• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Скачок смертности в России спровоцировала антиалкогольная кампания в СССР

Резкий рост смертности в первые годы существования постсоветских государств в значительной степени связан с отменой антиалкогольных ограничений, существовавших в позднем СССР. Обзор исследования «Горбачевская антиалкогольная компания и кризис смертности в России»

В работе The Gorbachev Anti-Alcohol Campaign and Russia's Mortality Crisis Джей Бхаттачарья, Кристина Гатманн и Грант Миллер (Jay Bhattacharya, Christina Gathmann, Grant Miller) предлагают альтернативное объяснение кризиса смертности в России в период 1990-1994 гг. На основе анализа данных о здоровье населения в различных областях России за период 1970-2000 гг. авторы прослеживают взаимосвязь отмены антиалкогольного закона и роста смертности.

В России в 1990-1994 гг. произошла демографическая катастрофа: в этот период уровень смертности вырос на 40%. В научной литературе активно обсуждаются причины, лежащие в основе этого явления; наиболее распространенной точкой зрения является влияние политико-экономических преобразований государства в целом. Среди других причин фигурируют уменьшение внутреннего выпуска, повышение уровня стресса, снижение качества здравоохранения, рост неравенства доходов населения.

Авторы рассматриваемой статьи обратили внимание, что, во-первых, рост смертности произошел в основном за счет заболеваний, прямо или косвенно связанных с потреблением алкоголя, а во-вторых, наибольший рост смертности наблюдался в группе лиц мужского пола трудоспособного возраста, т.е. традиционно наиболее «пьющей» группе населения. Эти наблюдения наталкивают на мысль, что значительный рост смертности в данный период может быть связан с отменой антиалкогольных законов, принятых в 1985 году. Ограничение продаж и повышение цен на спиртные напитки привело к падению продаж алкогольной продукции более чем на 50% в период 1984-1988 гг. В октябре 1988 г. закон был отменен, но уровень производства потребительского алкоголя достиг уровня 1984 года только спустя пять лет.

В исследовании использовались данные по областям России в 1970-2000 гг., собранные авторами из различных (в том числе архивных) источников и приведенные в сопоставимый вид. Для анализа были выбраны показатели общего коэффициента смертности, рождаемости, числа алкогольных отравлений среди лиц мужского и женского пола на 100 000 человек, уровень производства и продажи спирта, цена алкоголя, а также показатель, отражающий состояние системы здравоохранения. Для единообразия данных по годам данные о производстве различных видов алкогольной продукции были переведены в литры чистого спирта в соответствии со средним содержанием алкоголя в водке, вине, коньяке и т.д. Для учета теневого производства и потребления самогона были учтены оценки А. Немцова (2000), основанные на перепроизводстве сахара на душу населения по сравнению с нормами потребления.

Авторы проанализировали взаимосвязь годового уровня смертности и годового уровня потребления алкоголя на душу населения по областям России, с поправкой на период действия антиалкогольных законов. В результате был сделаны ряд интересных выводов. Так, в областях, где до введения антиалкогольного закона наблюдалось наибольшее потребление алкоголя на душу населения, в период антиалкогольной кампании происходило и наиболее значительное снижение уровня смертности. С другой стороны, именно в этих областях в последующий период коэффициент смертности вырос наиболее сильно.

Авторы провели отдельный анализ структуры смертности населения. Наиболее частые причины смерти они распределили на три группы:

  • наиболее вероятное последствие потребления алкоголя (отравления, заболевания сердца и кровообращения, насильственная смерть, несчастные случаи)
  • косвенное последствие (болезни системы пищеварения, ОРВИ)
  • независимые причины (раковая опухоль).

Выяснилось, что смертность в результате факторов первой группы значительно выросла в начале 90-х в сравнении с показателями периода горбачевской кампании.

Для подтверждения своего предположения о ведущей роли отмены антиалкогольного закона в кризисе смертности, авторы ввели в анализ переменные, отражающие текущую экономическую ситуацию в стране: реальные доходы населения, коэффициент занятости. Введение дополнительных переменных не оказывает значимого влияния на статистические выводы, полученные на первом этапе, в результате чего авторы сделали вывод о вторичной роли экономических факторов в росте смертности.

Исследователи также сопоставили данные об уровне потребления алкоголя и смертности в странах Восточной Европы, входивших и не входивших в состав СССР и, таким образом, испытавших или избежавших воздействия антиалкогольной кампании. Динамика смертности в России сравнивалась с аналогичными показателями трех групп стран – постсоветских с низкой долей мусульман, постсоветских с высокой долей мусульман и независимых восточноевропейских стран. В результате оказалось, что постсоветские страны с немусульманским большинством населения перенесли такую же демографическую катастрофу, что и Россия, в то время как в преимущественно мусульманских постсоветских странах и независимых государствах Восточной Европы резкого увеличения смертности в данный период не наблюдалось. Это подтверждает вывод авторов о значимом влиянии отмены антиалкогольных законов на демографическую ситуацию в стране.

Авторы заключают: переходный период в России сам по себе не был столь разрушительным, как это часто утверждается другими авторами; катастрофичным для демографической ситуации оказалось сопутствующее явление – отмена антиалкогольного законодательства Горбачева.

 

6 декабря, 2012 г.