• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гайдаровский форум: социальная политика для среднего класса

Главный вызов для российской социальной политики — в стране появился средний класс и его численность будет расти. Именно это порождает недовольство социальной сферой среди тех, кто хочет жить иначе, чем 20 лет назад, сошлись во мнении представители власти и экономисты, выступившие на пленарной дискуссии Гайдаровского форума «Россия и мир: 2012-2020»

Открывая третий день Форума, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что «советские» стандарты, которые до сих пор превалируют в социальной сфере, не учитывают новых реалий — увеличившейся мобильности населения, активного использования интернета. Средний класс, каким бы малочисленным по сравнению с развитыми странами он ни был, предъявляет спрос на социальные услуги более высокого качества.

Такого же мнения придерживается и директор направления "Социальные проекты" АСИ Владимир Яблонский. Сейчас во дворцах пионеров занимаются тем, что плетут макраме, а система учреждений научно-технического творчества молодежи практически разрушена. Поэтому когда открылся планетарий, очереди в него были огромны. Существует гигантский неудовлетворенный спрос на дополнительные образовательные услуги высокого качества, уверен Яблонский.

Согласно результатам социологического опроса ВШЭ, отвечая на вопрос, на какие цели должны идти 10 тыс. рублей из уплаченных налогов, респонденты выбрали образование – 9,2% (сейчас 4%), здравоохранение – 7,11% (вместо 3,5%), пенсии – 6% (вместо 12%), научные исследования – 2% (в 2 раза больше, чем сейчас). Средний класс не просто требует нового, он еще и предъявляет платежеспособный спрос — он готов выделять дополнительные средства на улучшение социальных институтов и модернизацию систему социальных услуг. Объясняется это достаточно просто — он и так доплачивает учителям за то, чтобы дети получали лучшее образование, а врачам — за лучшее лечение. Однако система неформальных доплат чревата опасными последствиями, подчеркнул Кузьминов.

Согласно статистике, 80% представителей среднего класса готовы также платить дополнительный целевой сбор (5%) на социальную помощь бедным и одиноким пожилым людям. Это шанс выстроить адекватную систему с помощью некоммерческих организаций, повысить к ним доверие, считает Кузьминов.

Стандартные рецепты изменения социальной политики не сработают, уверен Кузьминов. Нужно понимать, что объектами этой политики сейчас являются три различных по потребностям группы населения: инициативный и платежеспособный средний класс; базовая группа, ориентированная на повышение качества тех гарантий, которые конституционно заявлены как бесплатные; и люди, которые нуждаются в поддержке и выпадают за границы бедности — 12-13% населения, отметил Кузьминов.

Простое накачивание социальной системы деньгами ни к чему хорошему не приведет, считает Яблонский. «Существует ощущение, что это послужит увеличению неэффективности. Мы сейчас тиражируем заранее устаревшие услуги. К примеру, массово строятся детские сады по типовому проекту, которому уже 20 лет. И сейчас в Москве детские сады — самые энергонеэффективные типы зданий», отметил директор социального направления АСИ.

Кузьминов поделился результатом, который оказался для исследователей неожиданным: население готово платить за улучшение качества городской среды, за парки, озеленение — сферы, которые традиционно не входят в социальную сферу. Он заметил, что это должно стать новым направлением социальной политики.

Проблема недофинансированности образования здравоохранения наиболее выпукла. В последней сфере не хватает дополнительно 2,5% ВВП к реально выделяемым 3-4%, уверен Кузьминов.

Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова подтвердила: дефицит финансирования системы ОМС в России составляет практически 100 миллиардов рублей, несмотря на повышение с 1 января 2012 года тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 3,1% до 5,1%. Долгое время в этом и других социальных сферах откладывались необходимые структурные решения, заявила министр.

С этим утверждением согласился Кузьминов: нагрузка на средний класс, который сейчас составляет 25-30% населения, растет, а необходимые реформы для него не проводятся.

Кроме того, средний класс «соскучился» по инициативе. Его представители зачастую хотят осуществлять нововведения, и даже готовы тратить на них собственные деньги, но административная система убивает их начинания на корню, считает Яблонский. Если дать среднему классу возможность «выразить себя» и реализоваться, у него не будет стимулов уезжать из страны. Государство должно понимать и этот аспект взаимоотношений с самой активной частью общества.

Помимо уже упомянутых сфер здравоохранения и образования, серьезные трудности есть у среднего класса во «взаимоотношениях» с пенсионной системой, отметила Татьяна Малева, директор Независимого института социальной политики. Средний класс, норма замещения для которого в нынешнем виде не превышает 7-8%, себя в этот системе вообще не видит и полностью из нее выходит. Кроме того, даже на микроуровне на самую активную группу населения ложится задача по материальной поддержке трех-четырех поколений.

Анастасия Астахова

 

 

24 января, 2012 г.