• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Здравоохранение нуждается в правильной организации больше, чем в деньгах

Прозрачность реформ, апгрейд медицинского образования, развитие государственно-частного партнерства и саморегулирование системы – так эксперты ответили на вопрос «Что нужно российской системе здравоохранения помимо денег?». Круглый стол в рамках Гайдаровского форума-2013

Избавиться от фобии неизвестности

Реформа здравоохранения упирается в страх россиян перед переменами, подчеркнула профессор НИУ ВШЭ, директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева.

По ее словам, существует определенная инерция восприятия: «Люди боятся инноваций, исходя из предположения, что все реформы приводят к ситуации не “лучше”, а “хуже”. При том, что система здравоохранения зияет лакунами, его реформа вызовет либо настороженность, либо протест».

Малева сослалась на недавнее исследование Независимого института социальной политики, проведенное в Москве с участием 10 тысяч респондентов. Оказалось, что даже у состоятельных москвичей существует сильная «фобия недоступности качественных медицинских услуг». Очевидно, она связана прежде всего с законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», вступившим в силу с начала прошлого года. Его суть многие россияне истолковали как «сворачивание» бесплатной медицины.

Население по-прежнему «голосует» за бесплатную медицину, добавила министр здравоохранения Вероника Скворцова, и даже весьма обеспеченные люди претендуют на «бесплатный хайтек» (высокотехнологичные операции).

Так или иначе, ради успеха реформы ее нужно максимально четко артикулировать, «объясниться с людьми», убеждены эксперты. Иначе есть риск, что она повторит судьбу монетизации льгот в России в 2005 году, которая потерпела крах из-за неприятия ее населением.

«Растормошить клиента»

Без понимания реформы потребитель не может усилить свою позицию на рынке медицинских услуг. Между тем, такая «активизация» клиента для излечения здравоохранения необходима. Имеет смысл ввести семейные (совместные) сберегательные счета, предназначенные для будущих медицинских расходов, предложил заведующий лабораторией межбюджетных отношений Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Владимир Назаров. Сэкономленные средства в таких «семейных кассах» могут передаваться детям, родителям, мужу и жене. Такая практика существует, например, в Сингапуре, где, по мнению экспертов, одна из самых эффективных систем здравоохранения.

Идея создания таких «накопительных касс» включена в государственную программу развития здравоохранения до 2020 года, утвержденную правительством в конце декабря, добавила Вероника Скворцова.

Потребитель должен активнее контролировать и качество медицинских услуг, считает ряд экспертов. «Нет лучшего контролера, чем сам пациент», – утверждает Татьяна Малева. Впрочем, есть одно «но». Уровень медицинской грамотности россиян не слишком высок, полагает она. С этим отчасти связана и острая неудовлетворенность людей качеством медицинской помощи. Вывод один – нужно повысить медицинскую грамотность россиян. Пациенты тоже должны знать стандарты медицинской помощи, представлять себе их финансовое обеспечение, уточняет Владимир Назаров.

Впрочем, как и следовало ожидать, медики не согласны с тем, что пациент должен быть «основным арбитром врача». Главный врач 63-й московской больницы, кардиолог Алексей Свет считает, что оценивать работу врачей должно прежде всего профессиональное сообщество, независимые организации. К ним относятся профессиональные ассоциации – например, Национальная медицинская палата России, созданная в апреле 2010 года. Врачам нужно постоянно подтверждать свою квалификацию, убеждены многие экперты.

Кадровая катастрофа

Минздрав не раз слышал в свой адрес упреки в том, что основные средства вкладывал в закупку оборудования, а не в медицинское образование. Апгрейд знаний и умений опытных врачей и подготовка молодых кадров – пожалуй, самое слабое звено в нынешнем здравоохранении, признавалось во время обсуждения. Прозвучала даже оценка «кадровая катастрофа». На ситуацию с кадрами слабо влияет даже то обстоятельство, что, согласно официальному порядку подготовки медработников, раз в пять лет практикующие врачи обязательно проходят курсы повышения квалификации.

