• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги срока

Экономический клуб ФБК свое очередное заседание посвятил теме «Экономические итоги Медведевской эпохи: мечты и звуки». Эксперты подвели экономические итоги последнего четырехлетия: Россия входит в новый шестилетний политический цикл с ностальгирующей экономикой, разваливающейся армией и исчезающим интеллектом

Меньше чем через месяц Дмитрий Медведев перестанет быть президентом России. Удалось ли ему сделать что-то значимое для страны? Ответить на этот вопрос и подвести итоги последних 4-х лет, когда хотя бы с формальной точки зрения, основные решения в стране принимал не Путин, а Медведев, попытались эксперты ФБК и приглашенные экономисты и бывшие чиновники.

Собравшиеся выяснили, что похвастаться Медведеву особенно нечем: скромный экономический рост, экономика по-прежнему завязана на сырье, а любимое слово президента — «инновации» — оказалось всего лишь словом. Политические институты страны не вызывают доверия ни у российских инвесторов (они предпочитают офшоры), ни у иностранных.

Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев привел расчеты по динамике основных макроэкономических показателей за время президентства Дмитрия Медведева. По главному показателю, ВВП, Россия за это время показала прирост в 5,5%, что, по словам эксперта, «в сравнении с другими странами можно оценить как более чем скромный результат». Также И. Николаев отметил, что по большинству общепризнанных мировых рейтингов позиции России ухудшились. В частности, по Индексу конкурентоспособности страна опустилась 66 место в рейтинге 2011-2012 гг. по сравнению с 51 местом в 2008-2009 гг. «Крупнейшим достижением можно считать принятое после 18-летнего переговорного процесса решение о вступлении России в ВТО», — заметил И.Николаев. Вместе с тем он считает, что решение таких задач, как борьба с коррупцией, создание в Москве мирового финансового центра и оптимизации параметров госсектора, можно оценить как неудовлетворительное.

Безусловных достижений у власти три:
  • завершение казавшегося бесконечным вступления в ВТО;
  • замедление инфляции в 2011 году до исторического минимума в 6,1%;
  • ускоренная индексация пенсий - их средний размер вырос в 2,5 раза. Последнее, впрочем, к Медведеву имеет опосредованное отношение - сторонником увеличения соцрасходов всегда был Владимир Путин.

Медведеву выпало нелегкое время — на мир обрушился экономический кризис. Но и справляться с ним пришлось всем, а не только России.

За 2008-2011 гг. экономика выросла на 5,5%, это худший результат среди стран БРИКС, констатирует ФБК. Экономика Китая за это же время увеличилась на 44,2%, Индии — на 34,1%, Бразилии — на 15,6%, ЮАР — на 8%.

Среди стран СНГ Россия оказалась на 9 месте, хуже дела шли только у Армении и Украины — ВВП этих стран за последние 4 года сократился. Лидируют Туркменистан и Узбекистан - экономика первого выросла наполовину, второго — больше чем на треть.

Россия проиграла "гонку ВВП" последних 4 лет (рост в %)

 Источник: Интерфакс

Сравнительная страновая оценка однозначно говорит о том, что итоги президентства Медведева (и премьерства Путина) выглядят скромными. Россия сдала свои позиции во многих мировых рейтингах, оценивающих состояние конкуренции в стране и условия для ведения бизнеса.

Не слишком удачно Медведев справился и с задачами, которые себе и правительству сам ставил в ежегодных посланиях:
  • Борьба с коррупцией. Цели не достигнуты. Инициатив было достаточно (например, знаменитая декларационная компания - чиновников и членов их семей обязали декларировать доходы), но они так и не превратились в действенную систему борьбы с коррупцией. Не была определена даже стратегия этой борьбы.
  • Создание в России одного из ведущих мировых финансовых центров. Москва только за последний год опустилась в международном рейтинге МФЦ с 61 на 65 место.
  • Модернизация и технологическое обновление. Значимые результаты отсутствуют, что подтверждается, в том числе, хроническими неудачами в космической отрасли.
  • До 2012 года выйти на оптимальные параметры госсекотора в экономике. К апрелю 2012 года масштабная приватизация предприятий госсектора так и не началась.
  • Увеличение инвестиций в инфраструктуру. Согласно утвержденному трехлетнему бюджету доля расходов по разделу "Национальная экономика" должна сократиться с 16,2% до 11,3%. Таким образом, даже при росте абсолютных показателей по объему инвестиций в инфраструктуру, они по-прежнему не являются для государства приоритетом.

