• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для 40% россиян стимулов выходить на пенсию позже нет 

Правительство направило президенту Стратегию развития пенсионной системы до 2030 года. Основные предложения разработчика – Минтруда – заключаются в уменьшении накопительной части пенсии и увеличении стажа работы, необходимого для получения полной пенсии. Татьяна Малева в увеличении стажа видит завуалированный рост пенсионного возраста. Татьяна Омельчук опасается резкого падения отчислений в пенсионную систему

Предлагается проводиться пенсионную реформу в три этапа. На первом, в 2013-2015 годы, правительство предлагает временно сократить обязательную накопительную часть пенсии с 6% до 2%, что позволит уменьшить дефицит бюджета ПФР. При этом эффект сокращения накопительной части дополнительно усилен «правом выбора»: накопительная часть перестает быть обязательной,  можно будет по желанию работника направить весь накопительный компонент в солидарную систему.

Одновременно предложено повысить тариф для вредных производств, с которых уходят на пенсию досрочно; для самозанятого населения (сейчас они платят меньшую ставку пенсионных отчислений, чем работодатели на обычных предприятиях); увеличить средний расчетный период выплаты пенсии («период дожития») с 19 до 21 года (что означает, что средний расчетный размер пенсий снижается примерно на 5%).

В 2016-2020 годах правительство намерено стимулировать работников, оставшихся в системе обязательного накопительного страхования, самостоятельно отчислять дополнительные 2% от зарплаты в накопительную часть пенсии.

На третьем этапе, который закончится в 2030 году, предполагается расширить охват населения корпоративным пенсионным страхованием. Предполагается, что коэффициент замещения составит в 2030 году 40%, но для получения полноценной пенсии работнику необходимо будет иметь 40 лет трудового стажа.

Комментирует Директор Института гуманитарного развития мегаполиса Татьяна Малева:

Татьяна Малева- Направленный президенту вариант пенсионной реформы открывает завесу тайны над всем происходящим. Теперь уже понятно, что так называемый «пенсионный маневр» – ни что иное как желание завуалировано поднять пенсионный возраст. Ведь если начинать работу в 20-25 лет, то при новом требовании право на пенсию наступит не ранее 60-65 лет.

Сама идея правильная. Без повышения пенсионного возраста любая пенсионная реформа обречена на провал. Однако реализация этой идеи в ее нынешнем виде может не привести к желаемым результатам. Мы только начали просчитывать все возможные варианты развития событий, но уже сейчас можем сказать, что 40% россиян уйти позже на пенсию не захотят. Потому что разницы в их материальном достатке не будет. Никаких стимулов для того, чтобы «задержаться» на работе после шестидесяти для них Минтруд не придумал.

Речь идет о малообеспеченных и, наоборот, высокооплачиваемых гражданах. Для первых нет никакой разницы – получать низкую пенсию или низкую зарплату. При этом в отдельных случаях и в отдельных регионах пенсия для них может оказаться весьма неплохой – с учетом разного рода надбавок. Для тех же, чья зарплата близка к 100 тысячам рублей в месяц – т.е. для обеспеченных граждан – «повышенная» пенсия не представляет интереса, поскольку имеет существенные ограничения и в лучшем случае будет составлять не 40% от зарплаты, а 15%-20%. Такие люди также не будут мотивированы формулой Минтруда, и будут принимать решение о пенсии исходя из своих собственных интересов.

Что же касается среднего класса, то для них новации чиновников могут представлять некоторый интерес, но их тоже надо искусно адаптировать и настроить под каждую группу населения.

Одна из стратегических задач – создание стимулов для формализации рабочих мест и снижение налоговой нагрузки на бизнес. Тогда и заинтересованность в повышенной пенсии у работников возрастет, и работать они захотят дольше без принуждения. Пути ее решения включают повышение требований к минимальному стажу (одномоментно до 10 лет, потом постепенно до 20 лет, в перспективе возможно увеличение до 30-40 лет), введение минимального фиксированного платежа для самозанятых, перенос части взносов на работника, изменение тарифов взносов в пенсионную систему (до 22/20%).

Уменьшение отчислений в накопительную часть с 6% до 2% приведет к высокой доле издержек на ведение индивидуальных накопительных счетов и к низким размерам  выплат, уверена ведущий научный сотрудник Центра стратегических разработок Татьяна Омельчук:

Татьяна Омельчук- Система пенсионных накоплений в России будет сворачиваться. Хотя плюсов у нее масса. К примеру, в случае смерти работника до начала получения выплат, средства накопительной части наследуются. Кроме того, выплаты накопительной части пенсии напрямую зависит от размера сделанных отчислений, государство не сможет их ограничить или перераспределить в отличие от средств, поступающих на страховую часть пенсии.

Опыт показывает, что добровольные платежи всегда значительно меньше обязательных. Если  на втором этапе, как планируется, можно будет  платить дополнительно 2% с зарплаты в накопительную часть пенсии, то по нашим расчетам суммарные отчисления на накопительный компонент сократятся в девять раз по сравнению с существующими.

Россияне, которые выйдут из накопительной системы и останутся только в солидарной, никогда не будут знать размер своей будущей пенсии или уже заработанной к определенному году. Дело в том, что каждый год вручную будут меняться коэффициенты для расчета пенсии аналогично формуле расчета пенсий, существовавшей до 2002 года.

В стратегии заложено увеличение обязательного тарифа отчислений для самозанятого населения в два-три раза. Число самозанятых россиян составляет примерно 12 млн человек. Но взносы платят всего 2,9 млн человек. В результате предложенной реформы значительная часть и этих плательщиков  уйдет в тень.

Одновременно снизить дефицит пенсионной системы и повысить размеры пенсий можно только при постепенном повышении пенсионного возраста. При отказе от повышения пенсионного возраста размеры пенсий при любых мерах экономии будут снижаться. Альтернатива – этому повышение тарифа отчислений в пенсионную систему.

Мария Денисова,

Мария Селиванова

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 1 октября, 2012 г.