• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Потребительский бум пошел на убыль

К концу года темпы роста розничной торговли замедлились. Основная причина – снижение активности в потребительском кредитовании, как со стороны банков, так и со стороны населения. Мониторинг состояния делового климата в розничной торговле от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ

Значение индекса предпринимательской уверенности в сфере розничной торговли в IV квартале 2012 года снизилось по сравнению с III-м кварталом на 1 п.п. и составило +6%. После достаточно устойчивого восстановительного роста, наблюдаемого в I полугодии и начале II полугодия 2012 г., многие положительные значения показателей, характеризующие изменения объема продаж и товарооборота,  перешли в отрицательную зону. Таковы результаты анализа финансово-экономической деятельности 4 тыс. организаций, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Предприниматели не смогли противостоять конъюнктурным коррекционным колебаниям и продолжить заявленный в начале года темп позитивных процессов восхождения, делают вывод экономисты ИСИЭЗ.

Первопричинами, способствующими  торможению темпов экономического восстановления и охлаждению делового климата в целом, следует считать масштабность детерминирующих явлений в реальном секторе и экономическом пространстве в целом, а также концентрацию относительно неблагоприятных тенденций, связанных со структурой и динамикой потребительских  расходов.

Отдельные факторы, поддерживающие в течение 2012 г. потребительский «бум», к концу года значительно ослабли. Прежде всего, это касается  ситуации, связанной с активным развитием потребительского кредитования. В частности, очевидный перегрев на потребительском рынке, наблюдающийся в течение года, демонстрирует логичную развязку, вызванную необходимостью возврата населением выданных ссуд. По всей видимости, понимание того, что данный этап в процессе кредитования неизбежен, значительно охладило потребительский пыл, что скорректировало портфель заказов и в результате нарушило устойчивость новообразованных посткризисных точек роста в секторе розничной торговли.

При этом сами коммерческие банки в IV квартале снизили свою активность в потребительском кредитовании домашних хозяйств из-за подготовки своего баланса, где должны быть соблюдены нормативы ликвидности.

Другими факторами, ограничивающими деятельность ритейлеров, стали высокие налоги и недостаток обственных финансовых средств. Доля организаций, у которых сокращались собственные финансовые ресурсы, вновь превысила долю тех, у кого они увеличились, – отмечается в мониторинге.

Результатом ухудшения делового климата в розничной торговли стало снижение прибыли и численности занятых в отрасли. Так, согласно результатам обследования, в IV квартале сокращение прибыли составило -4%, усилилась тенденция сокращения сотрудников. Для получения финансовой отдачи от торговой деятельности ритейлерам пришлось более тщательно подойти к вопросу пересмотра части издержек, что и повлекло за собой усиление сокращения рекрутинговой деятельности в отрасли.

Факторы, в наибольшей степени ограничивающие деятельность организаций розничной торговли в 2012 г. (доля организаций от их общего числа, %)

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Вместе с тем, несмотря на негативные процессы, охватившие сектор в последние месяцы текущего года,  укрепившийся за розницей статус одного из ключевых  драйверов посткризисного восстановления российской экономики по итогам года остался неизменным, подчеркивают экономисты ИСИЭЗ. «Сопоставляя результаты IV квартала 2012 г. с аналогичным периодом 2011 г.,  можно с уверенностью констатировать, что большинство достигнутых текущих значений показателей, характеризующих состояние делового климата в отрасли, превосходят результаты прошлогоднего опроса и динамику периода посткризисного восстановления в целом», – говорится в мониторинге.

Тенденция к снижению деловой активности розничных организаций относительно III квартала приобрела довольно масштабный, но не критический характер. Так, одним из позитивных моментов функционирования торговых организаций, несмотря на негативную корректировку, следует считать сохранение положительной динамики заказов на поставку товаров (рост заказов на товары продолжали отмечать 24% респондентов).

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Несмотря на то, что завершающий квартал розница «отработала» не совсем благополучно, в целом компенсационная посткризисная бизнес-модель развития отрасли, основанная на выработанных руководителями механизмах оптимизационной стратегии, в 2012 году сработала достаточно хорошо. В течение года предприниматели, оказавшись в достаточно суровых внешних условиях, все–таки сумели воспользоваться ситуацией и извлечь для себя не только определенный финансовый результат, но и бесценный опыт осуществления торговой деятельности в фазе посткризисной конъюнктуры. Ярким тому свидетельством выступает сохранение позитивной динамики основного результирующего индикатора – индекса предпринимательской уверенности, положительное значение которого, по большому счету, свидетельствует о верном и последовательном движении по курсу, выбранному предпринимателями и направленному на восстановление и развитие возглавляемых ими торговых организаций.

Однако перспектива грядущих общемировых и российских тенденций, в конечном счете, определяющих состояние делового климата как экономики в целом, так и розничной торговли в частности, на данном этапе, вызывает большую настороженность. Следует учесть, что надежда и попытки обрести в 2012 г. фундаментальные точки роста, основанные прежде всего на стабильных макроэкономических составляющих, оказались тщетны. Факторы роста, обеспечивающие реальную поддержку рознице в течение  года, вновь отличилась неустойчивостью и непостоянством, что при малейшем дисбалансе некоторых из них, вновь откинуло многие положительные результаты в область отрицательных значений.

В результате в канун 2013 года возникает вопрос: насколько хватит потенциала и изобретательности у предпринимателей и дальше продолжать виртуозное движение в лабиринте бесконечных конъюнктурных составляющих? При этом настораживающие оценки текущей экономической ситуации реального сектора и ожидания «второй волны» кризиса в дополнительной мере обостряют данную проблематику.

В целом, концентрация разнообразных экономических тенденций в российском бизнес-пространстве не позволяет однозначно рассуждать о возможных сценариях развития российской торговли в 2013 г.

Негативный сценарий развития отрасли в 2013 году может быть обеспечен только лишь при многофакторном и единовременном воздействии таких лимитирующих явлений, как: ослабление динамики доходов населения и как следствие, замедление потребления; коррективы в структуре потребительского спроса (включение жесткой экономии домохозяйств); нестабильность и непредсказуемость рыночной конъюнктуры для компаний потребительского сектора; жесткий характер монетарных и инфляционных процессов; возможные изменения в политике ЦБ и, как следствие, снижение кредитной активности населения; ужесточение налоговой политики, а также неблагоприятные климатические условия.

С большей долей вероятности возможно предположить, что радикальных негативных перемен, как в динамике ключевых показателей, так и концептуальном разрезе, не произойдет, а становление сектора будет продолжено именно по благоприятному сценарию, лейтмотивом которого станут устойчивые и поступательные процессы в отрасли.

 

24 декабря, 2012 г.