• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деловая активность Москвы не идет на пользу горожанам

«Существенная часть доходов городского бюджета не возвращается налогоплательщикам в виде общественных благ. Социальная политика безадресна. Москва привлекательна скорее для реципиентов социальной помощи, чем для активно работающих граждан». Так сформулированы проблемы столицы в Стратегии ее развития до 2025 года.
Эксперты: Михаил Блинкин, Сергей Зуев

В Стратегии-2025, подготовленной экспертами РАНХиГС и НИУ ВШЭ, проблемы столичного мегаполиса, требующие серьезных решений, прописаны в деталях.

Общая картина

На Москву приходится 80% финансового оборота России. Москва – богатый город с большим даже по международным меркам бюджетом, но жить в нем трудно: инфраструктурные диспропорции, колоссальное имущественное расслоение, невнимание городских властей к проблемам жителей и рентная экономика делают столицу местом, не самым приятным для жизни.

Так, по показателю общей площади жилых помещений в среднем на одного человека Москва занимает 69-е место по России. Благодаря коррупции и избыточным согласованиям коммерческая недвижимость на 25-30% дороже, чем могла бы быть, а жилой дом – на 60%.

Стоимость недвижимости, деловых услуг, образования, здравоохранения и т.д. в Москве такая же, как в мировых мегаполисах (и для граждан, и для бюджета), а их качество довольно низкое. Эксперты говорят об остром дисбалансе между уровнем деловой активности (по этому показателю Москва входит в первую двадцатку мировых рейтингов) и качеством городской среды (169-е место в известном рейтинге Mercer). Для полноты картины добавим, что в городе плохо с базовой социальной инфраструктурой, с детскими учреждениями. А вот по количеству зарегистрированных преступлений Москва держит 39-е место по стране, по коэффициенту младенческой смертности – 21-е.

Экономика

До кризиса московская экономика быстро развивалась, ВРП (валовый региональный продукт) за 8 лет с 2000-го года увеличился 1,9 раза, на столько же – промышленное производство, товарооборот – в 1,6 раза.  Но кризис 2009-2010 годов ударил по экономике столицы сильнее, чем по стране в целом: в 2009-м ВРП сократился на 12,8% (а ВВП страны – на 7,8%). В 2010-м прирост ВРП к предыдущему году составил 1,4% против 4,3% по России в целом, в 2011-м – 3,0% против 4,3%. Темпы прироста товарооборота в 2010-2011 годах еще только вышли на докризисный уровень. Прирост инвестиций в 2011-м составил всего 5,0%, что примерно вдвое ниже среднегодовых докризисных темпов.

Финансовая база важнейших мировых городов обычно формируется за счет несырьевого реального сектора и сферы постиндустриальных услуг. Например, в странах-членах ОЭСР на туризм приходится около 11% ВВП; в Москве – менее 1% ВРП

Благодаря тому, что на Москву приходится 80% финансового оборота России, в городе сформировалась «рентная экономика». Штаб-квартиры ключевых сырьевых компаний формируют и налоговую базу столицы, и забавным образом отражаются в московской статистике: основной пункт московского экспорта – это энергоносители.

Москва производит около 23% российского ВРП при доле в населении России 7,4%. Доля московских банков в суммарных активах российской банковской системы достигает 70%. Москва обеспечивает почти четверть поступлений в федеральный бюджет и концентрирует около одной пятой всех бюджетных доходов (в том числе примерно треть налога на прибыль).

Москва доминирует по объему экспортных и импортных операций, т.к. основные компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, зарегистрированы в столице. Доля экспорта продукции топливно-энергетического комплекса Москвы в экспорте России составила в 2010 г. около 47%. Москва экспортировала 26% российской машиностроительной продукции, 13% продовольственных товаров и сырья и 12% продукции нефтехимического комплекса.

Если ничего не изменится, и в городе сохранятся те же тенденции, которые преобладают сейчас, то основу экспорта в 2025 году будут по-прежнему составлять поставки топливно-энергетических ресурсов (в 2016 году – 85,2% от всего объема экспорта; в 2025-м – около 75%). Доля нетопливного экспорта в 2016-м возрастет до 14-15%, в 2025 г. до 25%); доля интеллектуальных услуг в ВРП увеличится несущественно: с 13,1% ВРП в 2010 году до 14,0% в 2025-м. Доля инвестиций в ВРП к 2025 году не превысит 9%, производительность труда за 15 лет увеличится всего в 1,6 раза. Доля доходов населения от предпринимательской деятельности останется ниже 7%.

Московский муниципальный бюджет формируется преимущественно за счет двух налогов – на прибыль предприятий (крупнейшие из которых принадлежат к сырьевому сектору и создают стоимость отнюдь не в Москве), и на доходы физлиц. Доля интеллектуальных услуг в ВРП Москвы – около 13%. Средняя доля добавленной стоимости в ВРП – 35%. Доля занятых в сфере интеллектуальных услуг – 10%. В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса в 2011 году у Москвы была 120-я позиция  (среди городов РФ она занимает 30-е место).

