• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Главный принцип пенсионной стратегии – солидарный

В Высшей школе экономики 13 октября прошли общественные слушания по проекту пенсионной реформы. OPEC.ru начинает серию публикаций по слушаниям. Открывает ее выступление замминистра труда, статс-секретаря Андрея Пудова

Подготовленный Минтрудом и Пенсионным фондом (ПФР) проект стратегии пенсионной реформы вызвал массу споров. Против усечения накопительной компоненты пенсии высказались эксперты и работодатели, со Стратегией не согласен экономический блок правительства. Владимир Путин поручил правительству провести широкое обсуждение реформы. Дискуссии прошли в Открытом правительстве, НИУ ВШЭ, РСПП, на этой неделе будут обсуждения в Общественной палате, с профсоюзами и т.д.

Крайне негативное заключение на проект реформы опубликовал в минувшую пятницу Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина. С неприятием предложенной пенсионной стратегии выступил Центр стратегических разработок.

В выступлении Андрея Пудова повторены основные положения, с которыми выступают вице-премьер Ольга Голодец, министр труда Максим Топилин и председатель ПФР Антон Дроздов. Это акцент на развитии солидарной части пенсии, примат задачи снижения ее дефицита, перевод накопительных пенсий на добровольную основу.

Проект Стратегии содержит несколько принципиальных разделов, суть которых заключается в том, чтобы определить основные целевые ориентиры, основные позиции, связанные с развитием пенсионной системы до 2030-го года. Основные направления – это:

  • реформа накопительной составляющей,
  • сопряжённая с ней реформа финансовых институтов,
  • развитие корпоративного пенсионного обеспечения,
  • связанная с этим реформа досрочных пенсий,
  • реформа пенсионного обеспечения самозанятых,
  • система расчёта пенсионных прав, и
  • оптимизация систем управления обязательным пенсионным страхованием.

Проблемы и цели

Сейчас достигнут достаточно высокий средний размер пенсии – 9,7 тыс. руб. Соотношение прожиточного минимума пенсионера с пенсией достигло 179%, а коэффициент замещения – 36,8%. Но остается нерешенным ряд существенных проблем, требующих оперативного и долгосрочного решения.

Это, в первую очередь, проблема отсутствия достаточных страховых источников для поддержания коэффициента замещения трудовой пенсии в долгосрочной перспективе на социально-приемлемом уровне.

Есть высокие риски, связанные с сохранностью накопительного элемента, обусловленные неразвитостью финансовых институтов.

И, наконец, проблема сохранения досрочных пенсий в солидарной системе без достаточного источника покрытия. Сегодня тарифов страхового взноса для этой сферы не существует. Работодатели [чьи работники имеют право на досрочную пенсию – прим. OPEC.ru] платят абсолютно такой же размер страхового взноса, как и те, чьи рабочие места не обременены условиями вредности.

Андрей ПудовКонечно, в качестве целевого ориентира мы определяем задачу гарантировать социально-приемлемый уровень пенсионного обеспечения. Его индикатор – пенсионные выплаты на уровне не меньше 2,5 -3 прожиточных минимумов пенсионера, или не менее 40 % среднемесячного заработка при среднем нормативном стаже, учитывая всю продолжительность трудовой деятельности. Необходимо формирование дополнительных пенсий для среднего класса на основе корпоративных и добровольных пенсионных систем.

Следующими целевыми ориентирами является обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы и её сбалансированности, удержание на приемлемом уровне пенсионной нагрузки на экономику страны, чтобы работодатели могли платить взносы в полном объеме, не уходя в тень.

В краткосрочной перспективе намечается решение, сформированное в виде проекта федерального закона, устанавливающего тарифы страховых взносов для работодателей, оплачивающих взносы за лиц, занятых работой во вредных, тяжелых и опасных условиях труда. Мы предполагаем, что тариф по спискам № 1 и 2 составит в 2013 году 4% и 2% соответственно, в 2014 – 6% и 4%, а в 2015 –9% и 6%.

Вторым пунктом данного проекта ФЗ предлагается изменение подходов к обеспеченности пенсионных прав самозанятых лиц, к которым отнесены индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты и нотариусы. Для них предполагается постепенное повышение уровня фиксированного платежа. Сейчас они платят взносы лишь с одного МРОТа (26 %) – это за год около 14 тыс. руб. Получается, данная категория обеспечивает лишь 1/10-ю часть своей будущей пенсии. Эти взносы не покрывают даже фиксированную базовую часть пенсии. Поэтому предлагается уже в краткосрочной перспективе для этих категорий начиная с 2013 года довести платеж до 2 МРОТов, в 2014 году – 2,5 МРОТа, а в 2015 г. – 3. По актуарным расчётам Пенсионного фонда, чтобы самозанятые в течении трудовой деятельности обеспечили возможность получения трудовой пенсии хотя бы на уровне прожиточного минимума пенсионера (а это гарантировано государством), оплата взносов должна составлять не меньше 2,8 МРОТов.

