• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подарочная прелюдия

В современной жизни присутствует такое явление, как интим в обмен на подарки. Чаще всего это привычные знаки внимания, присутствующие и в обычных романтических отношениях, а также денежные вознаграждения. Исследование «Коммерциализация интимности и "свидание за вознаграждение" в Москве, Минске и Киеве»

На семинаре Лаборатории сравнительных социальных исследований старший научный сотрудник лаборатории Кристофер Сводер представил свое совместное с Ириной Воробьевой (департамент социологии ВШЭ) продолжающееся исследование.

После распада СССР жители бывших советских республик столкнулись с коллапсом в системе моральных установок. По мнению Кристофера Сводера, коммерциализация интимности в таких условиях вполне объяснимое и ожидаемое явление. Тем не менее, как он заметил, на постсоветских просторах это явление практически не изучено. Исследователь подчеркнул, что речь идет о нишевом, а не о широко распространенном явлении, и что исследуемая практика как правило, отличается от традиционного коммерческого секса.

Одна из главных задач, которую поставили перед собой исследователи – выяснить, чем характеризуются практики свиданий, предполагающих получение подарков в обмен на интим («компенсируемые свидания») в столицах России, Украины и Белоруссии.

В каждом из трех городов опрашивалось примерно равное количество респондентов. В ходе опроса изучалась информация о семейном положении, доходе, количестве сексуальных партнеров, продолжительности отношений, использовании сайтов знакомств при поиске новых партнеров. Респондентам предлагали учитывать самые разнообразные формы подарков от оплаты ужина в ресторане и цветов до предметов роскоши, компенсации аренды жилья и туристических поездок.

Вопреки распространенному мнению, что в качестве получателей подарков в обмен на секс, выступают, как правило, женщины, в ходе опроса довольно много мужчин призналось, что также принимали подарки такого рода. В возрасте от 37 до 55 лет больше всего таких мужчин в Москве – ровно половина от количества женщин той же возрастной категории. В возрасте до 36 лет по мужчинам лидирует Киев – точно с тем же соотношением к количеству женщин.

Однако количество женщин, дарящих подарки с намеком на интимную близость, среди респондентов оказалось сравнительно небольшим. Например, по Москве соотношение составило одна женщина на шестерых мужчин в возрастной группе до 36 лет, и только одна женщина против 12 мужчин в возрастной группе от 37 до 55 лет.

Самыми распространенными подарками, предполагающими, по мнению респондентов, интимную близость, оказались небольшие романтические знаки внимания – цветы, конфеты и оплата ужина в ресторане.

Тем не менее, как выяснилось в ходе опроса,  после символических подарков по частоте дарения в подобных ситуациях, как правило, присутствуют деньги. Так каждый четвертый респондент в Киеве, каждый пятый в Москве, и каждый седьмой в Минске рассказали, что получали в тех или иных формах деньги в обмен на секс. Москва резко выделяется долей тех, кто рассчитывался за секс непосредственно деньгами.

За романтическими мелочами и деньгами по уровню популярности следуют предметы повседневного спроса, такие, как еда, одежда, оплата различных услуг, техника, а также ювелирные украшения и туристические поездки. Наименее популярным вознаграждением оказалась частичная или полная оплата аренды жилья.

Рисунок 1. Получали в обмен на интим

100% участников = 1. Например, 0,177=17,7% 

Источник: презентация К. Сводера

Рисунок 2. Давали в обмен на интим

Источник: презентация К. Сводера

Как рассказал Кристофер Сводер, анализ показал, что вероятность вступления в интимные отношения в обмен на подарки выше для женщин, которые ценят досуг и романтику, а также посещают сайты знакомств. Мужчины, использующие сайты знакомств, также более склонны предлагать подарки в обмен на интим.

В последовавшем обсуждении было высказано немало критических замечаний. В частности, было отмечено, что использованная методология опросов не позволяла  разделить действительно коммерческие подарки от романтических знаков внимания, что серьезно искажает всю картину исследуемого явления.

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 28 декабря, 2012 г.