В Мосгордуму внесен законопроект, расширяющий количество видов деятельности с вмененным доходом, облагаемых по ставке 6%. Таксистам и репетиторам вменен годовой доход в 300 тыс. рублей. Фантастически оценены средние доходы владельцев квартир, сдающих жилье – 1 млн (или 83 тыс. руб. в месяц). Сами власти ожидают собрать с помощью нового закона всего около 200 млн руб. дополнительных налогов(«Коммерсант»)

Индивидуальные предпринимателей и малых предприятий в Москве около 400 тыс.  В 2011 году  они заплатили около 25 млрд руб. налогов. Это около 2% от всех налоговых сборов.

Столица зависит от мировых цен на сырье и от размещения налоговой базы. Собственный экспортный потенциал Москвы невелик, а развитие перспективных видов экономической деятельности незначительно. Сферы роста – торговля и строительство, об инновационном развития новых сфер говорить не приходится. Так, в 2011 году Москва занимала только 61-е место по индексу международных финансовых центров, подготовленному консалтинговой компанией Z/Yen.

Доходы москвичей выше средних по стране в 2,2 раза, при этом разброс доходов почти вдвое выше, чем в целом по России, и в четыре-шесть раз выше, чем в крупнейших городах Европы.

Около 30% москвичей имеют доходы менее 60% от медианного уровня, а это означает высокий уровень относительной бедности. Около одной пятой всех детей при рождении попадают в зону официально признаваемой бедности.

В значительной степени в этом виновата московская инфраструктура: в городе плохо обстоят дела с детскими садами и прочими детскими учреждениями, и очень часто один из молодых родителей (обычно мать) должен бросить работу, чтобы сидеть с ребенком. А это сильный удар по семейному бюджету, не говоря уже о том, что содержание ребенка в столице – дорогое удовольствие.

Пенсии в столице выше, чем в среднем по стране, но это преимущество сводится на нет дороговизной услуг и жизни в целом.

Инфраструктура

Плотность  населения в Москве чрезвычайно высокая (свыше 10 тыс. чел./кв. км в границах до 1 июля 2012 г., что соответствует плотности населения Гонконга), а инфраструктура и сама организация жизни города не соответствуют этой плотности.

Более 40% рабочих мест находятся в ЦАО, а живет там лишь 7% населения города. Остальные ездят в центр и на работу, и развлекаться: главные московские points of interests расположены тоже в центре. Центр перегружен, в том числе благодаря неудобной радиально-кольцевой дорожной сети.

При этом доля площади города, занятая дорожной сетью, составляет менее трети от нормы, принятой в городах, чьи размеры сопоставимы с московскими. В результате средняя скорость езды по Москве упала в среднем до 20 км/час. Части города плохо связаны друг с другом: зачастую чтобы добраться из одного соседнего района в другой, надо делать огромный крюк.

Директор Института экономики транспорта и транспортной  политики ВШЭ Михаил Блинкин:

- Сегодня спрос на качественную среду, если говорить о транспортном поведении москвичей, отсутствует. Преобладает вахтовое и колониальное восприятие города: здесь можно зарабатывать деньги, а жить лучше не здесь. Это не среда для жизни, это халявный круглосуточный паркинг! Значит, это всем нравится, все хотят жить на этой парковке. Муниципальный транспорт? Это унизительные условия перевозок – пахнет, тебя толкают. Из этого нужно выбираться. Подвижной состав должен быть другого качества, его должно быть больше. А заставлять людей отказываться от автомобилей бессмысленно, ни один большой город так не поступал. В Большом Нью-Йорке 900 автомобилей на тысячу населения, но народ не приезжает на машине на Манхэттэн или на Большие Бульвары в Париже. Потому что парковочная карточка на месяц в центре большого европейского города, в зависимости от места, стоит от одной до полутора тысяч долларов.

Электрические сети Москвы изношены более чем на 40-50% (что приводит к большим потерям электроэнергии), генерирующее оборудование – более чем на 55%. Изношены более 50% теплогенерирующих объектов и тепловых сетей всех крупных компаний, более 50% водопроводных и 64% канализационных труб, общий износ газового хозяйства города достигает 60%.

Декан Института государственной политики РАНХиГС Сергей Зуев:

- 80% строящегося в Москве жилья покупают приезжие с инвестиционными целями. И зачем строительному комплексу меняться, зачем ему инновации, если он и так имеет свою прибыль? Нам нужно стимулировать деловые услуги и высококвалифицированные производства, в том числе налогами….

У нас фантастический дисбаланс между степенью экономического развития  города и качеством жизни. Экономические возможности Москвы не конвертируются в соответствующее качество пространства и городской среды – они у нас низкие. Это феномен рентной экономики – когда экономический потенциал не используется, а как бы рассеивается, уходит в ренту, ту или иную. Даже при высокой зарплате – а в Москве зарплаты как в Лондоне или Шанхае – у человека есть ощущение, что ему недоплачивают, так как он при этой зарплате не может купить себе и своим детям образование, экологию и прочее. Такие люди либо уезжают, либо «социально нагнетаются». Если не перевести острие политики в качество жизни, разрыв достигнет критической точки. В этой ситуации опасно наращивать ВРП: чем больше разрыв, тем хуже могут быть последствия.

