• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Саммит БРИКС — контроль исполнения

Исследовательская группа БРИКС накануне саммита БРИКС в Нью-Дели (29 марта 2012 г.), опубликовала Доклад об исполнении странами БРИКС обязательств, принятых на предыдущем саммите, который проходил 14 апреля 2011 года в Санье, Китай. Это первый подобный анализ по саммитам группы БРИКС

Институт международных организаций и международного сотрудничества ВШЭ совместно с Университетом Торонто (Исследовательская группа БРИКС) периодически отслеживает, насколько строго выполняются решения саммитов тех или иных групп стран. Он уже подверг анализу исполнительскую дисциплину "большой восьмерки", "большой двадцатки". Дошла очередь и до саммита БРИКС.

В докладе группы рассматривается исполнение странами БРИКС пяти приоритетных обязательств, отобранных из 38 обязательств, принятых на саммите в Санье 14 апреля 2011 года. В докладе учитываются действия стран БРИКС, направленные на исполнение принятых обязательств, предпринятые в период с 15 апреля 2011 года по 12 марта 2012 года, то есть в период между саммитом в Санье и саммитом в Нью-Дели, проходящим в Индии 29 марта 2012 года.

Методология и система оценки

В анализе использована методология, разработанная Исследовательской группой «Группы восьми», осуществляющей ежегодный мониторинг исполнения обязательств «восьмерки» с 1996 года. Эта же методология используется с 2008 года и для мониторинга исполнения обязательств «Группы двадцати». Использование общей проверенной временем методологии обеспечивает последовательность измерений и оценок по институтам, странам и сферам, и таким образом совместимость и сопоставимость результатов по «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС. Таким образом, полученные данные можно использовать для сравнительного анализа эффективности этих институтов.

В методологии применяется трехбалльная шкала оценки, от -1 до +1. Оценка +1 свидетельствует о полном исполнении принятого обязательства. Оценка -1 означает, что стране не удалось выполнить принятое обязательство. 0 означает частичное исполнение или незавершенное исполнение обязательства, как, например, в случае, если работа по исполнению обязательства началась, но не была завершена, что не позволяет судить о ее результатах. Каждая оцениваемая страна получает оценку (-1, 0 или +1) по каждому обязательству. Для удобства восприятия, оценки, выраженные в баллах, переведены в проценты таким образом, что оценка -1 равна 0%, а +1 равна 100%.

На саммите в Санье страны БРИКС приняли 38 обязательств. Эти обязательства выделены Исследовательской группой БРИКС из официальной Декларации, принятой по итогам встречи лидеров БРИКС в Санье. Они распределены по 16 различным сферам, от изменения климата до терроризма.

Отбор обязательств

Несмотря на то, что на саммите в Санье страны БРИКС приняли 38 обязательств, исследовательская группа БРИКС отобрала для оценки исполнения 5 приоритетных обязательств (см. Таблицу 1). Для каждого периода мониторинга (период между саммитами) исследовательская группа отбирает обязательства, отражающие широту повестки дня БРИКС и приоритеты председательства. В то же время обязательства отбираются таким образом, чтобы сохранялась возможность сравнения результатов исследования с результатами предыдущих и будущих саммитов. Отбор обязательств также отражает их распределение по сферам и долю обязательств в каждой из этих сфер. Первичным критерием отбора является всесторонний характер и важность обязательства с точки зрения повестки дня саммита, БРИКС и всего мирового сообщества в целом, равно как и индивидуальных, и коллективных обещаний. Отобранные обязательства должны также соответствовать вторичным критериям, таким как измеримость и возможность исполнения в течение года. Третичные критерии включают важность с точки зрения исследователей и заинтересованных сторон в принимающей саммит стране.

Таблица 1: Обязательства саммита в Санье, отобранные для оценки исполнения

Приоритетная сфера

Отобранные обязательства.

Реформа международной финансовой системы

[13] Отмечая, что международный финансовый кризис выявил несовершенства и недостатки существующей международной валютно-финансовой системы, мы поддерживаем реформу и совершенствование международной валютной системы, в которой представительная система международных резервных валют будет обеспечивать стабильность и предсказуемость.

Финансы: рынки сырья

[14] Мы поддерживаем усилия международного сообщества по укреплению сотрудничества в целях обеспечения стабильности и уверенного развития как физических рынков за счет уменьшения действия искажающих факторов, так и дальнейшего регулирования финансовых рынков.

Изменение климата: Канкунские договоренности

[17] Мы поддерживаем Канкунские договоренности.

Содействие развитию: НЕПАД

[28] Мы поддерживаем развитие инфраструктуры в Африке и ее индустриализацию в рамках Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД).

Торговля: торговое сотрудничество

[30] [Мы договорились и далее расширять и углублять] торговое [сотрудничество между нашими странами].

