Дэвид МакЛин (DavidMcLean) из MITSloanSchoolofManagement и его коллега из BostonCollege Джеффри Понтифф (JeffreyPontiff) показывают в своем исследовании, что реакция инвесторов на публикации научных статей с анализом стратегии инвестирования в ценные бумаги в значительной степени меняет рынок. Они утверждают, что опубликованная в экономическом или финансовом журнале стратегия принесет в среднем на 35% меньше рассчитанной в работе доходности.
Расчеты показывают, что если в статье ожидается, что стратегия будет генерировать 5% доходности в период, то инвесторы, следуя ей, сместят доходность до 3,75% (в среднем на 35%).
Дэвид МакЛин и Джеффи Понтифф пришли к своему выводу, изучив 82 стратегии, опубликованные в 62 статьях финансовых и экономических научных журналов. Обязательным критерием для попадания в выборку было наличие финансового прогноза поведения акций.
Вывод авторы объясняют тем, что искушенные (sophistical) инвесторы принимают к сведению публикуемые труды в сфере их деятельности. Реализовывая описываемую стратегию, спекулянты влияют на рынок в высокой степени. Естественно, что этот фактор не учитывается в проводимых исследованиях. Действие законов спроса и предложения в итоге приводит к снижению доходности, делая ее отличной от аномальной, предсказываемой публикацией.
При рассмотрении торговых стратегий как правило не учитывается, что собственно опубликование побуждает инвесторов к действиям, что является внешним фактором в модели. Это ведет к тому, что создается мнение, что ученые «не угадывают» поведение рынка. На самом же деле, они не добавляют в модель фактор активности инвесторов от публикации.
Авторы работы выяснили, что больший интерес для инвесторов представляют относительно легкие стратегии: в портфеле которых низковолатильные и высоколиквидные акции. Такие факторы как «капитализация компании», «цена», «выручка» также в той или иной степени влияют на следование публикуемым стратегиям. Игроки рынка склонны к тем вложениям, которые сопряжены с меньшими транзакционными издержками сделки и невысокими затратами на приобретение портфеля. Эти стратегии в среднем показали еще большее отклонение (больше 35%) от прогнозируемых в статьях цен.
Было обнаружено, что корреляция доходности напечатанной статьи высока с показателями уже опубликованных стратегий, но низка – для еще неопубликованных. Исследователи приходят к выводу, что именно факт публикации делает прогноз несбывающимся. Но расчеты показывают, что несовпадение прогнозируемой доходности и реальной может быть и статическим смещением.