• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бедность и жилищный вопрос портят жизнь россиян

Структура российской семьи меняется. На смену классической модели – родители и несовершеннолетние дети под одной крышей – приходит совместное проживание близких и дальних родственников. Растет и число тех, кто предпочитает жить в одиночестве. Исследование Ксении Абаноковой «Российские домохозяйства: эволюция структуры и потребления (1994-2010)»

Исследование сотрудника Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ было представлено на регулярном семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ 20 ноября 2012 г. В работе описывается эволюция семьи с точки зрения ее структуры и потребления за последние 15 лет. В качестве базы данных использовался российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) за период 1994-2010 гг. и рассмотрены родственные связи на разных уровнях Они анализировались как в статике, так и в динамике.

По словам Ксении Абаноковой, за 16 лет было проведено 67 тысяч наблюдений за российскими домохозяйствами. Отслеживались не просто разные семьи и люди, а проживающие по одному адресу. Изменения в их составах семей и принимались во внимание.

Основной вывод исследования: в последнее время происходит поляризация типов домохозяйств. Увеличивается доля домохозяйств, состоящих из 1 человека и сложных семейных образований.

С 1989 года по 2010 год доля нуклеарных (то есть традиционных) семей, состоящих из родителей и несовершеннолетних детей, в России сократилась с 77% до 67%. По сути, происходит «антинуклеаризация» семей). При этом доля сложных семей (где помимо родителей и несовершеннолетних детей могут проживать еще бабушки, дедушки, братья, сестры, тети, дяди и взрослые дети – всего 26 комбинаций родственных отношений) выросла почти в полтора раза (с 23% до 33%). Количество домохозяйств, состоящих из одного человека, выросло на 19%.

При этом до 1989 года наблюдался противоположный тренд. Так, в период с 1970 по 1989 гг. доля нуклеарных семей увеличилась на 6%.

«Антинуклеаризация семей является новым поворотом в эволюции российской семьи с 1990 года, – считает Абанокова. – Это не соответствует тенденциям, характерным для развитых стран и является способом адаптации населения к материальным трудностям переходного периода». При этом, отмечает исследователь, усложнение и увеличение семьи сопровождается ухудшением ее материального положения, снижением уровня потребления.

Несмотря на то, что исследование Ксении Абаноковой оказалось первой за последние 20 лет попыткой рассмотреть жизнь домохозяйств не с демографической, а с количественной точки зрения, оно вызвало много критических отзывов в свой адрес. Главный упрек, прозвучавший во время семинара, прошедшего 20 ноября в НИУ ВШЭ, где была представлена работа, – это отсутствие анализа факторов, влияющих на изменение структуры семей. Автор констатировал определенный тренд, не разобравшись с тем, что происходит.

«Задумка работы была интересной, но автор не проследил, каким образом различные экономические события влияют на состав семьи», – заявила старший научный сотрудник Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ Анна Лукьянова. Это, по ее мнению, значит, что и делать выводы в данной работе практически невозможно.

Оппоненты Абаноковой выдвинули свои предположения относительно факторов, влияющих на увеличение состава российских семей. Процесс «антинуклеаризации», начавшийся в 1990-е годах, в значительной степени вызван обострением жилищной проблемы, возникновением крайне дорогого рынка жилья, не соответствующего материальным возможностям большинства населения. Это не позволяет молодым семьям отделиться от семьи родителей.

Кроме того, низкие доходы населения заставляют семьи объединяться в одном жилье, чтобы второе сдавать в наем для получения дополнительных средств к существованию и экономить на расходах.

«Часто отмечают, что семейная структура населения России во многом носит традиционный характер, хотя она уже далека от патриархальных многопоколенных семей Кавказа. Но, как показывают эмпирические измерения, в России процесс замедления разделения семей, а зачастую и форсированного их соединения в одно домохозяйство, шел в разрез с нормальным развитием института семьи и скорее был связан с экономическими факторами и трудностями трансформационного периода, чем с традиционными ценностями», – считает ведущий научный сотрудник Лаборатории распределительных отношений ИСЭПН РАН Лидия Прокофьева.

Комментирует научный сотрудник Лаборатории социально-демографической политики ВШЭ Владимир Козлов:

Дефицит жилья и низкая мобильность населения – серьезные факторы, влияющие на увеличение доли сложных семей в России. И это два интересных сюжета для исследования. Очевидно, что неподъемная стоимость квартир и ипотеки не дает возможности многим взрослым детям покинуть своих родителей. Также снижается мобильность населения – фактор, обычно разрывающий домохозяйства. Современные люди все меньше покидают свои «родовые гнезда» в связи с переездами в другие города ради учебы или работы.

Еще одним фактором, влияющим на антинуклеаризацию семей, может быть фактор позднего развития. В последние годы повышался возраст вступления в брак и рождения первого ребенка. Поэтому дети могут продолжать жить с родителями до 30 лет и даже более того.

См. также:

Лидия Прокофьева, «Домохозяйство и семья: особенности структуры населения России», журнал SPERO, №6‘2007

 

26 ноября, 2012 г.