Когда-то большинство экономистов считало, что альфа и омега торговой политики – это пошлины, квоты и валютное регулирование. Они хором рекомендовали снижать пошлины, отменять квоты и вводить плавающий обменный курс, полагая, что это обеспечит процветание торговли. Но этим проблема не исчерпывается.
Страны делятся на полноценных участников мировой экономики и маргиналов, исходя из затрат, которые приходится преодолевать бизнесу, включающемуся в мировую торговлю. Но связанные с мировой торговлей издержки обусловлены не только географией и роком. Целенаправленная политика может существенно снизить их даже в государствах, не имеющих выхода к морю.
Сингапур считается лучшим по условиям торговли не только потому, что имеет фантастический естественный порт, но и благодаря превосходным методам управления. Еще удивительнее, что окруженная со всех сторон сушей Австрия занимает 11-е место по этому показателю исключительно в силу значения, которое придают власти страны высокому качеству инфраструктуры и эффективному управлению границей.
Большое значение политике содействия торговле придается и на международном уровне. Упрощение условий торговли обеспечивает столь существенный и «самоподдерживающийся» рост экономики, что эта тема стала одним из ярких моментов Дохийского раунда переговоров ВТО (в целом весьма тусклого). Даже незначительные усилия дают гигантскую отдачу. По оценкам Хелбле, каждый доллар, потраченный на реформу торговой политики и регулирования (в сфере таможенного контроля, устранения технических барьеров и т.д.) дает увеличение торгового оборота страны на $697 в год.
Соглашения об упрощении режима торговли из повестки Дохийского раунда блокируют Бразилия, ЮАР, Индия и другие страны, полагая, что они должны быть дополнены обязательствами по реформе сельского хозяйства. Поэтому в последнее время все больше сочувствия вызывает идея заключения отдельного – за рамками ВТО – международного договора об облегчении условий торговли.
Большинство государств уже понизили пошлины, либерализовали квоты и ввели плавающий обменный курс. Это сделало тему содействия торговле более актуальной. Как с понижением уровня воды в озере обнажаются подтопленные деревья и скрытые валуны, так с уменьшением барьеров в трансграничной торговле на поверхность выходят транзакционные издержки. Еще один фактор, влияющий на этот процесс – заметный рост количества глобальных цепочек поставок, которые выходят за рамки национальных границ.
Мировая торговля уже не ограничена сырьевым сектором (железная руда, нефть) и готовой продукцией (автомобили, самолеты, одежда). Между этими секторами появились обширные сети поставщиков и покупателей промежуточных товаров и услуг, связанных между собой цепочками роста стоимости благодаря компонентам, производимым в разных странах. Координация их деятельности требует частых деловых поездок и обмена данными.
Промежуточные товары задействованы сегодня в 60% мировых торговых сделок. 30% торговых операций осуществляются между дочками международных корпораций. Это повышает значимость проблемы международных торговых издержек: она много раз возникает на пути от производителя к потребителю. А каждая международная корпорация легко может подсчитать, насколько эти издержки сокращают ее прибыль.
Экономисты Всемирного банка первыми провели количественный анализ дефицита «тяжелой» и «легкой» инфраструктуры с точки зрения содействия торговле. К первой относятся порты, аэропорты, авто- и железные дороги – то, посредством чего осуществляется связь с внешним миром. Менее осязаема, но не менее важна «мягкая» инфраструктура. Это пограничный контроль, управление логистикой (перевозка грузов, воздушный транспорт, телекоммуникации, деловой климат). Посмотрим сначала, что было бы с международной торговлей при надлежащем развитии инфраструктуры.
В таблице № 1 приведены расчеты из работы Португал-Переса и Уилсона. Авторы применили факторный анализ, чтобы предложить 4 агрегирующих индикатора, описывающих инфраструктуру международной торговли. Затем они использовали стандартную гравитационную модель для моделирования влияния этих индикаторов на условия торговли и рост экспорта. Индикаторы были разделены на две группы («тяжелая» и «легкая» инфраструктура). К первому типу относятся, например, технические характеристики портов, ко второму – таможенное управление и нормативно-правовое регулирование.
