• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Путь банкира

Российский финансовый сектор очень нестабилен и серьезно зависит от колебаний на мировых рынках. О предложениях экспертной группы по модернизации Стратегии-2020 «Развитие финансового и банковского сектора» — председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин

Рост без позитива

В последнее десятилетие отечественный финансовый рынок рос очень высокими темпами, однако есть ощущение, что этот рост очень неустойчив. В любой момент, в зависимости от изменения внешних и внутренних условий, быстрый роста сектора может смениться либо его стагнацией, либо требованием существенной поддержки со стороны государства. Если говорить о банковском секторе, то довольно большая доля в нем — фиктивные банки или структуры, которые ведут достаточно рискованный бизнес, или же занимаются обналичиванием и отмыванием денег. Кроме того, фондовый рынок обладает низкой конкурентоспособностью, неразвиты отдельные формы финансового рынка. В российской экономике работают крупнейшие мировые компании по объему их производства, которые генерируют крупные денежные потоки, но когда речь заходит о необходимости привлечения капитала, то эти компании используют аутсорсинг, отметил Вьюгин.

Причины достаточно понятны: регулятивный правовой налоговый режим, который делает осуществление многих сделок в российской юрисдикции менее выгодным; неконкурентные по сравнению с зарубежными процедуры; неразвитость нормативной базы по целому ряду новых инструментов (хеджевых инструментов, производных, синдицированных кредитов, простейшие способы секьюритизации активов) и целого ряда финансовых услуг.

Кроме того, инфраструктура самого рынка устарела. Многие иностранные инвесторы, которые приходят все-таки на российский рынок за российскими эмитентами, пользуются достаточно экзотическими способами входа на рынок, которые недешевы. В итоге, за капиталом компании обращаются на зарубежные рынки, а российский рынок используется, если речь идет о том, чтобы проводить краткосрочные спекулятивные операции, констатировал Вьюгин.

Еще одна проблема — это отсутствие внутреннего долгосрочного инвестора. Развитый рынок капитала, основанный на привлечении капитала через операции с ценными бумагами, как правило, существует в тех местах, где есть крупные пенсионные и страховые фонды. В наиболее развитых рынках такие фонды играют определяющую роль и являются стабилизирующими для рынков, поскольку они инвестируют в долгую средства пенсионных накоплений и расходуются с определенным, довольно большим лагом. В России же эта сфера чрезвычайно неразвита из-за высокой инфляции и отрицательных процентных ставок по рублям и по активам, которые номинированы в рублях, а также из-за значительного колебания доходности. В таких условиях накопление дестимулировалось.

Выпрямление кривой

Российский финансовый сектор мог бы и сейчас расти быстрыми темпами, если бы не глубокий долговой кризис в развитых странах. При высоких ценах на нефть и притоке капитала быстрый рост финансового сектора шел бы по тем же хаотическим правилам, что и в докризисный период. Если ничего не менять, то через какое-то время сектор вернется к быстрому неустойчивому расширению. Можно выбрать такой путь, но лучшим кажется все-таки переход к сценарию сбалансированного развития, который бы базировался на целом ряде изменений макроэкономического регулирования финансового рынка.

Этот сценарий предполагает значительные усилия со стороны как государства, так и непосредственно бизнеса по реализации институциональных структурных мер. Нужно решать три задачи: рост устойчивости финансового сектора, повышение его конкурентоспособности, формирование отечественного рынка долгосрочных инвестиций.

Первая задача частично пересекается с задачей перехода к модели макроэкономической политики, построенной на «внутренней эмиссии», подчеркнул Вьюгин. Иными словами, на смену формирования денежного предложения за счет операций на валютном рынке должно прийти формирование денежного предложения преимущественно за счет операций на рынке внутренних долговых облигаций, причем не только государственных, но и корпоративных. Это потребует от ЦБ больших изменений в политике. Фактически ЦБ придется отказаться от слишком больших интервенций, задающих тренд курсу рубля.

Эта политика реализуема. Она дает возможность более эффективно контролировать инфляцию и сделать процентные ставки ключевыми. А это уже будет стимулировать накопления и делать более осмысленными инвестиции в рублевые активы.

Не удастся повысить устойчивость финансового сектора, не устранив проблему непрозрачности в банковской сфере. В России эта проблема практически не решается, причем непрозрачность находится не только на уровне небольших банков, но и достаточно распространена в крупных. Участники экспертной группы пришли к выводу, что необходимо идти по пути повышения требований капитала до одного миллиарда рублей. По подсчетам, это примерно та сумма инвестиций в капитал, которая уже не будет отбиваться операциями по отмыванию денег. Т.е. инвестировать такую сумму можно, но отработать ее за счет криминальных операций по отмыванию капитала уже будет крайне сложно.

