• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Спокойно, как в банке

Для банковской системы страны прошедший год оказался довольно спокойным. Однако эта стабильность выглядит непрочной и хрупкой. Отмечая это, мониторинг «Банки: статистика и экономика» от Центра развития НИУ ВШЭ, намечает и основные тенденции на следующий год

Ответственное слово

Прошёл ещё один год жизни нашей банковской системы. Его можно охарактеризовать как год стабильности. Со вздохом облегчения можем отметить, что за истёкшие двенадцать месяцев не оправдались наши тревожные ожидания годичной давности, когда многие индикаторы прямо указывали на возросшую вероятность возникновения очередного кризиса. Но, с другой стороны, язык не поворачивается назвать нынешнюю ситуацию хорошей и безоблачной. Стабильность, она, конечно, вещь хорошая, но чувство того, что общеэкономическая ситуация в стране, а соответственно, и ситуация в банковской сфере остаются в состоянии, которое можно охарактеризовать как «на тоненького», пока не отпускает. Тем не менее будем надеяться, что наступающий год принесёт нам гораздо больше поводов для позитивных комментариев. Поверьте, их писать куда как проще, нежели тревожные.

Год прошёл. И слава богу

В уходящем году в банковской системе не случилось никаких из ряда вон выходящих событий. Поэтому мы решили просто предложить свой вариант призовой тройки тенденций-2012.

1. Новая эмиссионная реальность…

…накрыла нас ещё в прошлом году, а в 2012 г. стало совершенно очевидно, что отныне банковская система не сможет прожить без регулярной подпитки кредитами Банка России. Во всяком случае, в рамках существующей политико-экономической модели, то есть до тех пор, пока потоки капитальных операций не потекут вспять. Вопрос отныне стоит только в том, где проходит та грань, за которой кредиты ЦБ переходят из категории «для поддержания штанов ликвидности» в категорию «на финансирование оттока капитала». В одном из наших обозрений мы рассуждали на эту тему – продолжим отслеживать направления движения центробанковских денег и в следующем году.

2. Ренессанс потребительского кредитования…

…также стартовал ещё в 2011 году, но своего пика достиг в середине года 2012-го. Отметим, что своего рода закоперщиками бурного роста розничного кредитования выступили госбанки, активность которых была с энтузиазмом обречённых поддержана частниками. С уверенностью можно сказать, что этот год для розничных банков стал по нынешним временам просто-таки выдающимся с точки зрения отражения в балансе прибыли, корреспондирующей ни с чем иным, как со счетами по учёту всё тех же потребительских кредитов. Так что самое интересное для этих кредитных организаций (а в особенности у неофитов этого рынка), конечно, впереди.

3. Стагнация кредитования корпоративного

Стагнация, наверное, слишком сильное слово для годового роста совокупного кредитного портфеля (включая вложения в долговые ценные бумаги) на 14,5%. Впрочем, в прошлом году было заметно больше – почти 21%. Впрочем, если дефлировать результат-2012 на накопленную инфляцию, то останется около 6,5%. Впрочем, если вычесть из прироста портфелей Сбербанка и ВТБ кредиты, выданные не на рыночных принципах, а по настоятельной рекомендации «сверху», то… результат знают только Греф с Костиным. Ну и «наверху». Знают. Наверное.

Впрочем, подобное замедление не должно вызывать удивления. Предлагаем ещё раз обратиться к динамике такого показателя, как доля расчётных счетов в общих средствах, находящихся в распоряжении предприятий. Для большей чистоты данных мы взяли только клиентов частных банков.

График 1. Доля расчётных счетов в средствах предприятий в частных банках (тренд), в %

 

Источник: банковская отчётность, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

Данный показатель можно трактовать как склонность предприятий к расширению производства. Как видно, в течение всего года он находился на весьма невысоком уровне и даже имел тенденцию к некоторому снижению. Естественно, в таких условиях наивно было бы рассчитывать на существенный платежеспособный спрос бизнеса на кредитные ресурсы, так что снижение темпа прироста корпоративного кредитования выглядит вполне закономерно: нельзя заставить предприятия, функционирующие в условиях какого-никакого рынка, брать кредиты, если те им не нужны, – во всяком случае, в массовом порядке.

Впрочем, чем дальше, тем громче раздаются голоса, ратующие за накачку экономики длинными дешёвыми центробанковскими деньгами и рефреном повторяющее армейское «Не хочешь? Заставим!». Этим товарищам нелишне помнить, что такую мощную крепость, как «новая индустриализация», кавалерийским наскоком не взять. А подстёгнутая эмиссионным кнутом экономика вполне может и закусить удила. Однако будем оставаться оптимистами и верить, что власти смогут избежать соблазна решить проблему стагнации столь революционным путём. Хотя бы благодаря инстинкту самосохранения.

Дмитрий Мирошниченко

 

29 декабря, 2012 г.