 

Оценка исполнения

Оценка базируется на находящейся в открытом доступе информации о действиях по исполнению обязательств, предпринятых с 15 апреля 2011 до 12 марта 2012 года. Оценки исполнения по обязательствам и странам приведены в Таблице 2.

За период с 15 апреля 2011 по 12 марта 2012 года средняя оценка исполнения обязательств странами БРИКС составила +0.48, то есть 74%.

Таблица 2. Оценки исполнения обязательств саммита в Санье

Обязательство

БРА

РФ

ИНД

КИТ

ЮАР

Средняя оценка, балл

Средняя оценка, %

1

Реформа международной финансовой системы [13]

0

0

+1

+1

-1

+0.2

60

2

Финансы: рынки сырья [14]

+1

0

+1

0

0

+0.4

70

3

Изменение климата: Канкунские договоренности [17]

+1

+1

+1

0

+1

+0.8

90

4

Развитие: НЕПАД [28]

+1

0

+1

+1

0

+0.6

80

5

Торговля: торговое сотрудничество [30]

0

0

+1

+1

0

+0.4

70

Средняя оценка, балл

+0.6

+0.2

+1

+0.6

0

0.48

 

Средняя оценка, %

80

60

100

80

50

 

74

 

Поскольку это первый доклад по исполнению обязательств странами БРИКС, данные по динамике исполнения обязательств, начиная с первого саммита в 2009 году отсутствуют. Анализ показывает, что число обязательств, принимаемых лидерами стран БРИКС на саммитах постоянно росло. В 2009 году в совместном заявлении лидеров зафиксировано 15 обязательств (при этом 5 из них – в сфере энергетики) и 3 обязательства, направленные на реализацию мер по преодолению продовольственного кризиса и создание в средне и долгосрочной перспективе условий для развития сельского хозяйства, сформулированы в Заявлении по глобальной продовольственной безопасности. На саммите в Бразилиа главы государств БРИКС приняли 31 обязательство. Повестка дня существенно расширилась, 9 обязательств было принято по энергетике, 6 — в области финансов, 4 — по содействию развитию и по 2 в сфере торговли и макроэкономического сотрудничества.

В 2011 году количество согласованных лидерами обязательств составило 38. Изменился баланс обязательств по приоритетам. Большая часть обязательств (6) была принята в сфере защиты окружающей среды и адаптации экономики к климатическим изменениям. Усилилась координация по обеспечению устойчивого и сбалансированного роста (5 обязательств), расширению торговли (5), содействию развитию (4), взаимодействию в социальной и экономической сфере (4), включая вопросы социальной защиты, обеспечения граждан достойными рабочими местами, решения проблем молодежи и общественного здравоохранения.

Среднее количество обязательств за период составило 28, что значительно ниже, чем среднее за почти такой же период с 2008 по 2011 год в «Группе двадцати» (124). «Плотность», то есть отношение количества принятых обязательств к количеству символов в документах саммитов, у БРИКС также ниже (17), чем у «двадцатки» (22). Однако наблюдается тенденция к ее повышению, что может рассматриваться как свидетельство постепенной институционализации БРИКС, повышения качества диалога и способности к согласованию решений по расширяющемуся числу вопросов.

Средняя оценка исполнения странами БРИКС обязательств саммита «Группы двадцати» в Сеуле 2011 года была ниже, чем оценка по обязательствам саммита в Санье. Однако оценка +0,42 (71%) представляет значительное улучшение результата по сравнению с оценкой +0,07 (54%) на саммите в Торонто, +0,03 (52%) на саммите в Питтсбурге и +0,04 (52%) на саммите в Лондоне. Такой восходящий тренд по исполнению странами БРИКС обязательств «двадцатки» позволяет предположить, что аналогичная тенденция характерна для саммитов БРИКС. Будущие исследования позволят проверить верность этого предположения.

Уровень исполнения по странам

Индия, которая принимает саммит БРИКС в 2012 году, занимает первое место по исполнению обязательств саммита в Санье, получив оценку +1 (100%). За ней следуют Бразилия и Китай, получившие оценку +0,6 (80%). Далее следует Россия с оценкой +0,2 (60%). Низшую оценку 0 (50%) получила Южно-Африканская Республика, присоединившаяся к БРИК на саммите в Санье. Эта тенденция подтверждает аналогичные наблюдения, сделанные относительно саммитов «Группы восьми» и «Группы двадцати». Лучшие результаты показывает страна, принимавшая саммит, исполнение обязательств которого оценивается, и страна, принимающая предстоящий саммит.

Уровень исполнения по обязательствам

В целом исполнение всех обязательств было достаточно высоким. Оценки по ним распределены в интервале от 0 до +1.

Наиболее успешно было исполнено обязательство по Канкунским договоренностям, средняя оценка по нему составила +0,8 (90%). Наиболее низкая средняя оценка была зафиксирована по обязательству, касающемуся реформы международной финансовой системы +0,2 (60%).

 

28 марта, 2012 г.