• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чего стоит высшее образование

Значимость высшего образования снижается – основать фирму или технологический стартап можно и без него. Но это не повод отказываться от учебы в университете

Вторая статья Аарона Ренна, перевод которой публикует OPEC.ru, (первую см. здесь) продолжает тему ускоренного удорожания образовательных услуг. Стоит ли брать кредит на учебу в университете, если 53% недавних выпускников не работают или трудятся не по специальности? Надо внимательно подойти к выбору университета, но все-таки учиться, считает Ренн, ведь не все рождены предпринимателями, как бросившие Гарвард Пол Гейтс и Марк Цукерберг. И стоит семь раз подумать о профессии, ведь это в 1990-е годы «белые воротнички» зарабатывали больше, чем рабочие. Теперь, когда бухгалтерский отдел или программисты могут быть вынесены в Индию или Филиппины, квалифицированный рабочий может получать больше «дипломированного специалиста».

В России бума образовательных кредитов пока нет. Сбербанк, один из крупнейших игроков, в 2010 г. выдал кредитов на образование всего на 195 млн руб. Это крохи – всего 264 кредита. В 2011 году выдача образовательных кредитов пошла у «Сбера» чуть веселее – более тысячи кредитов. Другой лидер этого рынка – банк «Союз» – выдает менее сотни образовательных кредитов в год, его портфель за 2011 год не вырос, составив 1,1 млрд руб. В среднем ставки по рублевым образовательным кредитам составляют 12-19%, по валютным – на 1 п.п. ниже, так что понятно, что охотников получать образование в кредит немного.

Государство вроде бы поддерживает образовательное кредитование. Кредиты, удовлетворяющие определенным условиям (включая смягченные в 2011 году требования к успеваемости) субсидируются из бюджета (3/4 ставки рефинансирования ЦБ) и стоят в результате намного ниже – немногим более 5%. В ходе обучения проценты не выплачиваются вообще, а в первые два года после окончания – лишь 40% и 60% от суммы процентов. Но выбор вузов, в которых можно получить кредит по госпрограмме, почему-то ограничен 160, а банков – двумя («Сбер» и «Союз»). И даже Сбербанк в прошлом году выдал по госпрограмме всего 350 кредитов – немногим более трети (второе образование, включая MBA, государство не субсидирует).

Спрос на образовательные кредиты даже по довольно льготным ставкам только начинает раскачиваться, денег бюджету жалко, и издаваемая Минфином «Финансовая газета» прозрачно намекает, что в 2013 году эксперимент по поддержке образовательного кредитования может быть свернут.

Возможно, Минфин опасается резкого роста образовательного кредитования: студенты и их родители «распробовали» новый продукт. Кроме того, до сих пор кредитование тех, кто не поступил в сильный университет, во многом сдерживалось возможностью бесплатно учиться в университете уровнем ниже. Но в ближайшие годы Минобразования планирует сокращать количество бесплатных мест, так что спрос на кредиты должен возрасти. В этом году число студентов, обучающихся в долг, может достигнуть 6%, а еще 5 лет назад эта цифра не превышала 1%. Ренн пишет совсем о другой ситуации: в развитых странах таких студентов до 75%.

Зато «премия» за высшее образование в России не слишком велика. Ожидания будущих доходов студентами и их родителями выше реальных доходов недавних выпускников. И это неудивительно: если в странах ОЭСР высшее образование получает 25-30% молодых людей, то в России – до 70%. Заработок у выпускников вузов рубежа 1990-2000-х гг. всего на 20-25% больше, чем у тех, кто не получил высшего образования. В последние годы эта величина снижается.

А вот вероятность потерять работу у выпускников российских вузов существенно меньше, чем у людей без высшего образования (см. таблицу). Так что ответ на вопрос Ренна одинаковый – что в США, что в России. За образование, как и за все остальное, не надо переплачивать. И нужно серьезно думать о выборе вуза и профессии – тем более, что с годами все больше работ смогут выполнять иностранцы, компьютеры и роботы. Но это не повод отказываться от образования, скорее – совсем наоборот.

Образование дает работу. Занятость и безработица среди людей с разным уровнем образования в 2011 г., в %

 Уровень занятостиУровень безработицы
Высшее профессиональное образование81,53,6
Среднее профобразование73,75,1
Начальное профобразование73,26,7
Среднее общее49,710,4
Без среднего общего24,216,5
Всего63,86,6

Росстат, «Тенденции на рынке труда», 2011

Борис Грозовский

 

11 января, 2013 г.