• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Медленно, но верно

Мировой экономике скорее всего не угрожает новый серьезный кризис, но перспективы роста остаются очень умеренными. Накануне выхода нового бюллетеня Международного Валютного фонда «Перспективы развития мировой экономики» эксперты МВФ представили в Высшей школе экономике краткий обзор основных его положений

Положение в мировой экономике выглядит достаточно стабильным в краткосрочной перспективе, и совсем наоборот – в среднесрочной, рассказали на встрече в ВШЭ эксперты МВФ экономисты Исследовательского департамента Международного валютного фонда Джон Кристофер Блюдорн (John Christopher Bluedorn ) и Дуттагупта Рупа  (Duttagupta Rupa).

Смена правительств в «проблемных странах», принятие «бюджетных пактов» успокоили инвесторов и породили опередленный оптимизм. Хотя и сдержанный, поскольку говорить о сколько-нибудь стабильном будущем в долгосрочной перспективе невозможно. Развитые страны сталкиваются с двумя факторами, тормозящими рост: необходимостью бюджетной консолидации и сокращением доли заемных средств в банках. По оценкам МВФ первый фактор «отнимет» у развитых экономик до 1 п.п. прироста ВВП. А сокращение доли заемных средств в банках затронет главным образом страны Европы, что приведет к ограничению предложения кредита. Это будет «стоить» странам зоны евро еще 1 п.п. ВВП.

Не стоит ждать быстрого роста и развивающимся странам, ведь медленное воостановление в развитом мире будет сдерживать рост экспорта. Кроме того, негативно будут влиять на страны с формирующейся экономикой и финансовая неопределенность в сочетании с резкими изменениями склонности к риску, что вызывет изменчивость потоков капитала. Однако именно у развивающихся странах в большинстве своем остаются возможности для проведения политики умеренного роста, считают в МВФ.

Темпы мирового роста, по прогнозу, снизятся с примерно 4% в 2011 г. до примерно 3,5% в 2012 г. из-за слабой активности во второй половине 2011 г. и первой половине 2012 г. В зоне евро эксперты МВФ все еще прогнозируют наступление умеренной рецессии в 2012 г. из-за кризиса суверенной задолженности и общей утраты доверия. В итоге, ВВП стран еврозоны вырастет в лучшем случае на 1,5% в 2012 г. и 2% в 2013 г. Прогноз для развивающихся стран выглядит гораздо более оптимистичным в сравнении с еврозоной, но хуже, чем годом раньше. Так, если в 2011 г. средний рост ВВП по развивающимся странам составил 6,2%, то в 2012 г. – 5,7%, но затем рост ускорится до 6% в 2013 г.

Важно, что в мире сохраняется серьезная геополитическая неопределенность, что может вызвать резкий рост цен на нефть. По оценкам экспертов МВФ, повышение цен на этот энергоноситель на 50% может привести к сокращению мирового объема производства на 1,25%. Однако возможное повышение цен на нефть не должно успокаивать российское правительство, поскольку слабый рост основных экономик будет толкать цены на энергоносители в обратном направлении.

Рост цен на нефть 8-9 долл. за баррель – это 1,2% российского ВВП ежегодно, отметил директор по макроэкономическим исследованиям НИУ-ВШЭ Сергей Алексашенко. Только лишь в том случае, если мировая экономика будет преподносить России такой подарок, страна сможет выполнить все обязательства и поддержать бюджетную стабильность. В противном случае Россию ожидает изменение бюджетной политики. Российскому правительству не стоит закладывать в прогнозы постоянно растущие цены на нефть, уверен Алексашенко.

Без сомнения, именно ситуация в еврозоне остается главным фактором риска для всей мировой экономики, отмечают в МВФ. Приоритетами для этой части света остаются коренная реформа финансового сектора; дальнейшее продвижение в бюджетной консолидации, включая масштабную реформу программ социальных пособий; структурные реформы для увеличения потенциального объема производства. Критическое значение имеют реформы расходов, связанных со старением населения, поскольку они позволяют намного сократить расходы в будущем без существенного ущерба для сегодняшнего спроса. Такие меры могут продемонстрировать способность директивных органов к решительным действиям и тем самым помочь восстановить уверенность рынков в устойчивости государственных финансов. Это, в свою очередь, может расширить возможности для проведения налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, способствуя оздоровлению финансового сектора и укреплению спроса без угрозы инфляционного финансирования государственного дефицита.

 

Анастасия Астахова

 

3 мая, 2012 г.