• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НДС полезней для бюджета

В случае введения налога с продаж вместо налога на добавленную стоимость произойдет существенное снижение бюджетных доходов, предостерегает Вадим Засько

В правительстве вновь обсуждают тему замены НДС на налог с продаж. Инициаторы налоговых изменений считают, что отмена или существенное снижение НДС необходимо для технологического рывка в промышленности. Так, в Минэкономразвития ссылаются на опыт других стран, например, Японии, где принципиально низкая ставка по НДС – меньше 10%, снизила налоговую нагрузку на высокотехнологичный бизнес и способствовала экономическому развитию и росту. При этом противники отмены НДС (среди которых Минфин) предупреждают о сокращении доходов в бюджет в случае отмены НДС. Замминистра финансов Сергей Шаталов заявил недавно, что объемы поступлений по налогу на добавленную стоимость и по налогу с продаж при сопоставимой ставке этих налогов отличаются примерно в 15 раз.

Наши расчеты и наблюдения также показывают, что введение налога с продаж приведет к существенному снижению бюджетных доходов, поэтому при его введении нужно принимать решение об источниках покрытия выпадающих доходов в связи с отменой НДС.

В России налог с продаж вводился (и, соответственно, отменялся) дважды. На момент второй отмены налога с продаж по итогам 2003 года его поступления при ставке 5 % оценивались в 56,3 млрд. рублей (1 126 млрд х 5%), что составляло 0,4% ВВП. В то же время, поступления НДС при ставке в 20 % и тем же перечнем льготных операций, без учета НДС на импорт, превысили этот показатель в 15 раз (619,1 млрд рублей, доля в ВВП – 4,7 %). Экспертные оценки, на основе данных 2003 года, позволили рассчитать ставку налога с продаж «покрывающую выпадающие доходы от возможной отмены НДС». Она составляет не менее 55% (1 126 х 55% = 619 млрд).

Стоит также отметить, что поступления налога с продаж существенным образом зависят от стабильности потребительского спроса. Соответственно, при снижении конечного спроса доходная часть бюджета, формируемая за счет НДС, осталась бы относительно стабильной, а при налоге с продаж – «бюджет не устоит».

Противники НДС обращают внимание на то, что данный налог сложен в администрировании. Серьезным образом затрудняет администрирование НДС наличие большого количества льгот и льготных ставок, а также трудоемкая система возмещения. Однако в случае с налогом с продаж эти же недостатки (за исключением трудоемкой системы возмещения при отсутствии поддержки экспортноориентированных отраслей экономики) также имеют место быть.

Сложнее всего администрировать налог с продаж, если он взимается только в розничной торговле. При этом основной «плюс» НДС в его экономической нейтральности: на каждой стадии итоговый налог уплачивается только как разница между налогом со стоимости продаж и налогом со стоимости покупок. НДС также гораздо удобней для гарантированного обеспечения доходной части бюджета, т.к. он собирается «по частям» на всех стадиях движения товара от производителя до потребителя, а налог с продаж – только на последней.

Таким образом, замена НДС на налог с продаж чревата целым рядом экономических проблем. Во-первых, налог с продаж не сможет покрыть выпадающие бюджетные доходы. Во-вторых, он будет зависеть от резких колебаний потребительского спроса в розничной торговле (классическая база налога с продаж). В-третьих, налог с продаж усугубит проблемы администрирования и, как следствие, в разы повысит административную нагрузку на малый бизнес. В-четвертых, он может стать потенциальной причиной занижения выручки, тем самым и занижения налога на прибыль.

В мире НДС введен более чем в ста тридцати пяти странах. На сегодняшний день из крупнейших экономик мира – только в США НДС не используется.

Вадим Засько, директор Института налогового менеджмента и экономики недвижимости

 

Автор текста: Засько Вадим Николаевич, 13 декабря, 2012 г.