Показательны данные опроса о состоянии здравоохранения, который проводила среди 2000 медиков и пациентов в конце 2011 года Комиссия по охране здоровья Общественной палаты России совместно с НИУ ВШЭ. Половина пациентов связывает падение престижа профессии врача прежде всего с недостаточным уровнем подготовки медработников.

Студенты медвузов, по данным опроса, недовольны педагогами. Тем не хватает современных знаний, порой они не занимаются лечебной деятельностью (не во всех вузах есть своя клиническая база). Хороших педагогов дефицит – набор студентов нарастили за счет тех, кто учится на коммерческой основе, а число преподавателей при этом не увеличилось.

Особенно пострадало от такой ситуации первичное звено здравоохранения – участковые службы, считает президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов. «60 лет уже идет деградация участковых терапевтов. А сейчас они могут приступать к работе без последипломного образования», – заявил он. В то же время очень узких специалистов (например, диетологов) в поликлиниках, по его мнению, избыток. «Пора преодолеть эту инерцию», – подчеркнул Власов.

«Сэкономив на подготовке врачей сегодня, мы многократно расплатимся за это завтра», – резюмировала Татьяна Малева.

Минздрав совместно с медицинским сообществом создает 83 программы повышения кадрового потенциала отрасли, среагировала министр здравоохранения Вероника Скворцова. Это обновление образовательных программ, переход на непрерывное медицинское образование и дистанционное обучение. В октябре прошлого года началась переквалификация преподавателей медицинских университетов и институтов. «Мы провели несколько серьезных циклов повышения квалификации для всех 54 медицинских образовательных учреждений по фундаментальным направлениям: молекулярной биологии, молекулярной генетике, биоинформатике, молекулярной физиологии, со скринингом усвояемости знаний», – отметила Скворцова.

Минздрав делает тут ставку на международное партнерство, сказала его глава: «Мы привлекаем лучших лекторов из ведущих зарубежных университетов».

Дивиденды модернизации

В 2012 году Россия «впервые за последние годы вышла на стабильный прирост населения», сообщила Скворцова. Число родившихся в 2012 году превысило число умерших. За январь-ноябрь прошлого года родились 1 744 197 детей. За тот же период умерло 1 739 597 человек. Число умерших к числу родившихся в процентах составило 99,7%. В прошлом году эта цифра составляла 107,9%.

«Снизилась смертность при туберкулезе – на 11% за год, от инсультов – более чем на 8%, при кардиальных патологиях – на 4%, от внешних причин – почти на 6%», – привела данные министр.

Там, где обновлена инфраструктура здравоохранения, снижается младенческая смертность. И это несмотря на переход в прошлом году на новый способ регистрации новорожденных. С апреля 2012 года в органах ЗАГС подлежат регистрации рождения и смерти новорожденные с экстремально низкой массой тела – от 500 г до 1000 г, что автоматически повышает статистику младенческой смертности.

«Мы обновили 70% инфраструктуры, и это значимый показатель», – подчеркнула Скворцова. В планировании инфраструктуры также произойдут перемены, пообещала министр. Государственно-частное партнерство в здравоохранении долго пробуксовывало, сейчас ему придан импульс, отметила глава Минздрава: «Мы планируем, во-первых, перейти на долгосрочные договоры с нашими частными партнерами – на 3-5 лет. Во-вторых, мы будем развивать менеджмент здравоохранения, привлекать профессиональных менеджеров».

По потребности регионов в медицинских кадрах уже появилась дифференцированная картина, отметила глава Минздрава. Вопрос лишь в том, как укомплектовать «пустующие» участки.

С профилактикой ситуация тоже изменится. В государственной программе развития здравоохранения предусмотрено создание единой профилактической среды – межсекторальной, сообщила Скворцова. Эта профилактика включает медицинские меры, спорт, экологию и правильное питание.

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 24 января, 2013 г.