Авторы, конечно, не думают, что все страны добьются таких же выдающихся результатов, как Сингапур. Они лишь предположили, что каждое государство повысит свои показатели, равняясь на страну-лидер в своем регионе. Например, если Монголия доведет показатель, характеризующий развитие инфраструктуры для торговли, до уровня хотя бы вполовину ниже Малайзии (лучшей в Восточной Азии), то ее экспорт вырастет на 59%. А все проанализированные страны (список не включает большинство развитых стран), поступив аналогичным образом, могли бы нарастить объем торговли на $1137 млрд.
Таблица 1. Прирост экспорта в случае улучшения инфраструктуры для внешней торговли
Регион | Рост экспорта ($ млрд) | Рост экспорта (в %) |
Восточная Азия | 534 | 19,8 |
Восточная Европа, Центральная Азия | 202 | 16,7 |
Латинская Америка, Карибский бассейн | 301 | 29,5 |
Ближний Восток, Северная Африка | 30 | 20 |
Южная Азия | 10 | 2,9 |
Африка южнее Сахары | 60 | 27 |
Итого | 1137 | 19,7 |
Источник: Portugal-Perez A., Wilson J.S. 2012. «Export Performance and Trade Facilitation Reform». World Bank Policy Research Working Paper.
Расчеты показывают прирост экспорта в случае, если каждая страна улучшает показатель, характеризующий инфраструктуру для внешней торговли, до 50% от уровня, достигнутого лучшей страной в регионе. Прирост экспорта рассчитан к его объему в 2011 г.
Впервые Всемирный банк опубликовал Индекс эффективности логистики в 2007 году. В индекс входят 150 стран, он рассчитывается по 5-балльной шкале на основе оценки 5000 индикаторов (примерно по 33 на страну). Для удобства эти индикаторы разделены на 7 категорий: таможня, инфраструктура, международные поставки, качество и компетенция в логистике, отслеживание грузов, логистические расходы и своевременность доставки. В 2007 году список стран, входящих в этот индекс, возглавил Сингапур (4,19 балла), а в самом конце оказался Афганистан (1,21 балла).
Ярким примером улучшения качества логистики за 2007-2012 годы стала Марокко. Она, пишет ВБ, поднялась с 113-го на 50-е место «в результате осуществления всеобъемлющей стратегии по улучшению качества логистики и взаимодействия логистических систем, а также использования географической близости к Европе. Реформа пограничного контроля и крупные инвестиции в порт Танжер-Мед способствовали налаживанию своевременных экспортных поставок в Европу (текстильной продукции, электроники и автокомпонентов). Стремительное продвижение Марокко в рейтинге доказывает преимущества всеобъемлющего подхода».
Улучшение качества логистики ведет к росту подушевого ВВП. Более того, для стран, улучшающих инфраструктуру для внешней торговли, характерны ускоренные темпы экономического роста и диверсификация экспорта. В таблице 2 показана разница в динамике экспорта за 2005-2010 гг. между лучшими и худшими в плане реформы логистики для международной торговли странами. В среднем объем экспорта у первых рос вдвое быстрее, чем у последних.
