• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

За кого на самом деле голосует Америка

В России 14 октября прошел единый день выборов, на котором голосовали за региональные и местные власти. Полугодом ранее, в марте, в России выбрали президента. Российская система проста — один человек — один голос.Через три недели состоятся выборы президента в США. Американская система мало похожа на российскую. Экспертный канал «Открытая экономика» побеседовал с одним из немногих российских специалистов в области избирательной системы Америки. Ординарный профессор  НИУ ВШЭ Александр Беленький написал несколько книг, посвященных истории выборов в США, и все они, за исключением одной, изданы по-английски. Это его первое интервью на русском языке

OPEC.ru: Александр Соломонович, расскажите, пожалуйста, как устроена система президентских выборов в США и в чем ее суть?

А.Б.: Система выборов президента США была создана участниками Конституционного собрания 1787 года в Филадельфии и ее основные принципы были изложены во Второй статье Конституции США. Эта система была модифицирована в 1804 в результате ратификации Двенадцатой Поправки к Конституции США. Хотя с тех пор были приняты и другие поправки к Конституции США, относящиеся к системе выборов президента США, основные принципы этой системы, сформулированные во Второй статье и в Двенадцатой Поправке, остались неизменными.

Суть этих принципов в том, что только штаты, а не американские граждане могут избирать президента и вице-президента страны, причем штатам предоставляются две попытки избрать президента и вице-президента США. Первая попытка реализуется штатами (а с 1964 года и Округом Колумбия) через Коллегию выборщиков, которая выбирает как президента США, так и вице-президента США. Если эта попытка не увенчается успехом, а это происходило в истории страны дважды, на выборах1800 и 1824 года, никакого повторного голосования в Коллегии выборщиков не производится. Вместо этого, вторая попытка избрания штатами президента США и вице-президента США реализуется через Конгресс США, где Палата Представителей Конгресса США избирает президента США, а Сенат избирает вице-президента США.

OPEC.ru.: Что такое Коллегия выборщиков?

А.Б.: Совокупность всех выборщиков штатов и Округа Колумбия, назначенных в них в соответствии с действующими там законами для голосования за президента и за вице-президента США в первый понедельник после второй среды декабря года выборов, образует Коллегию выборщиков.

В соответствии со Второй статьей Конституции США, способ формирования делегации штата в Коллегии выборщиков определяет законодательное собрание штата, в то время как в соответствии с Двадцать Третьей Поправкой к Конституции США, способ выбора выборщиков в Округе Колумбия определяет Конгресс США.

Число выборщиков, которые могут представлять штат в Коллегии выборщиков равно числу всех конгрессменов, представляющих штат в Палате Представителей Конгресса США, плюс число сенаторов, представляющих штат в Сенате США.  

Число конгрессменов, которое могут представлять штат в Палате Представителей, зависит от числа всех жителей, проживающих в штате на момент очередной переписи населения, проводимой в США каждые десять лет. Начиная с 1912 года, в соответствии с решением Конгресса США, общее число конгрессменов, образующих в совокупности Палату Представителей Конгресса США, равно 435. Именно это число «распределяется» между (в настоящее время) 50 штатами, в зависимости от доли, которую составляет число жителей каждого штата от общего числа  жителей, проживающих в стране на момент очередной переписи населения.  При этом каждый штат должен быть представлен в Палате Представителей по крайней мере одним конгрессменом.

В соответствии с Первой Статьей Конституции США, каждый из штатов представлен двумя сенаторами в Сенате США. Начиная с выборов 1964 года, Округ Колумбия, который не имеет ни конгрессменов, ни  сенаторов в Конгрессе США, получил право назначать выборщиков в Коллегию выборщиков.  Число этих выборщиков равно числу выборщиков, которое может иметь самый малонаселенный штат и которое в настоящее время равно трем.

Таким образом, Коллегия выборщиков, формируемая раз в четыре года в год выборов президента США, состоит из 538 человек. Формально, именно эти 538 человек и выбирают президента и вице-президента США. Для победы на выборах как кандидат в президенты США, так и кандидат в вице-президенты США должны получить голоса не менее чем 270 выборщиков.

OPEC.ru.:  Как формируется Коллегия выборщиков?

