• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дмитрий Мирошниченко: «Длинные деньги в России не нужны»

Уровень монетизации российской экономики один из самых низких в мире. О том, как исправить ситуацию, продолжаются споры: обязать Центробанк снизить ставку рефинансирования и «превратить» золотовалютные резервы в долгосрочные кредиты или же содействовать вложению частных средств граждан в инвестиционные фонды, которые станут источником «длинных денег». Комментарий: Дмитрий Мирошниченко

Обсуждение вопроса, где взять деньги для финансирования экономики, в последние месяцы происходит особенно живо и горячо. Ряд чиновников и экономистов выступают за «превращение» золотовалютных резервов в долгосрочные кредиты, их оппоненты призывают развивать традиционные источники «длинных денег» – пенсионные, страховые и инвестиционные фонды.

Так, например, депутат Госдумы Евгений Федоров предложил реформировать Центральный банк с целью повышения монетизации экономики. По его словам, Россия находится в перманентном кризисе из-за хронического недостатка денег. Уровень монетизации (отношение денежной массы к валовому национальному продукту) в нашей стране один из самых низких в мире – около 40%. Нормальным является уровень в 100% – в этом случае весь обмен в экономике обеспечивается денежным оборотом. Если он меньше, то часть оборота идёт через бартер или в результате обмена долгами. В России 60% обмена обеспечивается бартерно-долговыми схемами и это отрицательно влияет на эффективность экономики – значительная часть производительных ресурсов простаивает из-за отсутствия оборотных средств.

Для исправления ситуации Федоров предложил на законодательном уровне дать возможность Центральному банку вкладывать золотовалютные резервы в экономику через банковский сектор. А это порядка 6 трлн рублей, то есть более трети от всей денежной эмиссии. «Сейчас, меняя рубли на доллары и евро, мы финансируем экономику Европы и США, а затем эти же деньги через ЕЦБ приходят к нам в виде инвестиций. Получается, что сдаем деньги под 0,7% годовых, а берем уже под 5,4%», – рассуждает он. Выставленные на рынке 6 трлн рублей снизят ставку рефинансирования до европейского уровня (0,5-1,5%), что повлечет за собой кратное снижение ставок по кредитам коммерческих банков и насыщение деньгами экономики.

Позицию Федорова разделили советник президента Сергей Глазьев, завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений Яков Миркин. Даже зам. министра экономического развития Андрей Клепач в ряде своих выступлений отмечал «чрезмерно жесткую» политику Центрального банка, препятствующую росту кредитования промышленности.

Однако большинство чиновников, как и большинство экономистов, опасаются, что «раздача золотовалютных резервов» обернется еще большим оттоком капитала из страны и нецелевыми расходами. Собственно, все эти явления мы наблюдали во время кризиса 2008-2009 годов, когда полученные бюджетные деньги банки выводили за рубеж, не переживая при этом за судьбу российского бизнеса. Не банки, а пенсионные, страховые и инвестиционные фонды во всем мире являются источником длинных денег, их-то и надо развивать. С таким заявлением на днях выступил министр финансов Антон Силуанов.

По его словам, объём внутренних источников «длинных денег» в России составляет примерно 8% ВВП. Для сравнения в США, например, объем пенсионных, страховых и паевых инвестиционных фондов составляет около 200% ВВП, в среднем по миру – 120% ВВП. Для того, чтобы уменьшить разрыв с другими странами необходимо повышать финансовую грамотность населения и создавать необходимые институтов, – считает министр финансов.

Комментирует эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Дмитрий Мирошниченко:

- «Длинные деньги» возникают следом за длинными мыслями. Когда горизонты планирования у населения и у бизнеса – 10 и более лет, они задумываются о длинных инвестициях. Граждане идут в пенсионные фонды и копят на пенсию, акционеры компаний вкладывают деньги в производства, начинают работать различные механизмы долгосрочных инвестиций. Сегодня мы видим обратное. Россияне живут сегодняшним днем, а лишние деньги выводят за рубеж.

Чтобы граждане начали вкладывать деньги в пенсионные и инвестиционные фонды, должно совпасть два условия: желание и возможность сбережений. Ни того, ни другого нет. Россия очень бедная страна и сберегать большинству россиян нечего. На этом фоне задача повышения финансовой грамотности звучит как издевка.

С другой стороны, мы видим возрастающий отток капитала из страны. За 9 месяцев отток, по оценке регулятора, составил 58 млрд долларов. Это означает, что деньги тут не нужны, даже те, которые есть, не говоря уже о дополнительных. Растрата золотовалютных резервов в течение 3-5 лет полностью разбалансирует и в итоге разрушит российскую экономику. Инвесторами госденег окажутся чиновники, которые распорядятся ими на свое усмотрение.

Интересно, что «ратующие за бизнес» депутаты, на самом деле бизнес не слышат. В последнее время предприниматели финансовые ограничения ставят далеко не на первое место. Их головная боль – это тарифы естественных монополий, инфраструктура, падающий спрос и др. Не в деньгах дело. Деньгам нечего делать, и они уходят.

 

30 ноября, 2012 г.