• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Индексы интенсивности производства продукции и услуг непромышленных видов экономической деятельности — октябрь 2011 г.

В ежемесячном докладе от Центра развития НИУ ВШЭ рассматривается динамика производства и оказания услуг в сельском хозяйстве, лесозаготовках, рыболовстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, грузообороте транспорта

В октябре 2011 года по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась интенсивность производства продукции и услуг пяти из семи анализируемых видов экономической деятельности (см. таблицу 1).

Таблица 1. Динамика производства продукции и услуг непромышленными видами экономической деятельности с ноября 2010 года по октябрь 2011 года (в % к предыдущему месяцу) 

 

 

2010

2011

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

Сельское хозяйство

4,5

3,3

1,4

0,4

0,4

0,3

-0,3

-0,2

1,6

6,3

13,9

22,5

Лесозаготовки

0,3

0,5

0,4

0,1

0,04

0,3

0,3

-0,2

-1,0

-1,8

-2,8

-4,8

Рыболовство

2,1

1,8

1,5

0,9

-0,1

0,1

2,4

4,9

4,1

-0,7

-6,4

-6,2

Строительство

-0,2

-1,2

-1,7

-1,4

-0,5

0,5

1,5

2,2

2,3

2,0

1,4

1,5

Оборот оптовой торговли

0,3

0,4

0,2

0,1

0,2

0,3

0,4

0,3

0,3

0,4

1,0

1,9

Оборот розничной торговли

0,6

0,4

0,2

0,3

0,5

0,7

0,7

0,8

0,9

1,1

1,3

1,5

из общего объема
оборота розничной торговли:

пищевые продукты, включая
напитки, и табачные изделия

0,1

-0,1

-0,2

-0,04

0,2

0,3

0,4

0,6

0,9

1,2

1,5

1,8

непродовольственные товары

1,1

0,8

0,6

0,6

0,9

1,0

1,0

1,0

0,9

1,0

1,1

1,2

Перевозки грузов транспортом

1,3

0,6

-0,1

-0,4

-0,3

0,1

0,6

0,9

1,0

1,1

1,4

2,0

из них по видам транспорта:

железнодорожным

0,0

-0,1

-0,2

-0,3

-0,1

0,3

0,6

0,5

0,2

-0,01

0,2

1,1

автомобильным

1,5

0,6

-0,3

-0,6

-0,4

0,1

0,7

1,0

1,3

1,5

2,0

2,6

внутренним водным

1,3

-0,9

-1,1

-0,1

1,8

4,1

6,0

6,5

6,3

6,3

7,2

8,9

трубопроводным

1,0

1,7

1,9

1,3

0,5

0,02

-0,04

0,01

-0,4

-0,7

-1,2

-1,4

Справочно:

Промышленное производство

0,5

0,3

0,2

0,01

-0,05

0,1

0,2

0,2

0,1

-0,03

-0,1

0,3

Интенсивность производства продукции сельского хозяйства в октябре 2011 относительно предыдущего месяца увеличилась на 22,5% (в июле – на 1,6%, августе – на 6,3%, сентябре – на 13,9%). Отмечаемое изменение динамики производства сельскохозяйственной продукции в 2010 – 2011 гг. объясняется тем, что Росстат продолжает уточнять данный показатель с учетом окончательных итогов за 2010 год. Наблюдаемый значительный темп роста интенсивности производства сельскохозяйственной продукции в октябре 2011 года по сравнению с сентябрем объясняется существенным увеличением урожая зерновых после прошлогодней засухи.

Вместе с тем сократилась интенсивность лесозаготовок на 4,8% и рыболовства на 6,2%.

Динамика интенсивности объема строительных работ по виду деятельности “Строительство” относительно предыдущего месяца была существенно пересмотрена Росстатом в связи c уточнением данных на основе итогов годового отчета за 2010 год и июля-сентября 2011 года. Поэтому была пересчитана динамика сезонно сглаженных показателей за этот период. С января по март 2011 года динамика индекса интенсивности строительных работ характеризовалась отрицательными темпами прироста (в интервале от -0,5% до -1,7%). С апреля по октябрь 2011 года сменилась тенденция (в мае интенсивность увеличилась на 1,5%, июне – на 2,2%, июле – на 2,3%, августе – на 2%, сентябре – на 1,4% и октябре – на 1,5%).

Динамика индекса интенсивности оборота оптовой торговли с января 2010 по июнь 2011 года по сравнению с предыдущим месяцем характеризовалась весьма невысокими темпами прироста, что в некоторой степени корреспондировалось со стагнацией интенсивности динамики промышленного производства за этот же период. Однако, начиная с июля по октябрь 2011 года, динамика индекса интенсивности оборота оптовой торговли характеризовалась ускоряющимся ростом.

Интенсивность оборота розничной торговли за период с октября 2010 года по июль 2011 года изменялась в интервале от 0,2% до 0,9% относительно предыдущего месяца, что объясняется ростом продаж непродовольственных товаров, существенную часть которых составляла импортная продукция, на фоне гораздо меньшего прироста продажи продовольствия. С августа по октябрь текущего года прирост интенсивности оборота розничной торговли по сравнению с предыдущем месяцем составил соответственно: 1,1%, 1,3% и 1,5%, но при этом он был обеспечен прежде всего за счет увеличения интенсивности продаж пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, соответственно, на 1,2%, на 1,5% и на 1,8%. В октябре 2011 года сохранялась тенденция более низких помесячных темпов изменения ИПЦ в текущем году по сравнению с предыдущим годом, что стимулировало сдвиг структуры спроса в пользу продовольственных товаров. Однако в октябре появились первые признаки роста темпов на продовольствие, в частности, на овощи и фрукты.

