• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнимое содействие занятости

Программы поддержки занятости зачастую экономически не состоятельны, и мотивированы исключительно желанием политиков получить дивиденды на выборах. На реальный уровень занятости они положительного влияния не оказывают

В статье Марио Мехтеля и Никласа Потрафке, перевод которой публикует Opec.ru, идет речь о программах содействия занятости в Германии (ПСЗ). Это меры, направленные на интеграцию безработных в общество и получение ими занятости на «вторичном рынке труда». Низкооплачиваемая работа, предоставляемая в рамках этих программ, как правило, ограничивалась временными рамками (от нескольких дней до 6-12 месяцев). Это неквалифицированный или низкоквалифицированный общественно-полезный труд. Работодателями зачастую выступали сами же местные центры по организации занятости, социальные организации вроде «Красного креста», коммунальные службы, культурные организации и др. Финансирование этих программ осуществлялось из местных бюджетов.

Программы создания занятости часто подвергались критике: они искусственно занижали уровень безработицы и создавали демпинговую ситуацию на рынке труда. Фирмы, создающие рабочие места, финансируемые из бюджета, могли, как правило, предлагать свою продукцию по цене гораздо ниже рыночной. Для безработных участие в этих программах было достаточным основанием для получения пособия по безработице.

В 2004 г. была проведена реформа Хартца (названа по имени ее инициатора, члена правления АО «Фольксваген»). Она ввела более жесткие требования к безработным, претендующим на получение пособия по безработице, и снизила планку пособий. Помощь по безработице и соцпомощь для работоспособного населения были упразднены, вместо них введено «пособие по безработице-2», размер которого был ниже суммы тех выплат, которые безработные получали в рамках старой системы.

Помимо экономии бюджетных затрат, реформы Хартца предполагали введение более «активных мер стимулирования» безработных к поиску работы. В частности, это так называемая «1 Euro Job» – принудительная работа за 1 евро в час. Тот, кто от нее отказывался, лишался права на пособие. Реформа Хартца была связана с большими изменениями в трудовом законодательстве. В частности, с 2004 г. участие в программах ПСЗ перестало быть законным основанием для получения пособия по безработице. Число участников этих программ значительно сократилось, а с 1 апреля 2012 г. они и вовсе были упразднены.

Реформа Хартца действительно вызвала некоторый позитивный эффект как с точки зрения экономии бюджетных денег, так и для стимулирования безработных к поиску работы. Однако всех проблем она не решила. В частности, так называемая «1 Euro Job» нередко оказывалась фикцией, потому что трудоустройство безработных предполагало субсидирование фирм, создающих дополнительные рабочие места. И компании не замедлили этим воспользоваться. В 2005 году автору этих строк довелось наблюдать, как в магазине подержанной одежды, принадлежащем одной социальной сети, было трудоустроено 3 дворника, 3 сортировщика одежды и 1 директор магазина. При этом в среднем в день этот магазин посещал 1 покупатель, совершающий покупки максимум на 10 евро. Причина проста – за каждого трудоустроенного фирма получала от ведомства по трудоустройству около 300 евро в месяц.

В прекращение этой бессмысленной растраты денег весомый вклад внесла критика экономистами программ содействия занятости. Экономисты показали, что эти программы не мотивированы ничем, кроме желания политиков получить дивиденды на выборах. На реальный уровень занятости они положительного влияния не оказывают.

Максим Райскин

 

15 января, 2013 г.