• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новая» экономика идет мимо статистики

Имеющаяся статистика не фиксирует – просто не «видит» – развитие новых высокотехнологичных отраслей в России. Это деформирует макроэкономические показатели и негативно влияет на качество принимаемых властью решений. Доклад Владимира Бессонова «В поисках информационно-коммуникационных технологий: причуды российской статистики и экономических измерений»

Заведующий Лабораторией исследований проблем инфляции и экономического роста Экспертного института НИУ ВШЭ Владимир Бессонов представил свой доклад на научном семинаре Евгения Ясина «Экономическая политика в условиях переходного периода».

Автор считает, что статистические данные не отражают соотношений между существующими системами макроэкономических измерений и новой технологической средой. В итоге статистические показатели говорят о кризисе в экономике. Между тем, ситуация, возможно, выглядит совсем иначе, поскольку «новая» экономика (новые и высокотехнологичные товары и услуги) просто не попадает в данные статистики, к которым мы привыкли.

«Широко распространено мнение, что российская экономика производит в основном сырье, традиционные товары и услуги, а ее развитие задержалось на индустриальной фазе, страна прочно сидит на «нефтяной игле». При этом роль новой экономики невелика, а ее развитие наталкивается на серьезные препятствия», – говорит Бессонов. Между тем, без развитой новой экономики страну ждет незавидное будущее. Тем более, что передовые страны движутся по пути развития новой экономики – экономики высокотехнологичных товаров и услуг, основой новой экономики являются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

В действительности же сектор ИКТ активно развивается и в РФ. «Мы окружены приметами новой экономики», – говорит Владимир Бессонов. Россия, что называется, «впереди планеты всей» по степени распространенности мобильной связи. В стране интенсивно распространяется широкополосный доступ в интернет, цифровое телевидение. Компьютерная техника имеется у значительного числа россиян. Правомерны ли в таких условиях утверждения, что «новая» – высокотехнологичная – экономика в РФ развивается слишком медленно? И насколько верна позиция, что новая экономика не оказывает заметного влияния на российскую экономику в целом?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассматривать, например, динамику выпуска высокотехнологичной продукции в постоянных ценах, следить за ростом или снижением этих цен, учитывать различные факторы производства и данные производительности труда.

Доля «новой» экономики невелика

Таблица 1. Доля сектора ИКТ в экономиках стран G8 (в процентах; в скобках – годы, которым соответствуют данные)

СтранаДоля в производстве ВВП Доля в численности занятых
Великобритания 12 (2005)7 (2004)
Германия9 (2004)5 (2004)
Италия9 (2004)5 (2004)
Канада4 (2002/2003)4 (2005)
Россия5 (2005)4 (2005)
США9 (2006)5 (2006)
Франция11 (2004)7 (2004)
Япония12 (2005)7 (2005)

Источник: The Global Information Society: a Statistical View. – UN, 2008. P. 71-72

В развитых странах доля ИКТ невелика, но, тем не менее, она в два раза выше, чем в России.

Впрочем, доля сектора – это обманчивый показатель, пояснил Бессонов. Если реальный выпуск интенсивно растет, а цена на эту высокотехнологичную продукцию столь же стремительно снижается, то небольшая доля отрасли в ВВП страны может не отражать стремительный рост сектора. Также доля сектора высокотехнологичной продукции может быть постоянной при сохранении объемов реального выпуска товара и стабильных ценах. Получается, что анализ динамики доли сектора в ВВП не позволит отличить вышеописанные две ситуации (бурный рост от стагнации). «В экономиках развитых стран определенно имеет место первая ситуация – двузначные годовые темпы прироста реального выпуска сопровождаются столь же быстрым снижением относительных цен», – утверждает автор исследования.

ИКТ (его основа – сектор телекоммуникаций) – является структурным сектором экономики, то есть его развитие дает толчок к росту других отраслей экономики. Эффект на всю экономику страны от развития телекоммуникационного сектора автор исследования сравнивает с эффектом на экономику 19 века интенсивного развития железных дорог. В 20 веке столь значимое значение имело строительство шоссейных дорог. Причем, косвенное влияние «новых» секторов на экономику стран просматривается не только в странах с развитым ИКТ, но и в менее развитых экономиках. Степень влияния определяется не развитием самого сектора ИКТ, а тем, как политика властей  способствует распространению волны инноваций, говорит Бессонов.

Расходы на высокие технологии растут

Россия отстает от передовых стран по уровню развития ИКТ, но на фоне других стран БРИК наша страна смотрится неплохо.

Таблица 2. Структура расходов на ИКТ в странах G7 и БРИК в 2007 году (% от сумм в долларах США в текущих ценах)

СтранаОборудование Программное обеспечениеИТ услугиТелекоммуникации
Великобритания15112846
Германия15112351
Италия1281861
Канада15112550
США14123143
Франция15102946
Япония1441963
Бразилия1331074
Индия1531072
Китай135875
Россия166870

Источник: OECD Information Technology Outlook. – OECD, 2008. P. 53

В России особенно быстро развивается сектор фиксированной и мобильной связи, то есть то, что называется телекоммуникациями. Это, к сожалению, не позволяет говорить о стремительном развитии ИКТ. Эксперты отмечают такую тенденцию: чем выше в экономике уровень развития ИКТ, тем ниже в секторе ИКТ доля телекоммуникаций. В РФ все наоборот.