А.Б.:В настоящее время в каждом штате и в Округе Колумбия выборщики выбираются путем прямого голосования избирателей (т.е., граждан имеющих право голосовать на выборах в этом штате или в Округе Колумбия), которые голосуют за выборщиков из списков выборщиков. Эти списки предоставляются избирательной комиссии, например,  штата каждым кандидатом, получившим в соответствии с законами этого штата право предоставить такой список. При этом в каждом  штате и в Округе Колумбия, каждый избиратель может голосовать только за какой-либо один список выборщиков, но не за отдельных выборщиков из разных списков, предоставленных всеми  кандидатами, получившими право предоставить свой список выборщиков в  этом штате или в Округе Колумбия. Как уже указывалось, число выборщиков в каждом списке равно числу всех членов Конгресса США от штата, т.е., числу всех конгрессменов от штата плюс число сенаторов от штата, а  число выборщиков от Округа Колумбия равно трем.

В соответствии с результатами переписи населения 2010 года, четыре самых населенных штата страны – Калифорния, Техас, Нью-Йорк и Флорида – будут иметь право быть представлеными на выборах 2012 года соответственно 55, 38, 29 и 29 выборщиками в Коллегии выборщиков.

В 48 штатах и в Округе Колумбия выборщики из списка, получившего относительное или абсолютное число голосов всех избирателей штата (Округа Колумбия), получают право представлять этот штат (Округ Колумбия) в Коллегии выборщиков.  

В двух штатах – Мэн и Небраска – списки выборщиков формируются по-другому. В настоящее время, штат Мэн имеет два избирательных округа, а штат Небраска имеет три избирательных округа  и в каждом избирательном округе список выборщиков, предоставляемый каждым кандидатом, состоит из одного человека. Список выборщиков избирательного округа (т.е. выборщик), получивший относительное или абсолютное число голосов всех избирателей этого округа штата, получает право представлять этот избирательный округ в Коллегии выборщиков. Кроме того, выборщики из списка, состоящего из двух выборщиков, за который проголосовало относительное или абсолютное большинство всех избирателей штата, получают право представлять этот штат в Коллегии выборщиков. Таким образом, штат Мэн имеет четырех выборщиков в Коллегии выборщиков, по одному в каждом из двух избирательных округов и два от штата в целом. Штат Небраска имеет пять выборщиков, по одному в каждом из трех избирательных округов и два от штата в целом.

OPEC.ru.: Кто может быть выборщиком и как голосуют выборщики?

А.Б.: Конституция США определяет лишь перечень тех, кто не может быть выборщиком штата в Коллегии выборщиков. Поэтому каждый штат имеет значительную свободу в определении того, кто может быть выборщиком от штата.

Избиратели каждого штата, как и вся страна, ожидают, что выборщики, получившие право представлять штат в Коллегии выборщиков, будут голосовать в соответствии с волей большинства избирателей этого штата (а в штатах Мэн и Небраска еще и в соответствии с волей большинства избирателей каждого избирательного округа штата). Однако, в соответствии с Конституцией США, каждый выборщик вправе голосовать по собственному усмотрению и даже опустить пустой бюллетень при голосовании в Коллегии выборщиков.

Например, на выборах 1988 года,  Майкл Дукакис был номинирован кандидатом в президенты США от Демократической партии, а Ллойд Бенсон был номинирован кандидатом в вице-президенты США. Однако, один из выборщиков кандидата в президенты США от Демократической партии проголосовал за Ллойда Бенсона как за президента США, а за Майкла Дукакиса  как за вице-президента США. На выборах 1976 года, Джеральд Форд был номинирован кандидатом в президенты США от Республиканской партии, выиграв это право с небольшим перевесом у Рональда Рейгана в результате первичных выборов в Республиканской партии. Тем не менее,  один из выборщиков кандидата от Республиканской партии проголосовал за Рональда Рейгана как за президента США.

На выборах 2000 года, один из выборщиков кандидата в президенты США от Демократической партии опустил пустой бюллетень как при голосовании за президента США, так и при голосовании за вице-президента США.

Однако, число выборщиков, которые голосовали не в соответствии с волей тех, кто дал им право представлять штат и Округ Колумбия в Коллегии выборщиков, относительно невелико.

OPEC.ru: За кого же на самом деле голосует американский народ, за Коллегию выборщиков или за президента, и что думают сами американцы по этому поводу?

