• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Тотальный подрыв доверия ко всем долгосрочным социальным институтам»

Президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев и ведущий научный сотрудник Центра Татьяна Омельчук представили свои оценки пенсионной реформы от Минтруда. По их мнению, пенсионные накопления фактически пойдут в Резервный фонд, и уже не фонд будет поддерживать выплаты пенсионерам, а пенсионные отчисления поддерживать госрезервы. Вырастет нагрузка на работодателей и уничтожается мотивация перечислять в ПФР повышенные пенсионные взносы. Большинство будущих пенсионеров лишатся шансов получить высокую пенсию

От редактора

Две недели назад правительство одобрило пенсионную стратегию Минтруда. Ее первая новация – снизить с 6% до 2% взносы в накопительную пенсионную систему. Вторая – ввести в пенсионную формулу коэффициент стажа, который сделает возможным получение «полноценной» пенсии только по достижении стажа в 40 лет. Правительство одобрило этот документ несмотря на кардинальные возражения Минфина и Минэкономразвития и внесло его в Кремль.

Реакция оттуда не была однозначной. Президент Владимир Путин пообещал отвечающим за социальную сферу авторам концепции ее всестороннее обсуждение с участием экономических ведомств. Против снижения накопительного компонента высказалась начальник экспертного управления президента Ксения Юдаева. Однако на обсуждение документа экспертами и общественностью Путин отвел кабинету министров лишь месяц, истекающий уже через 2 недели. А к 15 декабря правительство по итогам обсуждения должно внести в Госдуму соответствующие законопроекты.

Многим экспертам эта миссия кажется невыполнимой. В установленные сроки правительство может подготовить нормативные акты, которые станут реализацией его варианта реформы. Но с ней не согласны эксперты, профсоюзы и работодатели. Как максимум, можно удалить из концепции наиболее одиозные положения и доложить, что это сделано по результатам широкой дискуссии.

В последние дни обсуждение пенсионной концепции началось под эгидой Открытого правительства. В нем принимают участие разработчики концепции и, в частности, представители РСПП, «Деловой России», ФНПР, эксперты НИУ ВШЭ, РАНХиГС, ЦСР. Успеют ли участники обсуждения за 2 недели выработать взаимоприемлемый вариант, будет ли он и в какой форме вынесен на общественную дискуссию, как к нему отнесется правительство – пока неясно.

Правительственная пенсионная концепция уже получила громкую прессу и в России, и в мире. «Российский премьер-министр подписал катастрофический пенсионный план», – не стесняется в выражениях The Economist. «Путин и его советники выбирают краткосрочную социальную и политическую стабильность в ущерб долгосрочному росту и инвестициям», – пишет журнал.

Вариант Минтруда выгоден разве что для работников, которые работают долго и зарабатывают мало, и для бюджетников и чиновников, получающих пенсии на особых условиях. Растущий средний класс не получит от этой стратегии ни роста пенсий, ни уменьшения налоговой нагрузки.

Михаил Дмитриев: «Мы получим большое число пенсионеров с очень маленькими пенсиями»

Стратегия предполагает очень глубокую и жесткую переделку пенсионной формулы. Самой формулы в Стратегии нет, но нам известны те варианты, которые рассматривались в качестве основы для нее. Все они предполагают использование рабочего стажа и ряда других косвенных параметров, – например, нормативного размера страховых взносов. Они фактически корректируют взносы, отраженные на персональном счете человека, – настолько, что это равнозначно непризнанию его накопленных прав. Введение стажевого коэффициента создает большие проблемы для тех, кто в 90-е годы работал «в тени» и не очень надеялся на значимую роль стажа. Все 2000-е годы людям говорили, что стаж больше не имеет значения, точнее, имеют значение минимальные пять лет стажа, после которых все определяется взносами, которые ты накопил.

В новой Стратегии стажевый коэффициент обеспечивает максимальный размер пенсии при стаже 40 лет. Это означает, что те жизненные стратегии, которые люди формировали в последние 10-15 лет, не будут соответствовать нормам получения пенсии. Люди, которые в молодости или в среднем возрасте пропустили хотя бы пять лет стажа, при таких условиях будут рассчитывать на получение максимальной пенсии в 70 лет или более. Тем более что после 2030-го года предполагается увеличение стажа для максимальной пенсии до 45 лет. Это значит, что большинство или значительная часть застрахованных лиц лишится надежды на будущую максимальную пенсию.

