• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рост зарплат в профессии увеличивает приток абитуриентов

Рост средней зарплаты по специальности в регионе – один из основных факторов, влияющих на выбор студентами специальности в вузе. Наиболее сильный стимулирующий эффект рост зарплат имеет в медицинской сфере. Исследование «Куда пойти учиться – выбор специальности в вузе»

Стажер Лаборатории институционального анализа ВШЭ (ЛИА) Андрей Ампилогов и ведущий экономист группы исследований развивающейся экономики Всемирного банка Михаил Локшин в своей работы выясняли, какие факторы влияют на выбор студентами специальности в вузе. Результаты их исследования были обнародованы на семинаре Института институциональных исследований ВШЭ 20 декабря 2012 года.

По данным кадровых агентств, на рынке труда России в ближайшие пять лет будут востребованы в первую очередь специалисты по информационным технологиям, инженеры различных специализаций и управляющий персонал. В то же время, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения ВЦИОМ, проведенного в ноябре 2011 года среди школьников, самыми востребованными профессиональными сферами являются банки и инвестиции (40%), медицина и фармацевтика (34%), строительство и архитектура (31%). Родители опрошенных больше всего хотят видеть своих детей в банковской (32%) и в экономической сферах (31%).

Почему же выбор абитуриентов не соотносится с требованиями рынка труда? В работе Ампилогова-Локшина использовались результаты интернет-опроса около четырех тысяч молодых людей из 80 субъектов Российской Федерации в 2011 году. Они были дополнены данными по среднему уровню зарплат, на которые может ориентироваться специалист окончивший вуз. Данные о зарплатах были взяты из регулярного мониторинга Superjob.ru «Зарплатомер».

Теоретическая модель, с которой работали авторы исследования, была основана на стандартном экономическом подходе, когда решение о выборе специальности принимается в результате сравнения ожидаемых выгод после окончания вуза и издержек, связанных с процессом обучения. По результатам регрессионного анализа оказалось, что существенное влияние на выбор специальности в вузе оказывают средняя зарплата по специальности в регионе, пол, возраст, средний балл ЕГЭ респондента и наличие у родителей профессии, схожей с выбранной специальностью ребенка.

Если максимальный уровень образования родителей – начальное или среднее, то школьник более вероятно предпочтет общественные науки (экономику, социологию, психологию, юриспруденцию) естественным.

Рост зарплаты, констатируют Ампилогов и Локшин, всегда ведет к росту популярности любой специальности. Наиболее заметен этот эффект в медицине. Когда уровень зарплат в медицине вырастает на 40% (с 28 736 до 40 231 рублей), доля школьников, которые выбирают эту специальность, увеличивается на 131% (с 4,8% до 11,1%).

В гуманитарных науках прирост средней зарплаты на 40% (с 22 807 до 31 930 рублей) дает примерно 77% прироста в доле абитуриентов, выбравших эту специальность (с 10,5% до 18,6%). При росте зарплат на 40% в общественных науках (с 20 462 до 28 647 рублей) вероятность поступления увеличивается на 41%. В естественных науках такой же прирост зарплат (с 21 488 до 30 083 рублей) повышает число абитуриентов на 51% (с 22,7% до 34,2%). Рост уровня зарплат на 40% в педагогических специальностях (с 19 779 до 27 690 рублей) при прочих равных привлекает на 76% студентов больше (с 5,9% до 10,4%). В технических науках изменение зарплаты на 40% (с 19 562 руб. до 27 387 руб.) дает 42% прирост студентов этой специальности (с 25,6% до 36,3%).

Симуляционное моделирование показало, что при росте уровня зарплат в профессиях, связанных с естественными науками, студенты переходят туда из инженерных и общественных наук. Здравоохранение и гуманитарные науки притягивают примерно одинаковую долю от всех остальных пяти специальностей. Так, при росте зарплат в медицине на 40%, в медицинские вузы приходят студенты, которые бы раньше выбрали общественные (35%), естественно-научные (24%) и технические (22%) направления.

В основном переход осуществляется из смежных специальностей. Возможно, это объясняется тем, что они мало отличаются как по программе обучения, требованиям к поступающим, так и по вариантам трудоустройства, и поэтому являются комплементами друг друга. С другой стороны, студенты социальных и технических направлений довольно активно реагируют на рост зарплат в других направлениях, что может говорить о большой доле «лишних» студентов, которые выбрали эти специальности, руководствуясь инерцией среды (всеобщая популярность, престижность или легкость обучения). При этом медицинские специальности также как и гуманитарные направления, довольно плохо реагируют на симуляционный рост зарплаты в других науках.

Как отмечают авторы исследования, российские школьники и их родители выбирают направление обучения в вузе не перед самим поступлением, а заранее – за год, а то и за два. Юноши преобладают в технических (67%) и естественных науках (61%), а девушки – в педагогике (85%), гуманитарных (77%), общественных науках (74%) и медицине (62%). Средние баллы ЕГЭ студентов распределены достаточно плотно – между специальностями нет больших отличий. Студенты с немного более высокими баллами ЕГЭ (в среднем, от 68 до 69 баллов), поступают на естественно-научные, медицинские и педагогические направления обучения. С более низкими (средний балл 64-65) – на технические, общественные и гуманитарные специальности.

Если у родителей есть высшее образование, то абитуриент более вероятно выберет гуманитарные, технические и педагогические науки. Если же максимальный уровень образования родителей – начальное или среднее, то школьник более вероятно предпочтет общественные науки (экономику, социологию, психологию, юриспруденцию) естественным.

По словам Михаила Локшина, проведенное исследование дает возможность по-новому взглянуть на проблему подготовки кадров в стране. «Сейчас мы слышим призывы к созданию профессиональных технических училищ, увеличению количества выпускников рабочих специальностей. У нас не хватает сталеваров – давайте их готовить, не хватает рабочих – давайте открывать ПТУ. Но таким директивным образом проблему не решить. ПТУ можно открыть, но учиться там никто не захочет. Привлекать в специальность нужно, прежде всего, зарплатой и выгодностью профессии», – резюмировал он.

Исследование Ампилогова и Локшина вызвало горячую дискуссию среди сотрудников Лаборатории институционального анализа НИУ ВШЭ. Руководитель лаборатории Мария Юдкевич, например, указала на низкую долю зарплаты в доходе медицинских работников и невозможность в связи с этим провести четкую корреляцию между ростом доходов и активностью абитуриентов. «К тому же зарплаты в разных регионах, разных медицинских заведениях и у разных врачебных специальностей сильно различаются», – уточнила Юдкевич. По ее словам, одним из важных факторов выбора специальности и вуза сегодня также является фактор платы за обучение и подготовки к поступлению в вуз. «Часто речь идет даже не о выборе факультета и специальности, а о том, чтобы устроить ребенка хоть куда-нибудь, поскольку без высшего образования дорога в будущее закрыта. Родители смотрят, по каким предметам у ребенка может быть больший балл по ЕГЭ, какие вузы есть рядом с домом, и на основании этих факторов выбирают факультет», – отметила Юдкевич. В то же время и она признала, что в настоящее время факторы выбора абитуриентом вуза меняются. Если раньше в большей степени «подстраивались» под выбранный вуз, то сегодня появилась большая гибкость в выборе будущей профессии.

Полный текст исследования

См. также:

Качество институтов влияет на выбор абитуриентов
ЕГЭ и социальное положение

 

9 января, 2013 г.