• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый КГБ №26

Сводный опережающий индекс снижается последние три месяца; все индикаторы готовности российской экономики к кризису сейчас хуже, чем летом 2008 года; Основные направления бюджетной политики указывают на приоритет силовых расходов, наука и инвестиции попадают "под нож" - темы из регулярного обзора "Новый Кризис, Государство, Бизнес" от Центра развития НИУ ВШЭ

Опережающий индекс падает

В июне 2012 г. Сводный опережающий индекс (СОИ) снизился до -0,9% г/г. Период «нулевого роста», похоже, закончился, и в последние три месяца обозначилась явная понижательная тенденция СОИ.

 

Наиболее существенным негативным фактором осталась стагнация внутреннего спроса на промышленную продукцию. Важную роль сыграло также снижение нефтяных цен и цен на российские акции. Уровень краткосрочных процентных ставок по-прежнему превышает уровень прошлого года примерно на 2 процентных пункта, что указывает на повышенный «фоновый» уровень рисков в российской экономике.

 

Динамика сводных циклических индексов (прирост за год), в %

Источник: Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ

 

Среди позитивных факторов для СОИ можно назвать два. Во-первых, это динамика денежного агрегата М2, который в этом году растет устойчиво более высокими темпами, чем в прошлом; во-вторых, это динамика реального эффективного курса рубля, который в мае-июне заметно изменился под влиянием почти 12%-ной девальвации рубля относительно доллара. Есть, однако, большие сомнения в том, что такой девальвации будет достаточно для того, чтобы подстегнуть слабеющий спрос на отечественную продукцию. Поэтому ближайшие перспективы российской экономики представляются отнюдь не радужными.

 

Сергей Смирнов

 

Индикаторы «готовности» российской экономики к кризису

* По данным за январь-март

** Отношение прироста кредитов к объёму товарооборота за предшествующие 12 месяцев

*** Среднемесячный прирост за март-май (сезонность устранена)

*** Долг на конец периода относительно ВВП за предшествующие 4 квартала; по состоянию на март

***** По состоянию на март

Источник: Росстат, Минфин, Банк России, Cbonds, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

  

Поствыборная бюджетная политика

 

В середине июля были опубликованы Основные направления бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов (ОНБП). Документ предполагает общее сокращение расходов бюджетной системы и федерального бюджета относительно ВВП при увеличении расходов по приоритетным направлениям и ограничении или сокращении остальных расходов. При этом фактическими приоритетами являются оборона и безопасность.

 

 

Ряд целей бюджетной политики на 2013-2015 гг., представленных в ОНБП, носят глобальный характер. Например, в качестве таковых фигурируют «разработка бюджетной стратегии на период до 2030 года», «определение параметров развития пенсионной системы», «совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации». Однако, судя по остроте дискуссии, развернувшейся вокруг ОНБП в течение последних двух недель, ряд концептуальных вопросов, без которых определение стратегии невозможно, еще не решен.

 

 

В первую очередь это касается пенсионной системы. В документе сказано, что при определении параметров развития пенсионной системы необходимо обеспечить ее сбалансированность, долгосрочную устойчивость и прозрачность. Отсюда следует, что никаких конкретных обязательств по конфигурации пенсионной системы пока не существует, и ничто не препятствует ее радикальному реформированию в любом направлении.

 

 

Важнейшим вопросом является определение источников средств для финансирования расходных приоритетов, заданных в Указах Президента России от 7 мая текущего года. Согласно ОНБП, они не должны создавать угрозу бюджетной устойчивости. Поэтому от неприоритетных расходов следует отказаться. Это и есть поствыборная бюджетная политика.

 

Структура расходов федерального бюджета

Источник: ОНБП, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

 

Из данных таблицы, в которой бюджетные расходы сгруппированы по важнейшим направлениям, следует, что структура расходов федерального бюджета в ближайшие три года существенно меняется. Доля расходов на силовой блок (оборона и безопасность) в общем объеме расходов увеличивается с 29% до 35%, растет доля расходов на обслуживание долга с 3% до 4,5%. Доля всех остальных групп расходов снижается. Судя по сообщениям СМИ, Правительство считает возможным перераспределение части средств государственной программы вооружений, запланированных на 2013-2015 гг., на более поздние сроки. Однако масштабы перераспределения, о которых идет речь (около 700 млрд руб. за три года), явно недостаточны для финансирования заявленной приоритетов по другим направлениям.

 

В расчетах на 2013-2015 годы заложено резкое сокращение расходов федерального бюджета на образование и здравоохранение. Авторы ОНБП успокаивают читателя тем, что расходы на образование и здравоохранение бюджетной системы в целом растут, их доля в общем объеме расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов остается неизменной. Посмотрим, за счет чего это достигается. В соответствии с ОНБП, расходы консолидированных региональных бюджетов на здравоохранение, без учета платежей на ОМС неработающего населения, должны за 2013-2015 годы вырасти на 39%, а с учетом этих платежей - на 49% (!). Расходы этих же многострадальных региональных бюджетов на образование за этот период должны вырасти на 40,5%. При этом расходы консолидированных бюджетов регионов в целом за ближайшие три года должны увеличиться всего на 26%. Могут ли регионы справиться с возложенными на них задачами без дополнительных источников доходов? В принципе да, за счет сокращения других видов расходов.

 

Посмотрим на представленные в ОНБП плановые данные по межбюджетным трансфертам. Общий объем этих трансфертов сокращается за 2013-2015 годы на 15%. При этом сокращаются в основном субсидии – практически на 50%. Отметим, что субсидии региональным бюджетам в значительной мере связаны с инвестиционными программами, финансируемых регионами на паях с федеральным центром. В общем, проясняется важный бюджетный маневр, заложенный в ОНБП – увеличение расходов региональных бюджетов на здравоохранение и образование при сокращении региональных инвестиций (кстати, в соответствии с ОНБП сокращаются расходы регионов даже на «приоритетное» дорожное строительство). Одновременно сокращаются и инвестиции из федерального бюджета (расходы по разделу «Национальная экономика» уменьшаются на 7%), а также расходы на науку гражданского назначения. В общем, ради финансирования приоритетных расходов, при сокращении общего объёма расходов, приходится жертвовать расходами на инвестиции и науку. Можно предположить, что эффективность бюджетных расходов при таких структурных изменениях не возрастет.

 

Андрей Чернявский

 

Полный текст обзора "Новый Кризис, Государство, Бизнес", 14 - 27 июля 2012 г. 

 

31 июля, 2012 г.