Но окончательную объективную оценку этому периоду можно будет только через несколько лет, когда станет ясно, насколько правильными были действия власти в кризис, которыми она так гордится сейчас. Отказ от реформ и наращивание социальных обязательств, возможно, еще не раз припомнят тандему, считают аналитики ФБК.

Мнения приглашенных экспертов:

Сергей Дубинин, председатель наблюдательного совета ВТБ, бывший председатель ЦБ:

Не решена проблема конкурентоспособности, не решена проблема роста производительности труда. Мы держимся на уровне 1/3 от американских показателей, на XXIV съезде КПСС о том, что нам в три раза нужно повысить производительность труда, говорил Брежнев (в 1971 году). И сегодня мы имеем ровно те же показатели.

Перед нами стоит проблема эффективности и конкурентоспособности. Экономика открыта, но что, собственно, представляет сегодня наше конкурентное преимущество, кроме природных ресурсов? Ответ на этот вопрос не найден, в этом проблема модернизации.

Правильно, нам нужно наращивать (государственные) инвестиции в стране. Но как только дело доходит до конкретики, что вкладывать, как действовать, начинается такая разноголосица, повторение общих лозунгов без конкретных мер, которые бы четко складывались в программу. Как это сочетать с принятыми обязательствами по государственным и военным расходам — непонятно.

Другой вариант: привлечение (частных) инвестиций, причем и российских, и иностранных. Но политические институты не вызывают доверия инвесторов. Самым ярким примером является то, что крупнейший зарубежный инвестор — это Кипр. Если возьмем "белые" офшоры, то большинство наших крупных компаний имеют там головные холдинги. Отсутствие доверия системе хозяйства стало политической проблемой, и решать ее надо через политические решения. Не разогнать, запретить и "наехать" на всю эту систему, а сделать ее транспарентной, стимулировать добровольное "обеление". Нужно пробовать оптимизировать таким образом активность российских инвесторов, а за ними придут и иностранные.

Первое, что нужно сделать для привлечения инвестиций - обеспечить юридическую, социальную и политическую гарантию частной собственности в нашей стране. Я бы предложил провести "новую приватизацию" в форме зачислений на счет пенсионного фонда, создать специальное депозитарное обслуживания и раздать 25% акций всех государственных компаний, чтобы люди почувствовали, что они владеют в экономике финансовым инструментами. По-видимому, это не должно быть сразу выброшено на рынок, чтобы не случилось то, что происходило с ваучерами.

Олег Буклемишев, главный аналитик "МК-Аналитика", работал в Минфине, аппарате правительства:

Эти 105,5% ВВП [роста] включают в себя и мост на острове Русский, и плитку, уложенную в городе Москве тройным слоем, и асфальт, положенный на снег в городе Сочи. Индекс ВВП — это довольно плохой индикатор того, что на самом деле происходит в экономике.

В январе 2012 на заседании "Стратегии-2020" Медведев заявил: "Экономическая политика должна быть сбалансированной, выверенной, рассчитанной на долгосрочные перспективы". Сейчас начинается это шапкозакидательство, чуть более уверенное, чем 4 года назад.

Проанализируем приоритеты с Красноярского форума [весны 2008 года], медведевские "4 И", которые потом стали "5 И": инфраструктура, инвестиции, инновации, институты и интеллект.

Инфраструктура: где-то рост есть. Но протяженность дорог с неровным покрытием не снижается, продолжают падать самолеты — Россия чуть ли не чемпион по происшествиям на авиатранспорте.

Инвестиции: по ним мы до сих пор не превзошли показатели середины 2008 года, не происходит роста инвестиций из-за институтов. Стал ли у нас лучше суд за последние 4 года, стали ли у нас лучше правоохранительные органы?

Еще пример: инициатива 2011 о выведении из состава советов директоров госслужащих, эта задача была решена. Кто заменил министров и замминистров? Начальники департамента, ветераны спецслужб, в каких-то случаях, по-моему, даже не только российских и — неизвестные люди, о которых даже сказать ничего не возможно.

Шумно вбрасывались решения в общественное пространство, обсуждались, хвалились, и потом формально реализовывались, но, если посмотреть назад, оборачивались "пшиком". Это типичная ситуация для медведевского периода.

Про инновации мне даже говорить не хочется. Я, честно говоря, не вижу позитивных признаков. Если даже брать великий наукоград Сколково, я цитирую руководителя одного из министерств: "Даже если не получится, то это хороший девелоперский проект". Если еще вспомнить, у кого выкупалась земля, то да, девелоперский проект кажется небезвыгодным для определенных лиц.