В октябре 2011 года относительно предыдущего месяца интенсивность перевозок грузов транспортом увеличилась на 2%, что произошло прежде всего благодаря приросту интенсивности перевозок грузов железнодорожным транспортом – на 1,1%, автомобильным транспортом – на 2,6% и внутренним водным транспортом – на 8,9%. Одновременно с этим сократилась интенсивность транспортировки трубопроводным транспортом на 1,4% из-за снижения прокачки газа – на 2,3% (см. таблицы 1 и 2 – здесь и далее см. таблицы в приложенном после текста файловом архиве).

Следует отметить, что увеличение интенсивности грузовых перевозок транспортом сопровождалось снижением средней дальности перевозок грузов в целом, а также на железнодорожном и внутреннем водном транспорте. В то же время выросла средняя дальность перевозок автомобильным и трубопроводным транспортом (см. таблицу 3).

Интенсивность погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в октябре 2011 года по сравнению с сентябрем увеличилась на 1,1%, что было обусловлено приростом интенсивности погрузки всех видов грузов, за исключением черных металлов, где интенсивность погрузки сократилась на 0,6% (см. таблицу 4). Среди рассматриваемых видов грузов в октябре обращает на себя внимание прирост погрузки каменного угля на 0,2% (после его спада в сентябре на 0,5% и в августе на 0,2%). Это свидетельствует о том, что сложившаяся ситуация с организацией перевозок угля железнодорожным транспортом с места добычи до потребителей пока остается напряженной, несмотря на издание приказа Министерства транспорта от 3 октября 2011 года, в котором регламентируется определенный порядок работы грузоперевозчиков. Дело в том, что в ходе реформирования системы железнодорожного транспорта в России возникло около 2 тысяч мелких частных перевозочных компаний, которые владеют собственным парком грузовых вагонов, а должная координация в движении груженых и порожних вагонов по общей железной дороге между этими компаниями отсутствует. В результате возникают “пробки” на отдельных узлах, и пустые вагоны длительное время простаивают на станциях и путях, а у угледобывающих компаний образуются сверхнормативные запасы угля.

С начала 2011 года (в октябре относительно декабря 2010 года) увеличилась интенсивность производства продукции сельского хозяйства в 1,5 раза, строительства – на 8,2%, оборота оптовой торговли – на 5,3%, оборота розничной торговли – на 8,3% (интенсивности продажи непродовольственных товаров увеличилась на 9,8%; продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий – на 6,8%), перевозок грузов транспортом – на 6,4% (благодаря росту интенсивности перевозок на всех видах транспорта, за исключением трубопроводного, где интенсивность прокачки снизилась на 0,1% за счет газа в газопроводах – на 5,8%). Вместе с тем уменьшилась интенсивность лесозаготовок на 9,2% и рыболовства – на 0,2% (см. таблицы 5 и 6). С начала 2011 года снизилась средняя дальность грузовых перевозок в целом за счет трубопроводного и внутреннего водного транспорта. Одновременно с этим выросла средняя дальность перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом.

Индекс интенсивности погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в октябре 2011 года по сравнению с декабрем предыдущего года увеличился на 2,3%, благодаря прежде всего росту интенсивности погрузки каменного угля на 5,5%, железной и марганцевой руды – на 7,6%, строительных грузов и цемента – на 4,7%. В то же время уменьшилась интенсивность погрузки нефти и нефтепродуктов – на 2,1%, черных металлов – на 4,3% (см. таблицу 8).

За период наблюдения (в октябре 2011 года относительно января 2000 года, а для перевозок грузов транспортом – относительно января 2001 года) в наибольшей степени увеличилась интенсивность оборота розничной торговли – в 2,9 раза (интенсивность продажи непродовольственных товаров – в 3,3 раза, пищевых продуктов, включая напитки, и табака – в 2,5 раза), строительства – в 2,7 раза, оборота оптовой торговли – в 2,7 раза, производства продукции сельского хозяйства – в 2,3 раза, рыболовства – почти в 2 раза. Вместе с тем сократилась интенсивность лесозаготовок – на 3,2% (см. таблицу 5).

За этот период интенсивность перевозок грузов транспортом возросла на 7,2%, в основном за счет ее роста на железнодорожном транспорте на 17,8%, автомобильном транспорте – на 2,2%, внутреннем водном транспорте – на 41,1% и трубопроводном транспорте – на 28%. Рост интенсивности перевозок грузов трубопроводным транспортом был достигнут вследствие ее увеличения на нефтепроводах на 77,7%, тогда как на газопроводах она снизилась на 0,5% (см. таблицу 6).

Средняя дальность перевозок грузового транспорта в целом за рассматриваемый период существенно увеличилась, в том числе на железнодорожном и автомобильном, но она уменьшилась на внутреннем водном транспорте и трубопроводном транспорте (см. таблицы 5 и 7).

Интенсивность погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте в октябре 2011 года по сравнению с январем 2000 года выросла на 19,2%, главным образом, за счет погрузки нефти и нефтепродуктов (рост на 65%), химических грузов и минеральных удобрений (на 33,3%), железной и марганцевой руды (на 21,6%), каменного угля (на 19,1%), черных металлов (на 16,6%). Однако сократилась интенсивность погрузки строительных грузов и цемента на 0,1%, лесных грузов – на 6,6% (см. таблицу 8).

Исполнители: Э.Ф. Баранов – руководитель работы, В.А. Бессонов (заведующий Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ) – автор математической модели сезонной корректировки и реализующего ее программного обеспечения, А.А. Роскин, Т.А. Ахундова, В.И. Безносик, О.В. Ахундова – младший научный сотрудник Лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ

Полный набор текстов, графиков и таблиц Индексов интенсивности производства продукции и услуг непромышленных видов экономической деятельности, октябрь 2011

 

12 января, 2012 г.