А.Б.: На президентских выборах США избиратели всей страны не голосуют за каких-либо кандидатов в президенты и кандидатов в вице-президенты США. Даже внутри штата своего проживания избиратели голосуют только за те списки выборщиков, которые конкурируют в этом штате за право представлять штат в Коллегии выборщиков, а не за всю Коллегию выборщиков в целом.  Более того, в соответствии с Конституцией США, возможность даже этого ограниченного участия избирателей штата в голосовании за выборщиков штата полностью зависит от законодателей штата, которые  могут, например, решить, что они сами будут назначать выборщиков штата в Коллегию выборщиков, без проведения голосования избирателей штата.

Имеющиеся результаты опросов общественного мнения, показывают, что подавляющее число респондентов считают, что президента США следует выбирать путем прямого голосования избирателей. Однако, все попытки инициировать поправку к Конституции США с целью введения прямых президентских выборов, предпринятые на протяжении более чем 200 лет, потерпели фиаско.

OPEC.ru.: Как подсчитываются голоса избирателей и какова роль наблюдателей на выборах?

А.Б.: Каждый штат самостоятельно определяет то, какие машины для голосования и в каком количестве использовать на избирательных участках в своем штате. В США нет единого стандарта в этих вопросах. Подсчет голосов, поданных избирателями штата, проводится избирательными комиссиями, назначаемыми в каждом штате Секретарем штата. Аналогичная комиссия назначается и в Округе Колумбия.

Присутствие международных наблюдателей на выборах определяется каждым штатом самостоятельно и не все штаты предоставляют этим наблюдателям такую возможность. По данным Центра Президента Д. Картера, штат Миссури является единственным штатом, который позволяет международным наблюдателям присутствовать на всех этапах процесса голосования, начиная с тестирования оборудования для голосования. В остальных штатах присутствие международных наблюдателей либо не допускается вообще, либо эти наблюдатели имеют доступ лишь к некоторым этапам процесса голосования.

OPEC.ru.:  Как агитируют кандидаты и как строятся их рекламные компании?

А.Б.: Кандидаты в президенты США проводят свои избирательные кампании на трех уровнях. На общенациональном уровне, кандидаты оплачивают время для появления на национальных каналах телевидения и радио. На уровне штата, то же самое делается кандидатами на телевизионных каналах и на радиоканалах штата и крупных городов. На муниципальном уровне, проводятся встречи кандидата непосредственно с избирателями; часто кандидаты перемещаются на специальных автобусах по территории штата, а иногда даже и на пароходе, как это делали кандидаты от Демократической партии США в 2000 году.

В силу специфики распределения предпочтений избирателей между 50 штатами и в силу правила «победитель получает все» при определении списка выборщиков, которые будут представлять штат в Коллегии выборщиков, рекламная кампания кандидатов двух основных политических партий США  фокусируется в относительно небольшом числе так называемых "не определившихся штатов".

OPEC.ru.: Просчитывают ли кандидаты заранее эффективность своих рекламных кампаний?      

А.Б.: Хотя планирование рекламных кампаний кандидатов в президенты США представляет собой некоторую процедуру, поддающуюся рационализации и даже оптимизации, то, как именно команды кандидатов планируют избирательные кампании, разумеется, является секретом и никогда не обсуждается в  средствах массовой информации.

Исходя из того, как кандидаты строят свои визиты в отдельные штаты, а также из того, что становится известным о том, как распределяются между штатами средства на ведение избирательной кампании, можно все же заключить, что при принятии решений о том, как вести избирательную кампанию, избирательные штабы кандидатов руководствуются в основном результатами опросов общественного мнения, а не более глубокими стратегическими соображениями как это можно было бы ожидать. Такой подход, однако, чреват фатальными стратегическими просчетами, что и продемонстрировали выборы 2000 и 2004 годов, в которых кандидаты от Демократической партии проиграли стратегически.

OPEC.ru.: Как распределялись голоса между республиканцами и демократами на нескольких последних выборах?

А.Б.: В США результаты выборов оцениваются населением по двум показателям – по числу голосов выборщиков, которые получили кандидаты в президенты США, и по числу голосов избирателей, которые получили выборщики кандидатов по всей стране. Хотя второй из этих двух показателей не имеет никакого конституционного статуса, и нет никаких оснований для суммирования по всем штатам голосов, поданных избирателями каждого штата за выборщиков только этого штата, такое суммирование проводится в США, начиная с выборов 1824 года. Именно этот подсчет формирует в сознании многих избирателей США представление о том, что они голосуют за президента и вице-президента США. Это происходит потому, что голоса, поданные за список выборщиков штата, рассматриваются теми, кто их суммирует по всем штатам указанным способом, а также средствами массовой информации как голоса, поданные за кандидатов в президенты и вице-президенты США, предоставивших эти списки в избирательные комиссии штатов.