О стаже

Проблема стажевой формулы в том, что человек в молодом возрасте может утратить мотивацию зарабатывать на пенсию. Если женщина родила двух или трех детей, сидела с каждым по три года, то у нее уже нет никаких шансов заработать максимальный стаж. Она утрачивает мотивы пытаться заработать себе на пенсию. Это бессмысленно. В системе с взносами это не поздно никогда: ты можешь 10 лет не работать, но потом устроиться на хорошую зарплату и компенсировать высокими взносами потери стажа в предыдущий период, потому что важен не стаж, а сколько за тебя заплатили взносов. А стаж ты теряешь раз и навсегда.

Какой ущерб это нанесет доверию и вере в стабильность пенсионных правил – я не берусь комментировать. Это все выглядит ужасно, это тотальный подрыв доверия ко всем долгосрочным социальным институтам. Я думаю, что до населения информация эта дойдет, несмотря на то, что по первому и второму каналам идет только поток позитива. Но по всем другим каналам массовой информации доводится более объективная картина.

К сожалению, главный эффект этой формулы состоит в том, что при неготовности правительства повышать пенсионный возраст мы получим большое число пенсионеров с маленькими пенсиями, потому что человек, который пропустил хотя бы пять-семь лет трудового стажа в молодости – у него не будет мотивации дальше зарабатывать себе пенсионные права. У него будет мотивация как можно раньше выйти на пенсию. Пускай она будет маленькая – ведь если он выйдет позже, все равно это мало повлияет на размер его пенсии.

В результате мы получим очень большое число пенсионеров (при существующем возрасте выхода на пенсию их число увеличится уже к 2025-му году на пять миллионов человек, и в дальнейшем тоже будет возрастать), основная часть которых будет остро недовольна размером пенсии.

Размеры пенсии будут снижаться по отношению к заработным платам, по сравнению с нынешней формулой это снижение составляет 20-50%, и эти люди будут сравнивать свои пенсии с зарплатами будущих работников.

Куда пойдут пенсионные накопления

Я бы хотел обратить внимание на дискуссию вокруг бюджетного правила и формирования Резервного фонда. Увеличение Резервного фонда (с нынешних 4% ВВП до 7% к 2017-му году) установлено практически под следующую избирательную кампанию президента, под 2018 год. Когда РСПП предложил ради сохранения накопительной системы перенести срок реализации бюджетного правила на 2020-й год, правительство сообщило, что бюджетное правило – это святое, оно не может пересматриваться и переноситься. При всем том, что оно введено только что, у него нет прецедентной истории. И получается вот как: Пенсионному фонду ради реализации бюджетного правила была спущена в середине лета разнарядка примерно в 300-400 миллиардов рублей в год дополнительной экономии, цель которой – уменьшение федерального бюджетного трансферта в Пенсионный фонд. И вот это уменьшение трансфертов и составляло ту сумму экономии, которую должен получить бюджет, чтобы выполнить новое бюджетное правило. А суть бюджетного правила – генерировать экономию бюджета для пополнения Резервного фонда, который надо увеличить на 3% ВВП.

Решение о ликвидации накопительной системы означает, что пенсионные накопления граждан не идут на какие-то текущие социальные расходы, они идут на пополнение Резервного фонда, который инвестируется в гораздо менее доходные документы, чем пенсионные накопления. Мы знаем, что он инвестируется в зарубежные ценные бумаги, в том числе бумаги Американского казначейства, под очень низкие процентные ставки. Сейчас они ниже американской инфляции.

Как Резервный фонд будет расходоваться до президентских выборов или после – сказать невозможно, потому что это фонд нецелевого назначения. Речь идет о перераспределении между двумя накопительными фондами с разным функциональным назначением. Пенсионные накопления граждан – это долгосрочные накопления в интересах каждого конкретного человека, Резервный фонд – это многоцелевой фонд, который может расходоваться на любые цели в случае ухудшения бюджетной ситуации. Во время кризиса 2009-го года часть этих средств была израсходована на увеличение пенсий, а часть - на субсидии крупным компаниям с целью удержания занятости. Вот эта часть расходов была не очень эффективна, занятость на крупных компаниях по результатам кризиса сократилась на три-четыре миллиона человек. При всем том, что занятость в стране росла, именно в крупных компаниях, которые получали государственные субсидии, она сокращалась.