Понятно, что повышение капитала бьет по небольшим банкам, а среди них есть и нормально работающие. Здесь, полагает Вьюгин, нет большой проблемы — эти банки принадлежат конкретным людям, это их инвестиции, их капитал. Если будет проводиться государственная политика по повышению требований капитала, то у таких акционеров будет выбор: либо пополнять капитал, если такой ресурс имеется ( а инвестировать в нормально работающий банк имеет смысл), либо, если таких ресурсов нет, произойдет консолидация и эти акционеры получат деньги. Такая политика не приводит к изъятию или к ликвидации акционерного капитала нормального банка.

В деле повышения устойчивости финансового сектора никак не обойтись без системы макропруденциального регулирования банков и системообразующих небанковских финансовых институтов. На первом этапе внедрения системы предлагается создать на базе Банка России Совет по финансовой стабильности с предоставлением равных полномочий двум председателям Совета: председателю Банка России и министру финансов. В числе их полномочий должен быть мониторинг ситуации на финансовых рынках, реализация временных мер по макропруденциальному регулированию, необходимых для предотвращения перегрева, мониторинг накопления рисков в финансовой системе. Методология того, как это делать, существует, пора заняться ее внедрением.

Требует оптимизации структура надзорных и регулирующих органов. По предложению группы фактически вся власть над финансовым рынком должна быть окончательно передана двум базовым регуляторам — Банку России и ФСФР. Причем речь идет о передаче трех функций: лицензирование, регулирование, надзор, то есть допуск на рынок, установление правил, контроль за правилами. На сегодняшний день это модель ЦБ, надо эту модель перенести и на ФСФР, соответственно, установив достаточно институционализированный способ обмена информацией и постоянных консультаций между этими ведомствами. Сейчас отношения между ЦБ и ФСФР являются достаточно конструктивными, но они не институционализированы.

Инфраструктурные вопросы

Повышение конкурентоспособности — это, в первую очередь, стимулирование рыночной конкуренции между финансовыми компаниями и банками. Наша главная проблема здесь – наличие крупных государственных финансовых институтов, которые напрямую или косвенно пользуются государственной поддержкой. Была обозначена задача, что все такие финансовые институты рано или поздно должны быть приватизированы. Экспертная группа с этим согласна: да, приватизация должна быть проведена, но все понимают, что это задача на долгосрочную перспективу. Еще одно предложение экспертной группы – полное снятие барьеров вхождения в российский финансовый сектор дочерних структур международных банков к 2020 году.

В рамках задачи-2, «Конкурентоспособность», следующая проблема – конкурентоспособная финансовая инфраструктура. Российская финансовая инфраструктура не является в полном смысле конкурентоспособной, поскольку она не предоставляет на сегодняшний день стандартные услуги по проведению сделок с ценными бумагами, существующие в развитых финансовых центрах. Рынку не хватает Центрального Депозитария, необходимо создать институт репозитария, внебиржевых сделок и т. д. Также нужно заняться снятием правовых налоговых барьеров, которые препятствуют использованию российских площадок для осуществления финансовых сделок российскими и иностранными компаниями.

Задача-3 - отечественный рынок долгосрочных инвестиций. В первую очередь, стоит говорить о введении института индивидуальных инвестиционных счетов на пенсионные цели и на образование, а также корпоративных накопительных пенсионных вкладов с открытием персональных пенсионных счетов для работников, администраторами которых могут выступать банки, страховые и брокерские компании. Для развития таких инструментов требуется дополнить законодательство. В мире все механизмы давно отработаны — то, что нужно сделать, не является ноу-хау. Речь идет о попытке внедрить эти механизмы в России через повышение доверия граждан к такому способу накопления.

Не секрет, что уже есть инструменты, носящие характер накопления на старость. Это, например, банковские депозиты. Это не очень правильно, потому что банки, которые аккумулируют депозиты, не являются долгосрочными инвесторами. Банк по своей сути не является долгосрочным инвестором, это медиатор, который действительно может кредитовать, но у него срок кредитования весьма ограничен. Другой уже существующий инструмент — вложения в недвижимость, потому что рентная недвижимость является, по представлению граждан, одной из форм своего будущего пенсионного обеспечения. Это все-таки странный способ долгосрочных накоплений, он не очень эффективен для экономики. Да, это стимулирует строительство, это приносит вклад в ВВП, но эти инвестиции далее замораживаются. Эти деньги могли бы быть вложены в конкретные проекты в реальном секторе и иметь гораздо больший эффект для экономического роста, поэтому важно создавать альтернативные механизмы для формирования институтов длительного накопления, уверен Вьюгин.

Анастасия Астахова

 

10 января, 2012 г.