• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оптимизм МЭР противоречит текущей ситуации

На прошлой неделе Минэкономразвития представило в правительство обновленную версию прогноза до 2030 года. В документе сочетаются пессимизм в отношении перспектив мировой экономики с оптимизмом в отношении России. Бюллетень «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе»

Базовый сценарий развития мировой экономики, взятый МЭР за основу, выглядит существенно более консервативно, чем, например, прогноз МВФ, сделанный примерно в это же время. Для 2015-2017 гг. прогнозы МЭР ниже соответствующих прогнозов МВФ: по США – на 0,9-1,1 п.п., по Китаю – на 0,8-2,0 п.п., по всему миру в целом – на 0,4-0,7 п.п. Зато в отношении России наблюдается обратная картина: в 2015-2017 гг. оценки МВФ ниже оценок МЭР для основного сценария на 0,6-1,2 п.п. Помимо непосредственной разницы в прогнозируемых темпах роста важно подчеркнуть, что исходя из прогноза МЭР доля России в мировой экономике будет расти, а исходя из прогноза МВФ – падать.

Прогнозы мировой экономики

СтранаОрганизация2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.2017 г.
МирМЭР3,13,43,9443,9
МВФ3,33,64,14,44,54,6
РоссияМЭР (Инновационный)3,53,74,34,54,84,4
МВФ3,73,83,93,93,83,8
Источник: МЭР РФ, IMF, World Economic Outlook (October 2012)

Также как и внесенный ранее среднесрочный прогноз МЭР, долгосрочный содержит три сценария, рассчитанные при одинаковых внешних условиях: консервативный, инновационный и форсированный. При этом даже самый консервативный сценарий МЭР предполагает более высокие темпы роста российской экономики, нежели консенсус-прогноз, составленный Центром развития в начале ноября.

Для оценки перспектив консервативного сценария ключевое значение играет прогноз на ближайший, 2013 год, поскольку в рамках данного сценария, не предусматривающего изменения институциональной среды, основу прогноза для каждого года составляют сложившиеся темпы роста экономики. На 2013 год МЭР прогнозирует ускорение роста ВВП до 3,7% против 3,5% в 2012 г., в то время как большинство опрошенных нами экспертов считает, что экономический рост в нашей стране должен существенно замедлиться (Центр развития, например, прогнозирует рост ВВП на 2013 г. на уровне 2,6%).

Высокие темпы роста на 2013 год, прогнозируемые МЭР, входят в противоречие с окружающей действительностью. Во-первых, восстановительный рост экономики, происходивший в 2010-2011 гг., завершен, докризисную инвестиционную привлекательность Россия потеряла (раньше премиями за высокие риски служили большие прибыли, получаемые за счет бурного роста внутреннего спроса), внешний спрос практически не растет.

Во-вторых, стагнация инвестиций и спад в строительстве, зафиксированные в текущем году, сильно ограничивают возможности роста экономики в 2013 г. В-третьих, должен замедлиться рост конечного потребления населением товаров и услуг, поскольку в 2013 г. темпы роста кредитования населения по прогнозу и благодаря усилиям Банка России по ограничению кредитной активности банковской системы сократятся примерно вдвое (с более чем 40% в 2012 г. до примерно 20% в 2013 г.).

В-четвертых, сильно завышенным кажется и рост инвестиций на 7,2% в 2013 г. (против 5,5% в 2012 г.), поскольку, чтобы обеспечить такой рост, необходимы инвестиционные ресурсы, для этого нужно остановить отток капитала, для чего, в свою очередь, нужны институциональные изменения, которых данный сценарий не предусматривает. Кроме того, в консервативном сценарии МЭР закладывает существенное снижение среднегодовой цены на нефть марки Urals до 97 долл./барр. в 2013 г. (с 109 долл./барр. в 2012 г.), что не может не сказаться на ожиданиях (и доходах) экономических агентов.

Ввиду отсутствия драйверов роста (по крайней мере, в консервативном сценарии мы их не обнаружили), нам кажется неизбежным и дальнейшее (после 2013 г.) «затухание» экономического роста России: согласно нашему прогнозу, в среднем в 2013-2020 гг. он составит не более 2,0% в год, что на 1,7 п.п. ниже консервативного прогноза МЭР. Даже сохранение темпов роста на уровне 2010-2011 гг. невозможно без осуществления кардинальных преобразований. С учетом этого есть основания считать, что и результаты других сценариев (инновационного и форсированного) являются несколько завышенными.

В форсированном варианте долгосрочного прогноза эксперты МЭР предполагают существенное изменение структуры российской экономики за счет более высокой доли расходов бюджетной системы в ВВП; направление этих средств на финансирование развития человеческого капитала и усиление экспортной направленности машиностроения по форсированному сценарию приведет к повышению доли инновационного сектора в ВВП до 19% в 2030 году против 16% в инновационном и 13% в консервативном – при 11% в 2012 г. Доля нефтегазового сектора при этом снижается с 20% в 2012 г. до 16, 10 и 8% соответственно. Столь сильное изменение структуры российской экономики при заложенных в прогноз параметрах динамики внешнего и внутреннего спроса предполагает сильный скачок в конкурентоспособности российских производителей на внешнем и внутреннем рынке.

По нашим оценкам, в прогнозе Минэкономразвития эластичность прироста российского экспорта к приросту внешнего спроса повышается с 0,5% в 2012 г. до 0,7-0,8% в конце прогнозного периода в консервативной версии прогноза, до 1,2-1,4% – в инновационной и до 1,3-1,7% – в сценарии форсированного роста. При этом эластичность импорта к приросту внутрироссийского спроса снижается, по нашим оценкам, с 2,1% в среднем в 2011-2012 гг. до примерно 1,0% в 2020-2030 гг. в консервативном и инновационном сценариях и до 0,7-0,8% – в сценарии форсированного роста. Из текста документа остается непонятным, чем может быть обусловлен такой рост конкурентоспособности отечественных товаров, поэтому всерьез обсуждать такую гипотезу крайне трудно.

И еще одно замечание. Наконец, правительство едино в вопросе о том, что низкая инфляция (ниже 3% годовых) является необходимым условием устойчивого экономического роста. Однако, сказав «А», правительство не хочет говорить «Б» и продолжает настаивать на сохранении регулярной индексации тарифов на услуги естественных монополий и на коммунальные услуги, главным бенефициаром которой является Газпром». По нашим оценкам, около 30% роста цен в России в 2010-2012 гг. было обусловлено действием этого фактора. В связи с чем нам представляется, что невозможно добиться запланированного в прогнозе снижения инфляции (до 3-4% к 2020 г. и до 2-3% к 2030 г.) без отказа от этой инфляционной меры.

Наталья Акиндинова, Николай Кондрашов, Валерий Миронов, Сергей Смирнов, Андрей Чернявский

Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №34, 3 – 16 ноября 2012 г.

 

20 ноября, 2012 г.