Этим же законопроектом предполагается сохранить для основной категории работодателей нынешнюю льготную ставку 22+10%, не повышая его до 26% с 2014 года. Если не вносить никаких поправок, с 2014 года тариф должен был бы вернуться на уровень 26%. В Стратегии мы предполагаем возможность сохранения тарифа на данном уровне.

Кроме того, на краткосрочную перспективу мы предлагаем доведение ожидаемого периода выплата пенсий до расчётного, т.е. реально актуарно обоснованного сегодня по данным Росстата, Минэкономразвития и Пенсионного фонда. Он составляет 21,4 года, а по текущему законодательству – лишь 18 лет. Если в законодательстве ничего не менять, в 2013 году он достигнет 19. Предлагается продолжить поэтапный рост этого показателя, доведя его 2014 года до 20, а в 2015 году – до 21 года. В этом случае он даже не дотянется до расчётного показателя 21,4 в краткосрочном периоде.

Досрочные пенсии

На среднесрочную перспективу проектом пенсионной Стратегии предусмотрено дальнейшее реформирование института досрочных пенсий. Важно предоставить работодателю возможность выбора платежа при наличии соглашения с работником. Это индивидуально-трудовой договор, в нем будет предусмотрено на уровне тарифных отраслевых соглашений согласование с работником и профсоюзами платежей за труд с вредными условиями в добровольную пенсионную систему на индивидуально-лицевые счета. Платеж будет производиться в корпоративную пенсионную систему. За 2013–2014 года должен быть разработан и принят пакет законов, предусматривающий формирование полноценного сегмента корпоративного пенсионного обеспечения.

В отношении досрочных пенсий мы предлагаем новый порядок для лиц, которые будут начинать формировать пенсионные права после принятия законодательства о корпоративном пенсионном обеспечении. Институт формирования прав за работу во вредных условиях труда нужно перевести из института обязательного пенсионного страхования в социальное страхование. И страховать возможность досрочной утраты профессиональной трудоспособности теми, кто занят работой во вредных условиях. Соответствующие наработки есть у фонда социального страхования, они осуществлялись еще по заказу министерства здравоохранения и социального развития. Данный вид страхования не должен замыкаться на фонд соцстрахования. Здесь могут быть задействованы и страховые компании. Они подтвердили возможность участия в данном виде страхования и обещали помочь в разработке основных подходов, актуарных обоснованиях, расчете тарифа страховых взносов, риска страховых случаев. Этому законопроекту предстоит сложная, но, думаю, хорошая жизнь, и мы еще будем обсуждать его с вами.

Следующий блок вопросов, который мы отразили в стратегии – это реформа накопительной составляющей пенсионной системы. В настоящее время лица моложе 1967 года рождения уплачивают накопительный взнос в размере 6%. Мы предлагаем в краткосрочной перспективе (год не обозначили) перевести в страховую часть пенсии 4%, а оставшиеся 2%, по выбору застрахованного лица, направлять в солидарную или в добровольно-накопительную систему. Это можно будет делать на условиях законопроекта о корпоративном пенсионном обеспечении. Здесь будут развиваться и финансовые институты, и финансовые инструменты, на этот рынок, по нашему мнению, должны быть допущены страховые компании и кредитные организации.

Накопительная система и гарантии

Не буду останавливаться на рисках, которые сегодня несет накопительная составляющая трудовой пенсии, на структуре активов пенсионных накоплений. К сожалению, несмотря на многочисленные усилия, этот институт должного развития так и не получил. К сожалению, до сих пор не появился закон, который обеспечивает гарантию сохранности пенсионных накоплений даже в номинальном выражении. Он еще в стадии проработки, хотя выплаты Пенсионным фондом уже осуществляются. Для справки скажу, что из 600 тыс. пенсий, назначенных Пенсионным фондом в этом году, лишь около тысячи содержат накопительную часть. И всего 500 – срочную часть накопительной пенсии. Всё остальное – это единовременные выплаты. Это показывает, что у большинства из тех, кто сформировал свои пенсионные права на текущую дату, накопительные пенсии не превысили 5%-ого порога от совокупного размера трудовой пенсии.