Досрочный выход на пенсию

Досрочные пенсии – это еще одна проблема этой стратегии. Здесь речь идет о том, что довольно быстро вводятся дополнительные взносы предприятий, у которых есть работники, имеющие права на льготные пенсии. Зачастую люди не работают во вредных условиях труда, но получают право на досрочный выход на пенсию, – что называется, по традиции. Аттестовать эти рабочие места и подтвердить отсутствие вредных воздействий очень сложно: за последние 10 лет было аттестовано всего 3% рабочих мест. Работодатели вынуждены платить большие дополнительные средства на финансирование не очень оправданных досрочных пенсионных обязательств. Мы сделали оценку распределения дополнительной нагрузки по отраслям: наиболее пострадавшими являются горнодобывающие отрасли.

Проблема еще и в том, что все эти повышенные платежи будут распространяться на те же компании, на которые правительство возлагает надежду, что они компенсируют ликвидацию обязательных накопительных платежей развитием добровольного накопительного компонента в корпоративном формате. При таком уровне нагрузки мы вряд ли можем ждать больших дополнительных усилий компаний по увеличению накопительной составляющей. Поэтому разговоры о развитии добровольных корпоративных форматов пенсионных накоплений выглядят очень неубедительно.

Публичное обсуждение стратегии

Многие из вас, наверное, знакомы с материалами Открытого правительства, где развертывается обсуждение стратегии. Правительство объявило, что эта дискуссия будет происходить в открытом формате, но проблема в том, что она должна завершиться к 1-му ноября. Прошло только два заседания в формате Открытого правительства, предполагается еще несколько обсуждений. Надеяться на то, что удастся разработать какой-то новый вариант, который бы предполагал более привлекательные общественные и экономические решения, нельзя. Потому что для этого потребуется гораздо больше времени, для проведения дополнительных расчетов, для проверки новых предложений на финансовую устойчивость и на последствия для групп граждан.

Предложения ЦСР

Наша формула основана на шведской, в Швеции это сработало. «Письма счастья», которые рассылает пенсионерам шведский Пенсионный фонд, – в них не просто дается информация о взносах, которые числятся на счету у работника, а приводится расчет его будущей пенсии исходя из этих взносов и из возраста его выхода на пенсию. Там 61 год – это минимальный возраст выхода на пенсию. Крутизна увеличения пенсии – примерно на треть в первые четыре года, и предусмотрено почти удвоение пенсии при откладывании ее до 70-ти лет.

В Швеции, как мне объясняли, в 90-е годы было много досрочных форматов выхода на пенсию, а сейчас средний возраст выхода на пенсию – 64 с половиной года. Поскольку с возрастом пенсия сильно прирастает, то дебатов о том, в каком возрасте выходить, в Швеции нет. Каждый принимает решение индивидуально.

Мотивацию людей работать дольше можно усилить, введя механизм квазинаследования отложенных пенсионных прав наследниками тех людей, которые добровольно откладывают более выход на пенсию, но не доживают до него. У нас мужчина, который захочет выйти в 65 лет, может и не дожить до этого возраста. С накопительной частью пенсии все понятно – если она не будет ликвидирована, эти накопления передаются наследникам, что уже предусмотрено в законодательстве. А вот недополученные в виде пенсии права по страховой части наследникам переданы быть не могут.

И вот здесь мы хотим предусмотреть механизм квазинаследования для таких людей, чтобы еще более усилить стимулы, уверенность в том, что их семья не потеряет деньги, если люди будут откладывать выход на пенсию, но не доживут. Может быть, страховые взносы, отраженные на счете такого человека, и все дополнительные права, стимулы и бонусы за отложенный возраст выхода на пенсию не выплачивать в виде наличных денег наследникам этого человека, а перечислять на их страховые счета. Так, мы хотим, чтобы, например, матери, которые долгое время ухаживали за детьми и не выработали нормальных пенсионных прав, могли рассчитывать не только на пенсию по потере кормильца, но и на часть страховой пенсии умершего супруга. Это стандартная практика развитых стран, мы сейчас планируем внимательно рассмотреть ее и подобрать варианты, которые приемлемы для российской пенсионной системы.

