глобальные мировые финансовые институты, как ВТО, МВФ, Всемирный Банк, по его мнению, отличаются размытостью функционала и ответственности, и не занимаются сотрудничеством с НКО.

Нужны инвестиции и эксперты

Что необходимо для развития НКО и деятельности гражданского общества в финансовой сфере? Хельмут Анхаер приводит несколько условий. Среди них: согласованные усилия на уровне гражданского общества, участие независимых фондов в построении соответствующей инфраструктуры, создание экспертной практики, долгосрочное проектирование и длинные инвестиции. Те средства, которые сегодня вкладываются в развитие гражданского общества в финансовой сфере, ничтожно малы по сравнению с деньгами, уходящими на работу НКО в других сферах. Так, в тех же США, по данным, которые приводит г-н Анхайер в своем исследовании, деятельность НКО в финансовой сфере в 2009 году стоила 1 млн 164 тыс. долл. Расходы же на работу всех американских НКО за этот период составили около 1 млрд 450 тыс. долл.

«Надо задать соответствующим фондам вопросы, почему они не инвестируют в создание инфраструктуры гражданского общества. Это дорого, но следующий финансовый кризис – дороже», – замечает Анхайер. По мнению ученого, кроме фондов само общество должно материально поддерживать НКО.

Кроме инвестиционной составляющей, нужен экспертный базис. Пока в сфере НКО практически нет экспертов, чьи знания были бы фундаментом для связи гражданского общества и финансовой сферы. Как считает г-н Анхайер, эксперты от НКО должны непосредственно состоять в советах при финансовых организациях.

Готов ли бизнес к открытости и сотрудничеству?

Вопрос в том, насколько финансовая сфера готова к сотрудничеству с представителями гражданского общества, которые сегодня, если даже и пользуются авторитетом, но не имеют такой глобальной известности, как крупные общественные организации в других областях. Так, например, международная организация Transparency International давно зарекомендовала себя в области борьбы с коррупцией, но статистика посещений ее сайта на фоне других крупных объединений гражданского общества оставляет желать лучшего. Например, количество заходов на страницы сайта Transparency International в октябре 2011 года (на пике акции Occupy Wall-street) составило около 560 тыс., за этот же период страницы сайта Greenpeace набрали около 5 млн посещений.

«Управление мировыми финансовыми потоками – жесткая, закрытая система, которая не готова просто так кого-то пускать», – заметил присутствующий на презентации исследования главный научный сотрудник ИСА АН РФ Владимир Якимец. По его мнению, необходимо создавать систему постепенного наращивания партнерства. «Со стороны финансовой системы должно быть понимание, что к тебе идет не соперник, а тот, кто хочет добиться того, чтобы к тебе, как к финансовой системе, доверие было выше», – говорит Якимец. Что касается развития гражданского общества в финансовой сфере в России, то, по его мнению, здесь страдает даже просветительский уровень. «Стоит отъехать на некоторое расстояние от Москвы, и люди при слове "акции" начинают терять сознание», – замечает Якимец.

Г-н Анхайер согласен, что финансовые корпорации традиционно отличаются закрытостью, но, по его мнению, когда банки и прочие финансовые институты поймут, что взаимодействие с гражданским обществом – это способ повышения своего авторитета и доверия к себе клиентов, они пойдут навстречу НКО. И этому в истории есть примеры, подобны сотрудничеству Shell и Greenpeace, которые изначально были врагами, замечает эксперт.

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 30 января, 2013 г.