В октябре 2011 года по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась интенсивность производства продукции и услуг пяти из семи анализируемых видов экономической деятельности (см. таблицу 1).
Таблица 1. Динамика производства продукции и услуг непромышленными видами экономической деятельности с ноября 2010 года по октябрь 2011 года (в % к предыдущему месяцу)
| 2010 | 2011 | ||||||||||
ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | |
Сельское хозяйство | 4,5 | 3,3 | 1,4 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | -0,3 | -0,2 | 1,6 | 6,3 | 13,9 | 22,5 |
Лесозаготовки | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 0,1 | 0,04 | 0,3 | 0,3 | -0,2 | -1,0 | -1,8 | -2,8 | -4,8 |
Рыболовство | 2,1 | 1,8 | 1,5 | 0,9 | -0,1 | 0,1 | 2,4 | 4,9 | 4,1 | -0,7 | -6,4 | -6,2 |
Строительство | -0,2 | -1,2 | -1,7 | -1,4 | -0,5 | 0,5 | 1,5 | 2,2 | 2,3 | 2,0 | 1,4 | 1,5 |
Оборот оптовой торговли | 0,3 | 0,4 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 1,0 | 1,9 |
Оборот розничной торговли | 0,6 | 0,4 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,1 | 1,3 | 1,5 |
из общего объема | 0,1 | -0,1 | -0,2 | -0,04 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,6 | 0,9 | 1,2 | 1,5 | 1,8 |
непродовольственные товары | 1,1 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 |
Перевозки грузов транспортом | 1,3 | 0,6 | -0,1 | -0,4 | -0,3 | 0,1 | 0,6 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,4 | 2,0 |
из них по видам транспорта: | 0,0 | -0,1 | -0,2 | -0,3 | -0,1 | 0,3 | 0,6 | 0,5 | 0,2 | -0,01 | 0,2 | 1,1 |
автомобильным | 1,5 | 0,6 | -0,3 | -0,6 | -0,4 | 0,1 | 0,7 | 1,0 | 1,3 | 1,5 | 2,0 | 2,6 |
внутренним водным | 1,3 | -0,9 | -1,1 | -0,1 | 1,8 | 4,1 | 6,0 | 6,5 | 6,3 | 6,3 | 7,2 | 8,9 |
трубопроводным | 1,0 | 1,7 | 1,9 | 1,3 | 0,5 | 0,02 | -0,04 | 0,01 | -0,4 | -0,7 | -1,2 | -1,4 |
Справочно: Промышленное производство | 0,5 | 0,3 | 0,2 | 0,01 | -0,05 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | -0,03 | -0,1 | 0,3 |
Интенсивность производства продукции сельского хозяйства в октябре 2011 относительно предыдущего месяца увеличилась на 22,5% (в июле – на 1,6%, августе – на 6,3%, сентябре – на 13,9%). Отмечаемое изменение динамики производства сельскохозяйственной продукции в 2010 – 2011 гг. объясняется тем, что Росстат продолжает уточнять данный показатель с учетом окончательных итогов за 2010 год. Наблюдаемый значительный темп роста интенсивности производства сельскохозяйственной продукции в октябре 2011 года по сравнению с сентябрем объясняется существенным увеличением урожая зерновых после прошлогодней засухи.
Вместе с тем сократилась интенсивность лесозаготовок на 4,8% и рыболовства на 6,2%.
Динамика интенсивности объема строительных работ по виду деятельности “Строительство” относительно предыдущего месяца была существенно пересмотрена Росстатом в связи c уточнением данных на основе итогов годового отчета за 2010 год и июля-сентября 2011 года. Поэтому была пересчитана динамика сезонно сглаженных показателей за этот период. С января по март 2011 года динамика индекса интенсивности строительных работ характеризовалась отрицательными темпами прироста (в интервале от -0,5% до -1,7%). С апреля по октябрь 2011 года сменилась тенденция (в мае интенсивность увеличилась на 1,5%, июне – на 2,2%, июле – на 2,3%, августе – на 2%, сентябре – на 1,4% и октябре – на 1,5%).
Динамика индекса интенсивности оборота оптовой торговли с января 2010 по июнь 2011 года по сравнению с предыдущим месяцем характеризовалась весьма невысокими темпами прироста, что в некоторой степени корреспондировалось со стагнацией интенсивности динамики промышленного производства за этот же период. Однако, начиная с июля по октябрь 2011 года, динамика индекса интенсивности оборота оптовой торговли характеризовалась ускоряющимся ростом.
Интенсивность оборота розничной торговли за период с октября 2010 года по июль 2011 года изменялась в интервале от 0,2% до 0,9% относительно предыдущего месяца, что объясняется ростом продаж непродовольственных товаров, существенную часть которых составляла импортная продукция, на фоне гораздо меньшего прироста продажи продовольствия. С августа по октябрь текущего года прирост интенсивности оборота розничной торговли по сравнению с предыдущем месяцем составил соответственно: 1,1%, 1,3% и 1,5%, но при этом он был обеспечен прежде всего за счет увеличения интенсивности продаж пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, соответственно, на 1,2%, на 1,5% и на 1,8%. В октябре 2011 года сохранялась тенденция более низких помесячных темпов изменения ИПЦ в текущем году по сравнению с предыдущим годом, что стимулировало сдвиг структуры спроса в пользу продовольственных товаров. Однако в октябре появились первые признаки роста темпов на продовольствие, в частности, на овощи и фрукты.