Но интенсивный прирост расходов на ИКТ в России позволяет надеяться на преодоление отставания страны от наиболее развитых стран мира. В 2003-2008 годах прирост расходов на ИКТ составил в РФ 25,9%, Китае – 22%, Бразилии и Индии – 23,9% и 30% соответственно. В развитых странах рост расходов меньше: в Великобритании – 7,7%, Германии – 8,4%, Италии – 8,9%, Канаде – 10,3%, США – 5,1%, Франции – 8,3%, Японии – 4,8%.

«Слепая» статистика

Высокотехнологичные отрасли российской экономики растут значительно быстрее статистических показателей, охватывающих традиционные отрасли. Но официальная статистика этого как бы не видит.

К примеру, беспроводная связь в постоянных ценах выросла за 1995-2010 годы в шесть раз, то есть эта отрасль росла в среднем на 12,7% в год. За этот же период российский ВВП в постоянных ценах вырос лишь на 73%, то есть увеличивался в среднем на 3,7% в год. Объем услуг связи для населения вырос за указанные пятнадцать лет в семь раз, то есть рос примерно на 13,6% в год. За это же время объем всех платных услуг населению вырос лишь на 71%. Отрасль связи демонстрировала рост даже в кризисные 1998 и 2008 годы.

При этом тарифы на услуги мобильной связи снижались. «В 2003-2010 годах, когда наблюдался рост услуг мобильной связи, цены на нее снизились на 28%, то есть они уменьшались на 4,6% в год», –  подсчитал Бессонов. В это же время тарифы на потребительские товары и услуги росли.

Кроме того, рост объема услуг мобильной связи сопровождался  значительным увеличением численности занятых работников. Рост занятости у операторов мобильной связи означает создание в экономике высокопроизводительных  рабочих мест, требующих высокой квалификации. Также резко увеличился объем основных фондов у компаний – операторов мобильной связи.

Все эти данные свидетельствуют о том, что темпы роста сектора телекоммуникаций значительно опережает темпы роста всей экономики. Причем этот рост устойчив к влиянию кризисов. Цены на услуги быстро растущего сектора снижаются, что способствует сдерживанию инфляции. При этом производительность труда в отрасли растет. Вот только официальная статистика этих изменений не фиксирует. В итоге влияние телекома на российскую экономику существенно недооценивается.

Непрозрачная отчетность

Причин некоторой «слепоты» официальной статистики несколько. К примеру, в арсенале статистиков почти нет показателей (терминов), которые бы описывали высокотехнологичную экономику.

Динамика развития отрасли не фиксируется: имеются данные по выпуску в текущих ценах по ИКТ, а также издержкам на ИКТ. Эти сведения не позволяют отличить бум от стагнации. В открытой отчетности компаний цифры, отражающие динамику, также не отражены. Там можно посмотреть лишь бухгалтерские показатели. К тому же данные по ИКТ разбросаны по разным разделам статистики.

Смешение показателей «новых» и «старых» экономик также «смазывает» картину: в фиксируемой статистикой отрасли связи смешаны «новые» телекоммуникации и «старые» почтовые услуги. Самостоятельно построить агрегированные показатели невозможно, поскольку часть данных недоступно по нормам закона о статистике, говорит Бессонов.

В целом современная российская статистика ориентирована на учет показателей индустриальной фазы развития экономики. «Ее методами удобно считать объем производства стали или собранного картофеля », – говорит Владимир Бессонов. Статистика хорошо видит товары и услуги в штуках и рублях, то есть в натуральном выражении. Но продукцию, которая производится в длинной технологической цепочке, учитывать, таким образом, тяжело.

Правила счета по-новому

«Новая» экономика – это более сложный объект измерения. Чтобы учесть качественные изменения продукции используют гедонические индексы – сложные индексы, которые учитывают разные свойства объектов и удовольствие от их использования. Такие индексы используются при учете, например, компьютеров, других технических новинок, предметов искусства, недвижимости.

Многочисленную и интенсивно обновляющуюся номенклатуру «новых» товаров и услуг (например, микросхемы, программное обеспечение) можно учитывать с помощью proxies – промежуточных показателей.

Пока же, без адекватной статистики, государство не до конца понимает источники экономического роста, что негативно влияет на качество принимаемых решений.

См. также:

Российская статистика: достижения и проблемы
Интернет-экономика: рост на 30%, объем полтриллиона рублей
О проблемах развития российской статистики
Новая экономика: гадкий утёнок или её величество? Препринт WP2/2011/01
Гедонические индексы цен для товаров информационных технологий как способ элиминирования систематических ошибок

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 17 января, 2013 г.