• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полицейские реформы

Сокращение и детализация функций, которые должна выполнять полиция, сделает ее работу более эффективной. Возможные пути реформ правоохранительных органов обсуждались на круглом столе «Российская полиция: вчера, сегодня, завтра». Эксперт: Кирилл Титаев

На данный момент в России в правоохранительных органах работают 547 человек из каждых 100 тысяч, то есть каждый пятидесятый трудоспособный гражданин. Таким образом, Россия находится на втором месте по этому показателю среди стран ОЭСР и СНГ.

Это обходится стране недешево: на содержание одного полицейского российский бюджет тратит 20,5 тысяч долларов ежегодно. Всего на полицию расходуется каждый год примерно 2% ВВП. Это серьезная нагрузка на экономику. В то же время, для роста экономики и привлечения инвесторов важен благоприятный деловой климат, одним из элементов которого является эффективно работающая правоохранительная система.

Проблемы системы

Ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете Санкт-Петербурга Кирилл Титаев представил выводы междисциплинарного исследования «Правоохранительная деятельность в России: структура, функционирование, пути реформирования». В его ходе было проведено более сотни интервью с прокурорами, следователями, судьями, полицейскими и сотрудниками Госнаркоконтроля.

Анализ ответов показал, что все российские правоохранительные органы имеют близкие структурные проблемы:

  • Централизация и пересечение зон ответственности.
  • Конфликт территориальной и штабной организации (линейно-территориальный принцип).
  • Высокая численность управленческого аппарата. «Число следователей в Следственном комитете составляет лишь 45% персонала, – привел пример Титаев. – «Учитывая, что их массово нагружают административной работой, непосредственно работу следователей выполняют лишь 25-30% следователей». В системе МВД на одного оперативника приходится два начальника.
  • Дефицит внешнего контроля и обратной связи. Сейчас полицейские отчитываются о проделанной работе лишь внутри системы.
  • Избыточность бюрократических процедур. «В ходе опроса выяснилось, что руководитель оперативной службы одного района отчитался о проведении 78 оперативных совещаний за месяц», – рассказал Титаев. Среднее количество отчетов на одно подразделение в правоохранительных органах составляет 25-35 в месяц.

Еще один выявленный проблемный пункт: система оценки и управления, базирующиеся на статистических показателях. Все ОВД в России оцениваются одинаково и имеют одинаковые целевые показатели, подчеркнул Кирилл Титаев:

- Если в этом году подразделение полиции обезвредило одно взрывное устройство, то в следующем году для выполнения целевых показателей нужно обезвредить, например, два. Это приводит к неизбежному росту валовых показателей.

Кроме того, существует структура отрицательных показателей. Чтобы они не росли, следователи почти никогда не выпускают обвиняемых. В противном случае будут расти эти самые отрицательные показатели, а следователь получит выговор и лишится премии. В такой системе каждый следующий специалист, к которому попадает уголовное дело, берет на себя полную ответственность за те процедуры, которые проводились по делу раньше. И у него нет пути назад.

Система показателей работы правоохранительных органов приводит к необратимости поступков, (принятие заявления от потерпевшего, возбуждение уголовного дела) для всех ее участников. В итоге, чтобы обойти систему, до 80% уголовных дел возбуждают, когда вся доказательная база собрана методами оперативной работы, а не путем следственных действий. Между тем, права всех сторон наилучшим образом защищены именно при проведении следственных, а не оперативных мероприятий.

Сталкиваясь с российской правоохранительной системой, всегда страдает наиболее слабый, будь то обвиняемый или потерпевший. Стремясь достичь поставленных показателей, силовикам проще найти беззащитного элемента, например, бомжа, и выбить признание. Для ускорения процесса иногда используются и пытки, отметил Титаев.

Еще одним способом неухудшения отрицательных показателей является отказ принять заявление от потерпевшего. Избиения потерпевших, о которых периодически пишет пресса – один из методов борьбы с людьми, которые стремятся такое заявление подать.

- Иллюстрацией того, что от правоохранительных органов страдают  в первую очередь наиболее незащищенные стороны, являются цифры. К примеру, среди обвиняемых по «наркотическим» делам более 60%  безработные. Неужели работающие люди наркотики не употребляют? Сейчас система работает за счет самого слабого, утрачивая навыки работы с нелюмпенизированными подозреваемыми.

Какие меры необходимы

Авторы исследования пришли к выводу, что для повышения эффективности работы силовиков нужно выделить функции, которые должны выполнять полицейские. Это аналитика, борьба с преступностью и охрана общественного порядка. Сейчас у участкового, например, более 3500 зон ответственности, сообщил Кирилл Титаев:

- Полицейские не должны заниматься лицензионно-разрешительной деятельностью, то есть выдавать разрешение на ношение оружия или ведение частной охранной деятельности. Эту работу должен делать Минюст.

Внутренние войска нужно передать в ведение министерства обороны. Сейчас же это странная армия в подчинении полицейских.

Также полицейские не должны выполнять функции вневедомственной охраны и заниматься профилактикой правонарушения несовершеннолетних. С правонарушениями детей должны превентивно бороться  органы опеки, а не полицейские.

Для искоренения коррупции внутри правоохранительных органов необходимо создать федеральную службу по расследованию преступлений должностных лиц.

Саму же полицейскую службу нужно разделить на три уровня: муниципальную, региональную и федеральную.

Муниципальная полиция (участковые, патрульно-постовая служба) должна заниматься охраной общественного порядка. Они же будут регистрировать все преступления, но не будут заниматься их расследованием. Региональная полиция будет заниматься расследованием преступлений в области, а наиболее сложные случаи передавать в федеральное подразделение полиции.

Также «федералы» должны заниматься разработкой методических рекомендаций, а «регионалы» заниматься обеспечением безопасности.

В таком случае оперативная и следственная работа не будет разделена, как это происходит сейчас. При этом будет четкий взаимный контроль и прозрачность: все уровни полиции будут отвечать за разные проблемы на одной территории.

Читать также:

1. Книга В.В. Волкова «Силовое предпринимательство в XXI веке. Экономико–социологический анализ»
2. «Российские судьи как профессиональная группа». Социологическое исследование Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге (сентябрь 2012 года)
3. Реформировать нельзя распустить
4. Милиция с большой дороги
5. Исследования социальной природы неформальной экономической активности полиции
6. Доклад В.Е. Гимпельсона и Г.А. Монусовой «Доверие полиции: межстрановой анализ»
7. Доклад Л.Я. Косалса «О коррупции в полиции в посткоммунистических странах»
8. «Социальные механизмы регулирования участия сотрудников российской полиции в неформальной экономической деятельности» (главы из книги А.Е. Дубовой, ВШЭ)
9. Статья М.Е. Кравцовой «Коррупция в полиции: трансформация отношений с бизнесом»
10. Исследование ВЦИОМ «Уровень безопасности личности и деятельности органов внутренних дел в РФ» от 29.10.2012

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 30 октября, 2012 г.