В октябре 2011 года относительно предыдущего месяца интенсивность перевозок грузов транспортом увеличилась на 2%, что произошло прежде всего благодаря приросту интенсивности перевозок грузов железнодорожным транспортом – на 1,1%, автомобильным транспортом – на 2,6% и внутренним водным транспортом – на 8,9%. Одновременно с этим сократилась интенсивность транспортировки трубопроводным транспортом на 1,4% из-за снижения прокачки газа – на 2,3% (см. таблицы 1 и 2 – здесь и далее см. таблицы в приложенном после текста файловом архиве).
Следует отметить, что увеличение интенсивности грузовых перевозок транспортом сопровождалось снижением средней дальности перевозок грузов в целом, а также на железнодорожном и внутреннем водном транспорте. В то же время выросла средняя дальность перевозок автомобильным и трубопроводным транспортом (см. таблицу 3).
Интенсивность погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в октябре 2011 года по сравнению с сентябрем увеличилась на 1,1%, что было обусловлено приростом интенсивности погрузки всех видов грузов, за исключением черных металлов, где интенсивность погрузки сократилась на 0,6% (см. таблицу 4). Среди рассматриваемых видов грузов в октябре обращает на себя внимание прирост погрузки каменного угля на 0,2% (после его спада в сентябре на 0,5% и в августе на 0,2%). Это свидетельствует о том, что сложившаяся ситуация с организацией перевозок угля железнодорожным транспортом с места добычи до потребителей пока остается напряженной, несмотря на издание приказа Министерства транспорта от 3 октября 2011 года, в котором регламентируется определенный порядок работы грузоперевозчиков. Дело в том, что в ходе реформирования системы железнодорожного транспорта в России возникло около 2 тысяч мелких частных перевозочных компаний, которые владеют собственным парком грузовых вагонов, а должная координация в движении груженых и порожних вагонов по общей железной дороге между этими компаниями отсутствует. В результате возникают “пробки” на отдельных узлах, и пустые вагоны длительное время простаивают на станциях и путях, а у угледобывающих компаний образуются сверхнормативные запасы угля.
С начала 2011 года (в октябре относительно декабря 2010 года) увеличилась интенсивность производства продукции сельского хозяйства в 1,5 раза, строительства – на 8,2%, оборота оптовой торговли – на 5,3%, оборота розничной торговли – на 8,3% (интенсивности продажи непродовольственных товаров увеличилась на 9,8%; продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий – на 6,8%), перевозок грузов транспортом – на 6,4% (благодаря росту интенсивности перевозок на всех видах транспорта, за исключением трубопроводного, где интенсивность прокачки снизилась на 0,1% за счет газа в газопроводах – на 5,8%). Вместе с тем уменьшилась интенсивность лесозаготовок на 9,2% и рыболовства – на 0,2% (см. таблицы 5 и 6). С начала 2011 года снизилась средняя дальность грузовых перевозок в целом за счет трубопроводного и внутреннего водного транспорта. Одновременно с этим выросла средняя дальность перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом.
Индекс интенсивности погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в октябре 2011 года по сравнению с декабрем предыдущего года увеличился на 2,3%, благодаря прежде всего росту интенсивности погрузки каменного угля на 5,5%, железной и марганцевой руды – на 7,6%, строительных грузов и цемента – на 4,7%. В то же время уменьшилась интенсивность погрузки нефти и нефтепродуктов – на 2,1%, черных металлов – на 4,3% (см. таблицу 8).
За период наблюдения (в октябре 2011 года относительно января 2000 года, а для перевозок грузов транспортом – относительно января 2001 года) в наибольшей степени увеличилась интенсивность оборота розничной торговли – в 2,9 раза (интенсивность продажи непродовольственных товаров – в 3,3 раза, пищевых продуктов, включая напитки, и табака – в 2,5 раза), строительства – в 2,7 раза, оборота оптовой торговли – в 2,7 раза, производства продукции сельского хозяйства – в 2,3 раза, рыболовства – почти в 2 раза. Вместе с тем сократилась интенсивность лесозаготовок – на 3,2% (см. таблицу 5).
За этот период интенсивность перевозок грузов транспортом возросла на 7,2%, в основном за счет ее роста на железнодорожном транспорте на 17,8%, автомобильном транспорте – на 2,2%, внутреннем водном транспорте – на 41,1% и трубопроводном транспорте – на 28%. Рост интенсивности перевозок грузов трубопроводным транспортом был достигнут вследствие ее увеличения на нефтепроводах на 77,7%, тогда как на газопроводах она снизилась на 0,5% (см. таблицу 6).
Средняя дальность перевозок грузового транспорта в целом за рассматриваемый период существенно увеличилась, в том числе на железнодорожном и автомобильном, но она уменьшилась на внутреннем водном транспорте и трубопроводном транспорте (см. таблицы 5 и 7).
Интенсивность погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в октябре 2011 года по сравнению с январем 2000 года выросла на 19,2%, главным образом, за счет погрузки нефти и нефтепродуктов (рост на 65%), химических грузов и минеральных удобрений (на 33,3%), железной и марганцевой руды (на 21,6%), каменного угля (на 19,1%), черных металлов (на 16,6%). Однако сократилась интенсивность погрузки строительных грузов и цемента на 0,1%, лесных грузов – на 6,6% (см. таблицу 8).
Исполнители: Э.Ф. Баранов – руководитель работы, В.А. Бессонов (заведующий Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ) – автор математической модели сезонной корректировки и реализующего ее программного обеспечения, А.А. Роскин, Т.А. Ахундова, В.И. Безносик, О.В. Ахундова – младший научный сотрудник Лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ
Полный набор текстов, графиков и таблиц Индексов интенсивности производства продукции и услуг непромышленных видов экономической деятельности, октябрь 2011