• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лоббизм выигрывает на уровне миссии

Лоббизм в России сегодня в том виде, в котором он существует, является преимуществом лишь крупного бизнеса, у которого есть возможности личных контактов с чиновниками и создания ситуативных коалиций. Шансы малых и средних компаний на успешный лоббизм – в эффективной работе бизнес-ассоциаций

Существует мнение, что в сфере лоббизма в России за последние годы не произошло кардинальных изменений и прорывов. Не согласен с этим.

Вся полемика на эту тему часто крутится вокруг закона о лоббизме. Но если его нет, это не означает, что нет регулирования тех или иных лоббистских технологий.

Что свидетельствует в пользу того, что картина лоббистского поля в России в последние годы менялась? К примеру, появилось законодательство, описывающее и регламентирующее так называемый конфликт интересов – ситуация, когда личная заинтересованность госслужащего может влиять на исход какого-либо дела. Можно смеяться и говорить, что все это не работает, но дело в том, что если существует норма, то дальше – это уже вопрос политической воли.

Также заслуживает внимания и система оценки регулирующего воздействия – процедура анализа законодательных актов на предмет выявления норм, приводящих к избыточным ограничениям в работе бизнеса и необоснованным расходам, как для бизнеса, так и для бюджета. Это реальный инструмент влияния на госрегулирование, который сегодня доступен бизнес-среде. Стоит отметить, что бизнес часто самостоятельно предлагает государству свою экспертизу и государство ее принимает, потому что в ней есть потребность.

Кроме того, работает система государственно-частного партнерства и социальной ответственности бизнеса. А также постепенно совершенствуется антикоррупционное законодательство, что немаловажно для развития цивилизованного лоббизма.

Конечно, нельзя сказать, что с лоббизмом в России все в порядке. Существует масса проблем на разных уровнях. Например, сегодня действует множество ассоциаций, которые пытаются представлять бизнес во властных структурах и защищать права предпринимателей. Но в какой-то момент эти организации начинают обрастать бюрократическим аппаратом, что снижает их эффективность. Кроме того, есть проблема ретрансляции, когда бизнес что-то формулирует, но потом это транслируют люди, которые не совсем в теме, поэтому возникает искажение на этапе передачи информации.

Чтобы более ясно представлять проблемную специфику российского лоббизма, надо понимать, что одна из главных его черт заключается в использовании так называемых технологий «ручной настройки». Это, например, игра со временем, то есть, манипуляции сроками. Применяется это при принятии законов, проведении тендеров или ответов на запросы в профильные инстанции. Есть также игры с заменой инстанций, разрабатывающих законодательство. Сюда же можно отнести кадровый лоббизм и выстраивание коалиций. В таких практиках предприниматели действуют на уровне контекста – где, когда, с кем. Ключевую роль играет возможность выхода на первые лица. Таким образом, одна из характеристик современного российского лоббизма – клановость и личностность.

Но надо понимать, что по-настоящему выигрышными оказываются те технологии, которые действуют на более высоких уровнях, где лоббизм – это миссия и где существуют стратегии.  

Из стратегических лоббистских методов, которые сегодня использует российский бизнес, можно выделить то, что фактически является разменным торгом. А именно – корпоративная и социальная ответственность в обмен на те или иные преференции. Это цивилизованная технология, которая является более эффективной, чем банальная коррупция, ибо коррупционные практики порождают, в свою очередь, коррупционные спирали.

В целом, лоббизм в России сегодня в том виде, в котором он существует, является преимуществом лишь крупного бизнеса, у которого есть возможности личных контактов с чиновниками и создания ситуативных коалиций. Шансы малых и средних компаний на успешный лоббизм – в эффективной работе бизнес-ассоциаций.

Что касается законодательства о лоббизме, то оно, конечно, необходимо. Но оно должно быть системным. Невозможно сделать прозрачной одну сферу услуг, достаточно узкую, не делая при этом прозрачной всю экономику. Один из важных вопросов при этом, – регламентация лоббистской деятельности. На мой взгляд, нельзя идти по пути создания американской модели лоббизма, в которой действует жесткая система регистрации и отчетности. Бенефициарами это системы станет крупный бизнес, который может обходить проблемы за счет личных контактов, а, также номенклатурные группы и уполномоченные компании. Малый и средний бизнес от жесткого регулирования проиграет, поскольку будет высокая цена входного билета на рынок. Соответственно, проиграет и общество. У бизнеса должна быть возможность заниматься лоббизмом без обязательных посредников.

Поэтому надо работать над главным – повышением возможности доступа к государственным органам всех уровней бизнес-сообщества.

Евгений Минченко, политолог, руководитель коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»

 

25 января, 2013 г.