У правительства осталось всего две недели публичного обсуждения, и за это время сделать ничего не удастся. Если всерьез готовить документ, который не станет причиной дополнительного роста социально-политической напряженности, конечно, надо откладывать на несколько месяцев и вести серьезную работу хотя бы в формате Открытого правительства – там, на мой взгляд, это организовано хорошо. Но если этого не произойдет, то, скорее всего, мы получим ситуацию 2009-го года, когда законы были приняты без обсуждения, в силовом порядке, но затем под давлением работодателей прямо в процессе исполнения нового налогового законодательства оно было пересмотрено и фактически ставки были существенно снижены. Так может получиться и с пенсионной стратегией.

Татьяна Омельчук: «Все коэффициенты будут работать на уменьшение размера пенсий»

Новую пенсионную формулу Минтруд (ранее Минздравсоцразвития) и Пенсионный Фонд обещали показать еще 2 года назад. Мы ее так и не увидели, но зато увидели несколько перспективных вариантов. Там будет стажевый коэффициент, зарплатный коэффициент (или коэффициент от нормативного взноса) и корректирующие нормативные коэффициенты. Взнос человека будет соотноситься с этим нормативным взносом, который будет каждый год устанавливаться вручную, чтобы сбалансировать бюджет. Все эти коэффициенты будут работать на уменьшение размеров пенсий – по-другому быть не может. Если законодательно ни один коэффициент не прописан четко и может каждый год меняться, то под политическим давлением к повышению низких размеров пенсий произойдет их уравнивание (низкие размеры пенсий будут поднимать, а высокие размеры ограничивать). Требования к нормативному стажу будут повышаться. Четкие целевые показатели размеров пенсий законодательно не определены. И все время будут страдать новые поколения, которым назначают пенсию, ведь прежние назначения пересмотреть нельзя.

В новой формуле шансов получить высокую пенсию нет ни у кого. Идея предлагаемой пенсионной формулы: работайте всю жизнь, 40 лет, с постоянным высоким заработком. А у всех остальных пенсия будет на уровне прожиточного минимума или чуть выше.

В Стратегии предполагается достижение 40% утраченного заработка при нормативном стаже 40 лет. При этом размер пенсии соотнесут со средней заработной платой за весь период стажа работника. То есть мы понимаем, что если зарплаты будут резко расти – а до этого они у нас росли – то мы можем получить и 20% реального замещения в соотношении с последним заработком.

Новой пенсионной формулы мы не видим, расчеты нам показывать никто не собирается. Стратегию надо принять до 15 декабря, при этом на все официальные просьбы Пенсионному фонду и Минтруда дать нам хоть какие-то официальные расчеты, формулы с коэффициентами, размеры пенсий, чтобы мы могли оценить, какие размеры пенсий реально будут при стаже в 20, 30 или 40 лет, при различном заработке, нам ничего не дают, говорят – потом, ближе к марту.

То, что мы видим уже сейчас, показывает, что Стратегия приведет к снижению размеров пенсий на 20-50% по сравнению с размерами, рассчитанными по существующей пенсионной формуле, в зависимости от заработка и стажа в связи с требованием Стратегии «балансировать обязательства пенсионной системы с ее текущими доходами». Кроме того, в Стратегии не сказано, что старые пенсионные права, заработанные до принятия стратегии, будут возвращены человеку в полном объеме. Гарантий этого пока нет.

Анастасия Нарышкина, фото автора

Читайте также:

Пенсионная стратегия Минтруда
Разработки ЦСР по пенсионной реформе
Биография Михаила Дмитриева
Пенсионный фонд РФ о формировании будущих пенсий
Позиция РСПП по поводу пенсионной реформы
Позиция ФНПР по поводу пенсионной реформы
Эксперты Стратегии-2020 о пенсионной реформе
Пенсионный словарь

 

16 октября, 2012 г.