• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деловой климат улучшился после трехмесячной стагнации

Благоприятными факторами для делового климата в промышленности в ноябре были рост спроса и выпуска, замедление инфляции, а также всплеск позитивных настроений у предпринимателей. Мониторинг состояния делового климата в промышленности от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ

Индекс предпринимательской уверенности – сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в промышленности, – после трехмесячной стагнации вырос в ноябре на 1 процентный пункт до уровня плюс 1%.

Переход показателя из нейтральной зоны в положительную говорит о преобладании позитивных изменений на промышленных предприятиях. Положительное значение индекса в этом году отмечалось лишь в июле.

Отмеченный оптимизм связан, в первую очередь, с улучшением производственной и спросовой ситуаций. Так, доля руководителей предприятий, отметивших повышение спроса и выпуска продукции по сравнению с предыдущим месяцем, возросла до максимальных значений  за последний год (19 и 23% соответственно). Указанные позитивные изменения сопровождались замедлением интенсивности темпов роста цен. В анализируемом периоде по сравнению с октябрем текущего года 13% руководителей предприятий констатировали рост цен на отгруженную продукцию и 27% – на потребляемые материальные ресурсы, что является минимальными значениями за последние пять месяцев.

Динамика индекса предпринимательской уверенности

Источник: мониторинг ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Основными драйверами роста деловой активности в ноябре стали средние по концентрации численности занятых промышленные предприятия. Наиболее заметные позитивные изменения в ноябре по сравнению с октябрем выявлены на предприятиях целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности, компаниях, выпускающих пищевые продукты (включая напитки) и табак.

Улучшился деловой климат и на добывающих предприятиях. Но с учетом ухудшения глобальной экономической конъюнктуры многие российские добывающие предприятия работают на пределе спроса на свою продукцию. Дальнейшее улучшение делового климата здесь связано с поиском новых рынков сбыта или с повышением цен на продукцию.

В то же время важными факторами, ограничивающими производство, в ноябре по-прежнему оставались фискальные проблемы (высокий уровень налогообложения и недостаток финансовых средств). Об этом сообщили 44% и 39% респондентов соответственно.

Несмотря на позитивный фон ноября, о появлении положительной тенденции в промышленности говорить рано, заключают эксперты. Нужно проанализировать результаты еще 1-2 последующих опросов.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Декабрьские итоги работы промышленности вряд ли смогут серьезно повлиять на оценку состояния делового климата в отрасли в 2012 году. Поэтому можно подвести предварительные итоги работы промышленности за год.

Помесячная динамика темпов промышленного производства показывает, что отрасль успела побывать в текущем году в трех основных фазах экономического цикла: роста, стагнации и падения. Очевидно, что этапом развития деятельность отрасли в 2012 г. назвать нельзя. Вместе с тем, каких-либо крупных провалов в работе промышленности и ее отдельных укрупненных отраслей также не отмечено. В частности, промышленности удалось избежать сползания в рецессию, что предсказывали некоторые эксперты весной текущего года. Несмотря на относительно высокие цены на российское углеводородное сырье, отрасль не заразилась «голландской болезнью». Можно отметить достаточно «правильную» помесячную структурную динамику производства в укрупненных отраслях промышленности. Исключение составляют лишь лидер по предпринимательским оценкам состояния делового климата на своих предприятиях – автопром, и аутсайдер – текстильное и швейное производство. Причем природа указанных полярных значений показателей деловой конъюнктуры вполне объяснима. Автопроизводители последние годы находятся под постоянной, в том числе финансовой, опекой государства, а швейники и текстильщики испытывают огромное давление со стороны соответствующего импорта, особенно дешевого из азиатских стран. И если бы не оборонный заказ и заказы правоохранительных органов, отрасль могла бы войти в текущем году в более крутое пике.

Исходя из малозаметных помесячных изменений оценок делового климата, можно констатировать, что промышленность в текущем году находилась в состоянии спрессованной волатильности с преобладанием вялотекущего малозаметного роста.

В оправдание слабого роста российской промышленности в текущем году необходимо отметить крайне непредсказуемую экономическую конъюнктуру, в первую очередь, на мировых товарных рынках, вызванную кризисными процессами, характерными в настоящее время для еврозоны, а также замедлением экономического роста в Америке и Китае. Видимо, крупные российские предприниматели, возглавляющие отраслеобразующие экспортно-ориентированные предприятия, а именно они в основном формируют производственный тренд в промышленности, предпочли взять паузу в процессе интенсификации экономического развития своих структур. С точки зрения экономического смысла, если нет альтернативных сценариев изменения управленческих схем в условиях непредсказуемой ценовой и сбытовой внешней и внутренней конъюнктуры, данная стратегия имеет основания для существования. Главное, чтобы эта искусственная пауза не затянулась надолго.

Полный текст мониторинга «Деловой климат в промышленности», ноябрь 2012 г. 

 

23 ноября, 2012 г.