Интеллект: МГУ впервые не вошел в число 200 ведущих ВУЗов мира, и вообще там нет наших вузов. Реакция правительства проста: это неправильный рейтинг, давайте составим свой, правильный, и наконец всем все станет ясно. Отсюда идут стрелочки куда угодно: в инновации, инвестиции, инфраструктуру.

К сожалению, никаких экономических проблем перед правительством Медведева не стоит. Не существует сейчас триггеров, плеток, стимулов, которые заставили бы работать с теми долгосрочными проблемами, которыми озабочено наше экспертное и гражданское сообщество. Все кричат, на собраниях и митингах, но нас не слышно. Будет проблема развала этой системы, которую они построили, деконструкция пирамидки, которая, как выяснилось, не работает.

Когда через много лет будут анализировать деятельность наших руководителей, их будут в основном подвергать критике и проклинать не за то, что они сделали, а за то, что они не сделали. Они не воспользовались полутора с лишним триллионами нефтяными, беспрецедентной конъюнктурой в смысле климата международных отношений. Россия входит в новую путинскую шестилетку с ностальгирующей экономикой, разваливающейся армией и исчезающим интеллектом.

Наталья Акиндинова, исполнительный директор "Центр развития" ВШЭ:

Внешние поступления, к которым имели доступ наши предприятия, к госкредитам, которые формируются из займов банков - сейчас этот источник в значительной мере иссяк, предприятия ориентируются на сотрудничество с государством. Выросла во время кризиса доля субсидий предприятиям, и сейчас она не спешит сокращаться. Принято решение по увеличению масштаба закупок оборонного характера.

И результатом увеличения этой зависимости является не только перераспределение средств, но и институциональные последствия. Это ведет к большей концентрации и к тому, что общая эффективность экономики в госсекторе совершенно неудовлетворительна.

Перед правительством встанет проблема эффективной рабочей силы и при этом необходимость каким-то образом увеличивать эффективность и производительность труда. В какой-то момент оказывается, что спрос на рабочую силу удовлетворяется все более худшими предложениями. Зачастую просто мы сталкиваемся с замещением нашей отечественной рабочей силы импортной.

Впервые за последние десятилетие опрос Левада-центра показал, что больше людей стало оценивать уровень коррупции как чрезмерный и предъявлять больше претензий к государству.

Таким образом, если либеральный президент Медведев не повлиял на реальные процессы, он повлиял на ожидания. Они сформированы, но не совпали с реальностью. И для удовлетворения ожиданий разработана Стратегия-2020.

Никита Масленников, советник Института современного развития:

Мы попали в ловушку средних доходов, трещину: с одной стороны на нас будут давить развитые экономики, особенно если произойдет в 2017 году начало новой технологической волны. С другой стороны поджимают страны развивающиеся, за счет низкой стоимости труда. Мы уже неконкурентоспособны, в следующие годы, мы извините, издержки трудовые даже тянуть уже не сможем.

Один из пунктов повестки на ближайшие 6 лет: каким образом придумать механизм возврата сырьевой ренты в добывающие сектора, чтобы поддержать их на плаву. Все начинается оттуда, от скважин.

Инновационный сценарий: в среднем 4,3 и 4,4% роста ВВП до 2030 года. Это не те темпы, чтобы решить задачи модернизационной повестки, которые были щедро наставлены Медведевым за четыре года. По оценкам правительства, для того чтобы более-менее вписаться в уже заявленные и принятые на себя долгосрочные социальные мандаты, надо не менее 5-5,5% роста ВВП в год, то есть опережающий рост в 1,5 раза по сравнению со всей глобальной экономикой. Если она "припадет", то мы в свои 4% впишемся, но это все условно. Для этого нам нужны годовые темпы роста производительности труда не менее 10-12%, а по инвестициям в реальном выражении - около 20%, чтобы выйти на 30% по норме накопления. Но этого пока не получается. Экономика оказалась там, где она оказалась, со всеми своими прелестями в виде отвратительного, резко континентального инвестиционного климата, перегрузкой структурный проблем, огромным госучастием.

Мы уперлись в развилку - вот итог президентства Медведева. Ощущение этой развилки быстрее доходит до общества, чем до правительства.

На самом деле модернизационная повестка заявлена в "условном" выражении: слова есть, а технологий нет. Это вызов. Мы можем через несколько месяцев оказаться в ситуации 1991 года. Надо делать реформы, а как, почему и кто - не очень понятно.

Международный финансовый центр — это синоним развитой финансовой системы. Не просто взяли и построили здание на рубеже Рублевского и Архангельского — нам систему нужно переделывать, перестраивать, перезагружать. Она тянет всю экономику назад. 

Интерфакс-Finmarket.ru , ФБК 

19 апреля, 2012 г.