Если выборщики кандидата в президенты США получают по крайней мере относительное большинство голосов в каждом из штатов, контролирующих в совокупности по крайней мере 270 голосов выборщиков в Коллегии выборщиков, этот кандидат выигрывает выборы. Причем это происходит независимо от того, как много (или как мало) избирателей голосовало на выборах в этих штатах. Именно этот факт объясняет почему кандидат в президенты США может проиграть выборы, несмотря на то, что все его выборщики суммарно получили больше голосов, чем выборщики кандидата победившего на выборах, т.е., кандидата, получившего большинство голосов выборщиков в Коллегии выборщиков.

Например, на выборах 2000 года, выборщики кандидата в президенты США от Демократической партии суммарно получили более чем на 500,000 голосов больше, чем получили выборщики кандидата в президенты США от Республиканской партии. Однако, кандидат от Республиканской Партии  получил 271 голос в Коллегии выборщиков и выиграл выборы, в то время  как кандидат от Демократической партии получил лишь 266 голосов выборщиков от всех 538 назначенных выборщиков (как указывалось выше, один из выборщиков кандидата от Демократической партии опустил пустой бюллетень при голосовании в Коллегии выборщиков).  

На выборах 2004 года, выборщики кандидата в президенты США от Республиканской партии получили более чем на 3,000,000 голосов больше, чем получили выборщики кандидата в президенты США от Демократической партии. Кроме того, кандидат от Республиканской партии получил 286 голосов выборщиков в Коллегии выборщиков, что обеспечило ему победу на выборах.  Однако, если бы примерно 60,000 избирателей штата Огайо, отдавших свои голоса за кандидата в президенты США от Республиканской партии, отдали бы свои голоса за кандидата в президенты США от Демократической партии, победу на выборах одержал бы кандидат от Демократической партии. Это бы произошло, несмотря на огромное превосходство в голосах избирателей, поданных за выборщиков кандидата в президенты США от Республиканской партии, которое имел кандидат от Республиканской партии.

OPEC.ru: Как происходят выборы президента США в Конгрессе США?

А.Б.: Я уже упоминал раньше, если Коллегия выборщиков не сможет избрать президента США и вице-президента США, то штаты избирают их в Конгрессе США, где Палата Представителей Конгресса США избирает президента США, а Сенат избирает вице-президента США.

При выборе президента США в Палате Представителей каждый штат имеет только один голос, независимо от числа жителей этого штата. При этом, Округ Колумбия не участвует в выборах, кворум в две трети делегаций штатов необходим для того, чтобы начать голосование и не менее 26 штатов должны проголосовать за одного и того же кандидата в президенты США для того, чтобы избрать его президентом США.

Палата Представителей выбирает президента США из не более, чем трех человек, получивших голоса выборщиков при голосовании за президента США в Коллегии выборщиков (при условии, что президент США не был выбран Коллегией выборщиков).

Чтобы попасть в число этих не более чем трех человек, необходимо получить больше голосов выборщиков, чем получил любой другой кандидат в президенты США (кроме этих не более чем трех человек), получивший голоса выборщиков.

В отличие от голосования в Коллегии выборщиков, число повторных голосований при выборах президента США в Палате Представителей неограниченно. Например, в 1800 году, потребовалось 36  голосований делегаций штатов в Палате Представителей для избрания третьего президента США (которым стал Томас Джефферсон).

Для того чтобы участвовать в очередном голосовании за президента США в Палате Представителей, делегация каждого штата, представленная более чем одним конгрессменом в Палате Представителей, должна вначале определиться за кого из указанных выше не более чем трех человек штат будет голосовать. Это происходит путем голосования внутри делегации штата и абсолютное большинство голосов членов делегации должно быть подано за одного и того же человека (из указанных выше не более чем трех человек) для того, чтобы штат мог участвовать в очередном голосовании за президента США в Палате Представителей. Если же в результате голосования внутри делегации штата никто не получает абсолютного большинства голосов членов делегации, делегация этого штата не участвует в последующих голосованиях до тех пор, пока кто-либо из указанных выше не более чем трех человек не получит абсолютного большинства голосов членов делегации.

