• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие экономики принесено в жертву стабильности

Приоритетом бюджета-2013 стала стабильность. Впервые ключевые для развития страны расходы на экономику, образование и здравоохранение сокращаются по отношению к ВВП. Такая бюджетная политика сократит темпы экономического роста, считает ведущий научный сотрудник института Центр развития НИУ-ВШЭ Андрей Чернявский

Проект бюджета-2013 оказался одним из самых дискуссионных за последние 10 лет. Чиновники и эксперты разошлись во мнениях по поводу того, целесообразно сберегать «лишние» нефтяные доходы или лучше было бы тратить их на нужды экономики.

В итоге победили консерваторы. 23 ноября Госдума в третьем чтении приняла бюджет на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Приоритетом его стала стабильность, главным образом, за счет внедрения так называемого «бюджетного правила». Оно предполагает расчет расходов федерального бюджета исходя из базовой цены на нефть за пятилетний период (с ежегодным увеличением этого периода на один год, вплоть до 10-летнего периода). Именно благодаря этому власти надеются к 2015 году выйти на баланс между доходами и расходами. Цена на нефть, заложенная в макроэкономическом прогнозе на 2013, 2014, 2015 годы, составляет соответственно 97, 101 и 104 доллара за баррель, а при использовании бюджетного правила – 91, 92 и 93 доллара за баррель соответственно. По подсчетам депутата Госдумы Евгения Федорова, доходы бюджета, таким образом, искусственно сокращаются примерно на 10% или 1 трлн рублей в год. Изъятое пойдет в Резервный фонд и золотовалютные резервы.

Ряд экспертов считают такой ход вполне оправданным, ведь в случае нового кризиса и ухудшения внешней конъюнктуры (падения нефтяных цен), будет возможность поддержать нашу и без того слабую экономику. «В условиях нестабильности накопления весьма оправданы. Вспомним, что в 2009 году семипроцентный дефицит ВВП был профинансирован из резервных фондов. Не было бы этих резервов – и антикризисная программа у нас была бы другой, и сейчас мы находились бы в другой точке», – объясняет адекватность применении «бюджетного правила» эксперт Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Елена Лебединская. По ее словам, «низкий уровень долга позволит нам избежать жесткого сокращения расходов и не занимать на внешнем рынке – в условиях кризиса это будет очень и очень накладно».

В то же время другие экономисты находят политику сбережения и консервации неадекватной стоящим перед страной экономическим вызовам – диверсификации экономики, реформирования социальных сфер, строительства инфраструктуры. «Расходы на развитие экономики урезаются. Между тем, России необходимо наращивать инвестиции, в том числе, в инфраструктурные проекты. По нашим данным, в 2012 году госинвестиции составят 1,5% ВВП, в 2015-м – всего 0,9% ВВП», – отмечает эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. – Это говорит о снижении роли государства в развитии экономики, в то время, как мы еще к этому не готовы».

Как ранее отмечал Opec.ru, из-за искусственного ограничения доходов бюджета и роста расходов на оборону и социальную сферу, финансирование остальных статей было сокращено. В лидерах по сокращению оказались статьи расходов федерального бюджета: «Здравоохранение» и «Образование» (по –17,7% к 2012 году), «СМИ» (–4%) и «Национальная экономика» (–2,7%). Пострадали также регионы, на чьи плечи, по суммарным подсчетам S&P, легло более 4 млрд рублей на бюджетников и «социалку».

Комментирует ведущий научный сотрудник института Центр развития НИУ-ВШЭ Андрей Чернявский:

- Впервые принят бюджет, в котором прописано сокращение расходов по отношению к ВВП. Растущие расходы на оборону и не снижающиеся расходы на «социалку» сжимают все остальные статьи расходов. В большой степени «страдают» расходы на экономику и поддержку регионов. На регионы ложится большая часть ответственности за выполнение предвыборных обещаний президента. При этом собственные доходы субъектов Федерации в будущем году сократятся на 700 млрд рублей. Очевидно, что пойти против социальных обещаний Владимира Путина они не смогут, а значит, урежут инвестиции в экономику, инфраструктуру, ЖКХ и пр.

При этом оценки темпов экономического роста РФ, заложенные в том же бюджете на основе прогноза Минэкономразвития, чрезмерно оптимистичны. Для тех темпов, на которые ориентирован бюджет, необходим приток инвестиций, а они пока снижаются, и оснований для смены тренда не видно.

Мне кажется, в перспективе 5-10 лет не следует зацикливаться на нулевом дефиците бюджета. Мы перегружены различными обязательствами, а уровень внутреннего и внешнего долга на данный момент составляет 8-9% ВВП. Это очень мало. Даже если в течение 15 лет мы будем сохранять дефицит на уровне 1,5% ВВП и пополнять его за счет заимствований, уровень долга не превысит 17%, что в современном мире тоже невысоко. Зато мы решим массу социальных и экономических проблем.

 

27 ноября, 2012 г.