Таблица 2. Рост экспорта и место в Индексе эффективности логистики
Страна | Рост экспорта в % (2005-10гг.) | Место в Индексе логистики (2010) | Лучшие индикаторы (2012г), место в Индексе | Худшие индикаторы (2012г), место в Индексе | |
Лидеры по улучшению условий торговли (2010) | Конго | 124 | 143 | Таможня (133) | Своевременность поставок (149) |
Мадагаскар | 26 | 88 | Своевременность поставок (11) | Таможня, отслеживание грузов (120) | |
Уганда | 206 | 66 | Таможня (44) | Отслеживание грузов (114) | |
Бангладеш | 96 | 79 | Инфраструктура (65) | Таможня (121) | |
Вьетнам | 121 | 53 | Международные поставки (57) | Качество логистики (82) | |
Индия | 121 | 47 | Качество логистики (38) | Инфраструктура (56) | |
Филиппины | 29 | 44 | Отслеживание грузов (39) | Таможня (62) | |
Таиланд | 77 | 35 | Международные поставки | Своевременность (99) | |
Китай | 107 | 27 | Международные поставки | Своевременность (54) | |
ЮАР | 58 | 28 | Инфраструктура (19) | Своевременность (93) | |
Средний показатель среди лидеров | 93 | 52 | -- | -- | |
Аутсайдеры по улучшению условий торговли (2010) | Эритрея | -- | 154 | Международные поставки (135) | Таможня (151) |
Фиджи | 15 | 144 | Своевременность (85) | Таможня (137) | |
Намибия | 100 | 152 | Таможня (54) | Своевременность (14) | |
Черногория | -- | 121 | Своевременность (11) | Таможня, качество логистики | |
Ботсвана | 5 | 134 | Таможня (48) | Международные поставки | |
Габон | 66 | 122 | Своевременность (23) | Инфраструктура (140) | |
Россия | 64 | 94 | Своевременность (29) | Таможня (138) | |
Хорватия | 35 | 74 | Инфраструктура (32) | Своевременность (65) | |
Словения | 35 | 57 | Международные поставки | Своевременность(46) | |
Греция | 35 | 54 | Отслеживание грузов (63) | Своевременность (125) | |
Средний показатель среди аутсайдеров | 44 | 106 | -- | -- |
Источники: ростэкспорта – Всемирныйбанк (World Development Indicators,World Integrated Trade Solution ), МВФ (Direction of Trade Statistics); индекслогистики – ВБ, 2007 и 2012 гг.
Непохоже, чтобы одни компоненты индекса были важнее других. Все семь одинаково важны. Например, Индия, в 2005-2010 гг. увеличившая экспорт на 121%, показала относительно высокие результаты по качеству логистики и относительно низкие – по развитию инфраструктуры. Вьетнам, чей экспорт тоже вырос на 121%, показал хорошие показатели по международным поставкам и относительно слабые – по качеству логистики.
Схожий индикатор публикует с 2008 года Всемирный экономический форум – Индекс содействия торговле. Он охватывает разные аспекты содействия торговле, не ограничиваясь логистикой. Индекс включает в себя 9 индикаторов, разделенных на 4 суб-индекса: доступ к рынкам, пограничный контроль, инфраструктура транспорта и связи, деловая среда.
Показатели обоих индексов вселяют надежду: за последние годы инфраструктура для внешней торговли множества стран улучшилась несмотря на неудачу Дохийского раунда ВТО. Средний балл в Индексе эффективности логистики вырос с 2,7 (2007 год) до 2,9 (2012 г). Средний балл в Индексе содействия торговле увеличился с 4,12 (2008 г.) до 4,14 (2012 г). Особенно заметно улучшились показатели у стран с уровнем доходов низким и ниже среднего.
Одна из причин этого – рост числа региональных торговых соглашений. С 2000 г. ВТО получила более 160 уведомлений о новых региональных соглашениях. Многие развивающиеся страны считают сокращение издержек на внешнюю торговлю выгодным, и в 1980-90-е годы они в одностороннем порядке и исключительно в собственных интересах понизили пошлины, что открыло дорогу таким соглашениям.
Экономисты славят торговлю не только потому, что им нравится смотреть, как корабли пересекают Тихий океан, а грузовые самолеты приземляются в аэропорту Парижа. Развитие торговли дает ощутимое увеличение доходов и повышение уровня жизни. По нашим расчетам, 10%-ное увеличение объема двусторонней торговли обычно приводит к росту ВВП на 1,6%. Это внушительный прирост, которого страны могут добиться, целенаправленно улучшая условия внешней торговли.
Тема содействия торговле редко попадает на первые полосы газет, но последние исследования показывают, что она имеет колоссальное значение для экономики. Более того, это лучший или даже единственный путь дальнейшего развития мировой торговой системы в нынешних сложных политических условиях.
Гэри К. Хафбауэр – старший сотрудник Peterson Institute for International Economics
Мартин Вьейро – аналитик Peterson Institute for International Economics
Джон С. Уилсон – экономист Всемирного банка
Оригинальный текст
Переведено с разрешения CEPR