Следует заметить, что при выборах президента США в Палате Представителей Конгресса США, мнение делегации конгрессменов штата не обязано совпадать с мнением штата, выраженным им в Коллегии выборщиков.

OPEC.ru: Как происходят выборы вице-президента США в Конгрессе США?    

А.Б.: При выборах вице-президента США в Сенате США каждый из сенаторов голосует по своему усмотрению, не обязательно в соответствии с выраженным в Коллегии выборщиков мнением штата, который этот сенатор представляет. При этом, кворум в две трети от всех сенаторов необходим для того, чтобы начать процедуру голосования и абсолютное большинство всех сенаторов должно проголосовать за одного и того же кандидата в вице-президенты США для его избрания вице-президентом США. При этом Сенат выбирает вице-президента США из двух человек, получивших голоса выборщиков при голосовании за вице-президента США в Коллегии выборщиков (при условии, что вице-президент США не был выбран Коллегией выборщиков). Чтобы попасть в число этих двух человек, необходимо получить больше голосов выборщиков, чем получил любой другой кандидат в вице-президенты США (кроме этих двух человек), получивший голоса выборщиков.

OPEC.ru: Если выборы не состоялись, кто будет президентом США? Возможны ли перевыборы?

А.Б.: В рамках существующей системы президентских выборов в США, выборы не могут не состояться (при отсутствии общенациональных или общемировых катастроф) и в день инаугурации президента США, 20 января года, следующего за годом выборов, следующий президент США будет приведен к присяге.

Действительно, даже если избиратели всех штатов решат бойкотировать выборы, законодательное собрание  каждого штата назначит выборщиков от штата, поскольку Конституция США требует, чтобы выборщики от штатов были назначены, независимо от того каким способом законодательные собрания штатов решат это сделать.

Если Коллегия выборщиков не сможет выбрать ни президента, ни вице-президента США, то Конгресс должен продолжить процесс выборов, как это обсуждалось выше. Если же и Конгресс не сможет выбрать ни президента, ни вице-президента США ко дню инаугурации, вступит в действие Федеральный закон о замещении должности президента США. Согласно этому закону или спикер Палаты Представителей Конгресса США, или так называемый временный Председатель Сената, или один из членов действующего кабинета министров займет место президента США то тех пор, пока президент не будет избран (или Конгрессом США или в результате следующих президентских выборов).

При этом Конституция США и указанный Федеральный закон определяют то, что  произойдет, если вице-президент  США будет выбран ко дню инаугурации, в то время как президент США не будет выбран к этому времени, а также какие министры из кабинета министров, на каких условиях и в какой последовательности могут замещать должность президента США.

Тем не менее, несмотря на продуманность системы президентских выборов США, в ней все же имеются определенные логические бреши, которые при некоторых (хотя и маловероятных) ситуациях могут привести к так называемым патовым ситуациям на выборах, когда выборы невозможно будет завершить в рамках действующих правил выборов. Если такие ситуации возникнут, то они потребуют вмешательства Конгресса или Верховного Суда США для завершения процедуры выборов.

Беседовала Елена Вансович

Александр Соломонович Беленький – автор книг и научных статей по оптимизации и теории игр и их применению на транспорте, в промышленности, в сельском хозяйстве, к охране окружающей среды, в рекламе, в брокерском бизнесе, в аукционах  и при анализе системы президентских выборов в США:

Приглашенный редактор сборника научных статей «Математическое моделирование систем голосования и выборов: теория и приложения», специального выпуска Международного научного журнала «Математическое и компьютерное моделирование» (2008).

Ординарный профессор кафедры математики на факультете экономики Департамента математики ВШЭ, ведущий научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории анализа и выбора решений ВШЭ. Имеет степень кандидата физико-математических наук  в области математики и системного анализа и доктора технических наук в области применения математических методов. Его статьи о системе выборов президента США были опубликованы в газетах The Baltimore Sun, The Boston Globe, The Boston Herald, The Christian Science Monitor, The New York Times, The Plain Dealer, и Providence Journal.

Анализ разнообразных ситуаций, которые могут гипотетически возникнуть в ходе президентских выборов в США как в результате трагических обстоятельств, так и в результате неожиданных решений, которые могут принять кандидаты в президенты США, содержится в книге John Fortier (editor) After the People Vote, AEI Press, 2004.

 

15 октября, 2012 г.