Прогноз печальный: недостаток инвестиций в инфраструктуру увеличит риск техногенных катастроф, транспортно-логистические издержки предприятий и, в конечном счете, ухудшит деловой и инвестиционный климат в столице.

Экология и территория

Москва (в старых границах) занимает территорию в 108,1 тыс. га; из них 28% занято жилыми зданиями, земли производственного назначения занимают 19,5%; земли природного комплекса и рекреации – 16,7%. Еще 11,4% – это улично-дорожная сеть. За 10 лет ее доля увеличились на 15%, но этого мало.

Земли учреждений социальной сферы, напротив, за те же 10 лет сократились на 0,8% и сегодня занимают 10,1% территории Москвы; доля земель образования и здравоохранения и социального обеспечения сократилась с 6,9% до 6,5%.

Авторы Стратегии-2025 подчеркивают, что «спальные районы» и центр города очень сильно различаются по уровню развития инфраструктуры и доступности сервисов. Большая часть «точек притяжения» (театры, музеи, ночные клубы, книжные магазины и т.д.) находится в центре. Рабочие места тоже по большей части расположены в центре.

В 2011-м автомобили выбросили в московский воздух около 1 млн тонн загрязняющих веществ. Москва – город с очень грязным воздухом и с самым высоким в стране объемом сброса загрязненных сточных вод.

В 2011 году ВРП столицы составлял 10,112 трлн рублей. «По итогам 2012 года, ожидается рост валового регионального продукта на 3,4%. Средняя зарплата в Москве в 2012 году достигнет 50 тысяч рублей, что на 5% больше, чем в 2011 году» (С. Собянин)

В столице все время снижается площадь зеленых массивов и насаждений, в том числе, в расчете на одного городского жителя: по этому показателю она уступает Санкт-Петербургу почти в три раза.

Особо охраняемые природные территории Москвы – это национальный парк «Лосиный остров», 10 природно-исторических парков, семь заказников  и 100 памятников природы.

Занимают они  почти 17 тыс га, при этом четверть их территории занята сторонними землепользователями. В границах особо охраняемых природных территорий располагается 115 водных объектов – реки, ручьи, пруды, 35% из которых нуждаются в реабилитации.

Население

Численность населения Москвы, по среднему прогнозу, вырастет с 11,6 млн человек в 2011-м, до 12,2 млн человек в 2025 г. В максимальном варианте возможно увеличение населения города за 15 лет на 0,9 млн человек, главным образом за счет мигрантов. Надо отметить, что доля мигрантов со средним специальным и высшим образованием в 2006-м составляла около 40%, а в последние шесть лет в столицу едут в основном люди с низкой квалификацией.

Численность экономически активного населения Москвы в 2011 году составила 6,197 млн человек, 1% из них был безработным согласно методологи Международной Организации Труда

Но если поток мигрантов иссякнет, то население за 20 лет сократится на 0,4 млн человек. Дело в том, что в ближайшие 15 лет снизится доля женщин репродуктивного возраста, вместе с ней упадет и рождаемость (которая в последние годы практически перекрывала смертность), что приведет к естественной убыли населения. Но не только к ней: Москва еще и постареет. Количество людей от 20-ти до 35 лет сократится на треть, а количество жителей старше 60-ти – вырастет. Доля пенсионеров достигнет 30%. Это означает, что возрастет и пенсионная нагрузка на работающих, поскольку людей трудоспособного возраста будет становиться все меньше. Если Москва перестанет притягивать мигрантов, то трудоспособное население сократится на 1,3 млн чел, или на 18% от нынешнего уровня. Чтобы этого не произошло, столица должна ежегодно принимать более 100 тыс. мигрантов.

Более 48% населения Москвы имеют высшее образование (в среднем по России – менее 29%). Однако в городе растет спрос не столько на «высоколобых», сколько на тех, кто способен заниматься малоквалифицированным трудом.

В Москве живут 42% от всех российских кадров НИОКР, но толку от этого мало: город не использует эти кадры как следует. На территории Москвы сосредоточено более 1/5 крупных и средних организаций России, выполняющих исследования и разработки. При этом отношение внутренних текущих затрат на них к ВРП в Москве составляет лишь около 2%.

Статистические данные по экономике и демографии Москвы

См. также:

Презентация к Стратегии-2025
В Москве запланировано увеличение налогов на имущество физических лиц
Москва в сравнении с Лондоном, Парижем и Лос-Анжелесом 
Бюджеты городов мира
Рейтинг городов мира по уровню качества жизни (компания Mercer, 2011)
Сайт Мосгорстата
Список официальных порталов Москвы

 

31 октября, 2012 г.