Следующий вопрос, решение которого, согласно Стратегии, предстоит в среднесрочной перспективе (мы будем его обсуждать с общественностью), – это вопрос совершенствования подхода к расчету пенсионных прав застрахованных лиц. Иначе говоря, совершенствование и формирование новой пенсионной формулы. Сегодняшняя формула напрямую связана лишь с объемом пенсионных накоплений, поступивших и учитываемых ПФР. А в знаменателе формулы — ожидаемый период получения трудовой пенсии. Но тут тоже есть вопросы к тому, что ожидаемый период выплаты одинаков для страховой и накопительной части пенсии. Хотя подход к их регулированию в действующем законодательстве разный. В страховой части пенсии ПФР учитывает страховые взносы, а в накопительной – только фактически поступившие страховые взносы. То есть может начисляться бОльшая сумма, а оплачиваться за застрахованное лицо –меньшая. В правах по накопительной части учитывается только меньший размер уплаченных страховых взносов. Мы видим, что необходимо эту формулу совершенствовать в зависимости от размера пенсии, от продолжительности трудового стажа, срока выхода на пенсию.

Целевым ориентиром на первом этапе мы считаем нормативный стаж в 30 лет. По данным ПФР, в настоящее время средний показатель трудового стажа при выходе на пенсию составляет 32 года. Поэтапно нужно довести его до более высоко размера. В проектной версии мы её называем – 40 лет, но это надо обсуждать. Первый этап –это 30-летний трудовой стаж. В перспективе мы говорим о необходимости учета при выплате пенсии совокупного дохода, получаемого пенсионерами. У нас есть высокодоходная группа лиц, которая продолжает трудовую деятельность. Если будет реализован новый подход к пенсионной формуле, нужно учитывать доход работающего пенсионера. Это должно обуславливать размер пенсии.

Безусловно, в качестве целевого ориентира мы оставляем обеспечение в рамках новой формулы минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума. Но это должно сопрягаться с обеспечением актуарной сбалансированности пенсионной системы.

По вопросам системы управления обязательным пенсионным страхованием скажу лишь, что мы видим необходимость создания единого информационного поля: в рамках уже действующей модели межведомственного оборота нужно создать возможность учёта застрахованных лиц. Это должна быть единая информационная система социальных прав застрахованных: фонд социального страхования и ПФР собирают схожие данные о социальных правах, их аккумуляции и учёта. Также на среднесрочную перспективу остается вопрос совершенствования правового статуса ПФР.

Кстати, о самозанятых. Эта тема вчера обсуждалась в РСПП. Для них можно сделать даже отдельную пенсионную формулу. Правда, высказывались позиции в пользу добровольного участия самозанятых в системе обязательного пенсионного страхования. Но мировой тренд все-таки к расширению охвата лиц обязательным пенсионным страхованием. Поэтому, мне кажется, уходить на добровольность для этого круга лиц было бы не совсем обосновано. Лучше создавать механизмы, которые стимулируют данную категорию застрахованных лиц участвовать в формировании своих пенсионных прав. Конституция гарантирует всем пенсию при достижении определённого возраста. И нужно, чтобы они участвовали в солидарной системе.

Резюме

Принцип, который мы называем в качестве определяющего – это все-таки принцип солидарности. Именно на этом построен первый уровень пенсионной системы. Система должна развиваться на трёхуровневой модели. Первый – это как раз уровень, который гарантирует обязательства государства в рамках госпенсии на уровне до 40% коэффициента замещения при нормативно-трудовом стаже, учитывая заработок за всю продолжительность трудовой деятельности. Второй уровень – это корпоративные пенсии, формированные за счёт средств работодателя при соответствующем стимулировании. Третий уровень – добровольный. В совокупности 1- 3 уровни должны коэффициент замещения на уровне 60-70%. Но, конечно, основной акцент Стратегии – это, безусловно, минимальные гарантии, т.е. прожиточный минимум пенсионера и коэффициент замещения в 40% при тех параметрах трудового стажа, которые я назвал.

Это позволит нам улучшить сбалансированность пенсионной системы к 2030 году. Никто не говорит, что бюджет будет полностью сбалансирован, это было бы слишком оптимистично. Мы расширим охват населения обязательным пенсионным страхованием и выполним задачу стимулировать выход на пенсию в более позднем возрасте, имея в виду модель пенсионной формулы, когда размер пенсии зависит от длительности трудового стажа. В этом случае человек будет прямо заинтересован в том, чтобы продолжать трудовой деятельность более долго, получая более высокий размер пенсии при увеличенном трудовом стаже.

Читайте также:

Пенсионная стратегия Минтруда 
«Пенсионный узел»
Разработки ЦСР по пенсионной реформе
Эксперты Стратегии-2020 о пенсионной реформе
Позиция РСПП
Позиция профсоюзов
Владимир Назаров. Условия эффективности накопительной системы
Владимир Назаров. На что потратить накопления
Владимир Назаров. Голосование рублем
Владимир Назаров. Пенсионные накопления: чемодан без ручки
Владимир Назаров. Пенсионные накопления: почему чемодан нельзя бросить

 

22 октября, 2012 г.