• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Развилка: сокращение расходов или институциональные изменения

Прошедшая 5 октября конференция АНЦЭА «Российская экономика в 2010-е годы: проблемы и реформы» стала, помимо прочего, ареной столкновения разных взглядов на методы и цели развития экономики. Главным приоритетом экономической политики правительства на ближайшие годы станет сокращение бюджетных расходов за счет образования, медицины, госинвестиций. Другой путь: снижение огромной теневой занятости вкупе с чрезмерной госзанятостью. В статье: Андрей Клепач и Евсей Гурвич
8 октября, 2012 г.

Сокращение расходов как приговор модернизации

 

 

Оговорившись, что выступает не как официальное лицо, а как эксперт, Андрей Клепач сообщил, что по его оценке за 2012-2015 годы госрасходы сократятся на 4,2% ВВП. В проекте бюджета на ближайшие три года планируется, что дефицит бюджета в 2013 году составит 0,8% ВВП, в 2014 году – 0,2% ВВП, а в 2015 году приблизится к нулю. Сокращать расходы правительство будет за счет трат на образование, здравоохранение и  поддержку экономики. «Это более жесткое сокращение, чем у большинства стран еврозоны, кроме запланированного сокращения в Испании и Великобритании. Как решать в этих условиях задачу модернизации, не столь очевидно, – сказал чиновник. – Мы исходим из того, что, к сожалению, фактически ни одну из модернизационных задач в ближайшие годы мы решить не сможем».

 

По оценке Минэкономразвития, сокращение реальных расходов на национальную экономику в целом за три года составит 1% ВВП. «В этих условиях обеспечить финансирование высокотехнологичных секторов и транспортной инфраструктуры, на мой взгляд, невозможно», – сказал Клепач.

 

Из тени в свет

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич в своем выступлении на конференции АНЦЭА сформулировал совсем иные приоритеты. По его мнению, одна из важнейших задач – сокращение теневого сектора российской экономики. По данным Росстата, доля теневого сектора экономики в РФ составляет 17-18% ВВП. Всемирный банк (ВБ) оценивает этот показатель в России в 43% ВВП. Россия занимает сотое место по этому показателю.

Резерв роста доходов: сокращение теневого сектора экономики. Доля теневого сектора (оценки Всемирного банка)
 
Источник: презентация Е. Гурвича

Для сравнения: первое место в рейтинге ВБ занимает Швейцария, доля теневого сектора которой составляет 8,6% ВВП. Китай на 8 месте (12,9% ВВП), Индия на 37 месте (22,3% ВВП), Аргентина на 43 месте (25,9% ВВП), ЮАР – на 52 месте (27,6% ВВП), Бразилия – на 88 месте (39,6% ВВП).

Высокая доля теневой экономики – это серьезная проблема не только для бюджета. Человеческий капитал в «тени» не развивается. Никаких инноваций там не происходит. Этот сектор выживает не за счет повышения конкурентоспособности, а за счет неуплаты налогов, низкой зарплаты и использования низкоквалифицированной рабочей силы. И не видно, чтобы не только серьезные, а хотя бы системные меры принимались для решения этой проблемы.

Вторая задача – сокращение излишней занятости в госсекторе. Сейчас в России 108 человек из 1000 – это бюджетники. В странах ОЭСР этот показатель ниже: из каждой 1000 человек лишь 75 работают в бюджетных учреждениях. Число военнослужащих на душу населения у нас в 2,5 раза выше, чем в странах ОЭСР. Грядущее сокращение силовиков приведет к тому, что этот показатель снизится до двух раз.

Число занятых в России в госсекторе больше, чем в ОЭСР и формирующихся рынках

Источник: презентация Е. Гурвича

Третья проблема – старение населения. Это проблема общемировая, и она является главной угрозой для государственных финансов. В следующие 40 лет дополнительные расходы, связанные со старением населения, составят в РФ 12,5% ВВП (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Влияние старения населения на бюджетные расходы, %% ВВП в 2050 году по сравнению с 2010  годом

Источник: Экономическая экспертная группа, Standard & Poor's (S&P)

Такие расходы выходят за пределы возможности бюджета, и поэтому сейчас жизненно необходимы серьезные реформы. Изменить расчетные показатели, то есть снизить пенсионные расходы, можно либо за счет снижения выплат пожилым людям, либо за счет повышения пенсионного возраста, что и делается в развитых странах. В России предполагается снизить в перспективе пенсионные расходы бюджета за счет повышения взносов за работников, выходящих на пенсию раньше установленного срока (работающих во вредных условиях труда) и за счет увеличения пенсионных отчислений самозанятого населения.

Это прямолинейный, простой путь, который дороже для экономики, чем те пути, которыми идут развитые страны.Еще одну проблему иллюстрируют места России в различных рейтингах. Бросается в глаза, что у нас относительно хорошо обстоят дела с макроэкономическими параметрами и намного хуже с институциональными проблемами: качеством делового климата, защитой прав собственности.

По мнению Е. Гурвича, если не удастся решить институциональные проблемы и власть не станет проводить серьезных реформ, но цены на нефть на мировом рынке будут высокими, то Россию ждет инерционное развитие. Темпы роста экономики к 2020 году будут снижены с прогнозных 4% ВВП до 3% ВВП. При этом источники развития экономики будут постепенно затухать. Кризиса не будет, но будет постепенная деградация.

Мария Селиванова

 

Автор текста Селиванова Мария Олеговна

Материалы по теме

Экономике поможет культура

Для развития экономики нужно сделать ставку на высококачественный человеческий капитал, нестандартные виды деятельности и инклюзивную институциональную среду, которая позволяет людям реализовывать свои таланты и формирует благоприятный климат для жизни. Такие контуры новой экономической стратегии наметил Александр Аузан в докладе на XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Россия лидирует по числу незавершенных модернизаций

Россия – мировой лидер по попыткам модернизации, однако каждая из них заканчивалась реставрацией традиционных институтов, что мешает стране выбраться из «колеи». Свой взгляд на проблему декан экономического факультета МГУ им.М.В. Ломоносова Александр Аузан на круглом столе НИУ ВШЭ «Эффект «колеи» и проблема общественного договора».

Снижение инвестиций тормозит модернизацию

Для ускоренной модернизации экономики необходимы инвестиции, динамика которых в первой половине 2014 года была негативной. Росту инвестиций препятствуют не только экономические показатели, но и нарастающая неопределенность в экономическом развитии России, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе»

Российский бизнес переживает ценностный конфликт

Модернизация в России часто трактуется формально – как технологическое обновление и улучшение экономических показателей. Между тем, это, прежде всего, трансформация менталитета, ведущая к иному пониманию бизнеса. Модернизационные изменения невозможны вне современных ценностей, которые в России еще предстоит сформировать, уверена Наталья Соболева*