• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Развилка: сокращение расходов или институциональные изменения

Прошедшая 5 октября конференция АНЦЭА «Российская экономика в 2010-е годы: проблемы и реформы» стала, помимо прочего, ареной столкновения разных взглядов на методы и цели развития экономики. Главным приоритетом экономической политики правительства на ближайшие годы станет сокращение бюджетных расходов за счет образования, медицины, госинвестиций. Другой путь: снижение огромной теневой занятости вкупе с чрезмерной госзанятостью. В статье: Андрей Клепач и Евсей Гурвич

Сокращение расходов как приговор модернизации

 

 

Оговорившись, что выступает не как официальное лицо, а как эксперт, Андрей Клепач сообщил, что по его оценке за 2012-2015 годы госрасходы сократятся на 4,2% ВВП. В проекте бюджета на ближайшие три года планируется, что дефицит бюджета в 2013 году составит 0,8% ВВП, в 2014 году – 0,2% ВВП, а в 2015 году приблизится к нулю. Сокращать расходы правительство будет за счет трат на образование, здравоохранение и  поддержку экономики. «Это более жесткое сокращение, чем у большинства стран еврозоны, кроме запланированного сокращения в Испании и Великобритании. Как решать в этих условиях задачу модернизации, не столь очевидно, – сказал чиновник. – Мы исходим из того, что, к сожалению, фактически ни одну из модернизационных задач в ближайшие годы мы решить не сможем».

 

По оценке Минэкономразвития, сокращение реальных расходов на национальную экономику в целом за три года составит 1% ВВП. «В этих условиях обеспечить финансирование высокотехнологичных секторов и транспортной инфраструктуры, на мой взгляд, невозможно», – сказал Клепач.

 

Из тени в свет

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич в своем выступлении на конференции АНЦЭА сформулировал совсем иные приоритеты. По его мнению, одна из важнейших задач – сокращение теневого сектора российской экономики. По данным Росстата, доля теневого сектора экономики в РФ составляет 17-18% ВВП. Всемирный банк (ВБ) оценивает этот показатель в России в 43% ВВП. Россия занимает сотое место по этому показателю.

Резерв роста доходов: сокращение теневого сектора экономики. Доля теневого сектора (оценки Всемирного банка)
 
Источник: презентация Е. Гурвича

Для сравнения: первое место в рейтинге ВБ занимает Швейцария, доля теневого сектора которой составляет 8,6% ВВП. Китай на 8 месте (12,9% ВВП), Индия на 37 месте (22,3% ВВП), Аргентина на 43 месте (25,9% ВВП), ЮАР – на 52 месте (27,6% ВВП), Бразилия – на 88 месте (39,6% ВВП).

Высокая доля теневой экономики – это серьезная проблема не только для бюджета. Человеческий капитал в «тени» не развивается. Никаких инноваций там не происходит. Этот сектор выживает не за счет повышения конкурентоспособности, а за счет неуплаты налогов, низкой зарплаты и использования низкоквалифицированной рабочей силы. И не видно, чтобы не только серьезные, а хотя бы системные меры принимались для решения этой проблемы.

Вторая задача – сокращение излишней занятости в госсекторе. Сейчас в России 108 человек из 1000 – это бюджетники. В странах ОЭСР этот показатель ниже: из каждой 1000 человек лишь 75 работают в бюджетных учреждениях. Число военнослужащих на душу населения у нас в 2,5 раза выше, чем в странах ОЭСР. Грядущее сокращение силовиков приведет к тому, что этот показатель снизится до двух раз.

Число занятых в России в госсекторе больше, чем в ОЭСР и формирующихся рынках

Источник: презентация Е. Гурвича

Третья проблема – старение населения. Это проблема общемировая, и она является главной угрозой для государственных финансов. В следующие 40 лет дополнительные расходы, связанные со старением населения, составят в РФ 12,5% ВВП (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Влияние старения населения на бюджетные расходы, %% ВВП в 2050 году по сравнению с 2010  годом

Источник: Экономическая экспертная группа, Standard & Poor's (S&P)

Такие расходы выходят за пределы возможности бюджета, и поэтому сейчас жизненно необходимы серьезные реформы. Изменить расчетные показатели, то есть снизить пенсионные расходы, можно либо за счет снижения выплат пожилым людям, либо за счет повышения пенсионного возраста, что и делается в развитых странах. В России предполагается снизить в перспективе пенсионные расходы бюджета за счет повышения взносов за работников, выходящих на пенсию раньше установленного срока (работающих во вредных условиях труда) и за счет увеличения пенсионных отчислений самозанятого населения.

Это прямолинейный, простой путь, который дороже для экономики, чем те пути, которыми идут развитые страны.Еще одну проблему иллюстрируют места России в различных рейтингах. Бросается в глаза, что у нас относительно хорошо обстоят дела с макроэкономическими параметрами и намного хуже с институциональными проблемами: качеством делового климата, защитой прав собственности.

По мнению Е. Гурвича, если не удастся решить институциональные проблемы и власть не станет проводить серьезных реформ, но цены на нефть на мировом рынке будут высокими, то Россию ждет инерционное развитие. Темпы роста экономики к 2020 году будут снижены с прогнозных 4% ВВП до 3% ВВП. При этом источники развития экономики будут постепенно затухать. Кризиса не будет, но будет постепенная деградация.

Мария Селиванова