• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый КГБ №10

ВВП России по итогам третьего квартала превысил докризисный максимум 2008-го года, товарооборот и реальные доходы населения также выше докризисных; вступление России в ВТО – проиграют некоторые отрасли, почти ни одна не выиграет, но экономика в целом будет в плюсе – две темы из регулярного обзора Центра развития НИУ ВШЭ

Макроэкономика

Российская экономика в октябре-ноябре: тренд меняется?

Появление данных Росстата об индексе предпринимательской уверенности (ИПУ) в ноябре, отражающем обобщенное состояние предпринимательского поведения в промышленности России, показало, что в целом, учитывая сезонный фактор, его уровень по сравнению с октябрем почти не изменился (см. рисунок).

 

Динамика индексов предпринимательской уверенности (сезонность устранена), в %

 

Источник: Росстат

 

При этом по сравнению с декабрем 2010 г. значение ИПУ в России даже немного улучшилось (до -1,8 против -2), тогда как в европейских странах резко упало: даже в относительно благополучных Великобритании и Германии – до -11,4 и -0,7 в октябре 2011 г. (ноябрьских данных по ЕС пока нет) против +5,2 и +14, соответственно, в декабре 2010 г.

 

Это говорит о том, что, видимо, и в прошедшем месяце в России сохранилась ситуация экономического оживления, которое наметилось еще в середине года, когда темпы роста базовых отраслей экономики начали увеличиваться: по нашим оценкам, с 0,7% прироста со снятой сезонностью в июле до 1,3% в октябре.

 

ВВП тоже ускорился не так сильно – в силу торможения импорта и снижения поступления налогов на импорт, а также, возможно, в силу уменьшения вклада фактора прироста запасов, но и он в октябре, по данным МЭР, вырос на 0,9% к сентябрю против 0,4% в сентябре и в среднем за месяц в третьем квартале в целом1, демонстрируя явную тенденцию к ускорению (см. таблицу ниже).

 

В чем причина ускорения, когда на фоне октябрьского роста базовых отраслей на 7,6% по отношению к тому же периоду прошлого года (то есть на уровне «благостного» апреля-мая 2008 г.) в октябре на 8,6% выросли инвестиции в основной капитал и на 8,8% – оборот розничной торговли? Ответ банален: в росте цен на сырье и в значительно выросшем относительно прошлого года внешнеторговом сальдо в реальном выражении. Сейчас оно растет примерно на 50% год к году; в октябре, по нашим оценкам, на 43% в реальном рублевом выражении, тогда как в прошлом году его прирост был нулевым (см. рисунок ниже).

 

Динамика базовых видов экономической деятельности и спроса (прирост в реальном выражении к соответствующему месяцу предыдущего года), в %

Примечание: Дефлирование внешнеторгового сальдо и расходов бюджета произведено индексом потребительских и оптовых цен (50/50).

Источник: Росстат, расчеты Центра развития

 

Даже при стабильном вкладе госрасходов, которые в реальном выражении стабильны по отношению к прошлому года, приток нефтяных денег стимулирует рост внутреннего потребления, которое подстегивается опасениями ухудшения ситуации на внешнем рынке.

На фоне весьма скромной динамики промышленности, где, как мы писали в прошлом выпуске обозрения, ускорения по сравнению с началом лета почти нет, наблюдается быстрый рост в строительстве и сельском хозяйстве, рост которого опирается на низкую базу прошлого года. В силу этого ВВП России по итогам третьего квартала текущего года на 1,3% превысил предкризисный максимум, который наблюдался во втором квартале 2008 г., розничный товарооборот и реальные доходы населения также сейчас превышают предкризисный максимум на 8 и 1,5% соответственно. Инвестиции в основной капитал и объемы строительства все еще ниже – на 4,2 и 4,8% соответственно (см. таблицу).

 

Динамика основных макроэкономических показателей (со снятой сезонностью, в среднем за месяц), в %

Примечание: Динамика ВВП – по данным Росстата; за третий квартал 2011 г. в целом – оценка Центра развития, за сентябрь и октябрь 2011 г. – оценка МЭР.

Источник: Росстат, расчеты Центра развития

 

Несмотря на кажущееся благополучие (особенно по сравнению с Европой) ситуация в российской экономике может ухудшиться в любой момент даже при сохранении высоких цен на нефть. Хотя инвестиции смогут продолжить восстановление, однако потребительский спрос скоро перестанет расти столь бурными темпами не только в силу достижения и превышения предкризисного уровня, но и из-за того, что, во-первых, он был простимулирован ажиотажным потреблением, которое быстро проходит, а во-вторых, рост реальных доходов населения уже в октябре показал признаки замедления со снятой сезонностью.

 

Тем не менее, если в ноябре и декабре ВВП со снятой сезонностью будет расти на те же 0,9%, что и в октябре (по данным МЭР), то в целом за четвертый квартал экономика вырастет на 4,7% по отношению к тому же периоду прошлого года, а годовой рост в этом случае составит 4,3%, если только данные по оптовой и розничной торговле за первое полугодие 2011 г. не будут пересмотрены в сторону повышения (о чем уже писали эксперты МЭР). В случае пересмотра дополнительный вклад в прирост ВВП составит 0,4–0,5 п.п., а итоговый результат роста ВВП приблизится к 5%. Но это не прибавит устойчивости российской экономике, так как сама по себе торговля – это неторгуемая отрасль, динамика которой зависит от притока средств в экономику по каналам реального сектора и кредитов, а с этой точки зрения российская экономика пока не обладает необходимой устойчивостью.

 

Реальный сектор

Вступить нельзя откладывать, или Станет ли Россия членом ВТО в середине декабря 2011г.?

Почти гарантировано, что на ежегодной министерской конференции ВТО 15–17 декабря будет объявлено о принятии нашей страны в эту организацию. Процесс принятия России в ВТО растянулся почти на 20 лет, и поэтому трудно до конца поверить в то, что он, наконец, завершится. Тем более что объективно мало кто в стране поддерживает это решение.

Действительно, от вступления в ВТО экспортерам сырья – самой могущественной группе влияния в нашей экономике – не станет ни холодно, ни жарко.

 

В целом экспортеры ничего не выиграют от вступления в ВТО, т.к. торговля сырьем практически не ограничивается нормами этой организации. Небольшие выигрыши получат производители черных металлов и атомщики, которые сталкиваются с квотированием экспорта проката в ЕС и США и атомного топлива в ЕС, а также производители некоторых видов текстильных изделий, имеющих ограничения на ввоз в США, спортивного оружия (ограничения в США) и пушнины (ЕС). Судя по всему, потенциальный совокупный выигрыш от вступления России в ВТО для российских экспортеров невелик и составит не более 10 млрд долл. в год (2% от общего объема экспорта).

 

Динамика некоторых индикаторов российской экономики, характеризующих внешнеэкономическую деятельность

 

 

Примечание: 2011 г. – оценка.

Источник: Росстат, расчеты Центр развития

 

Зато, несомненно, не очень рады вступлению в ВТО российские производители, ориентированные на внутренний рынок, для которых усиление конкуренции в связи со снижением импортных пошлин могут быть гораздо значительнее.

 

В самом деле, размер внутреннего рынка (объем продаж) отечественных производителей ориентировочно можно оценить как объем совокупного выпуска минус экспорт плюс импорт (все в одной валюте). При таком, пусть и весьма условном расчете, не принимающем во внимание, в частности, фактор запасов, продажи российских производителей на внутреннем рынке кратно превышают экспортные продажи. И можно сказать, что это превышение – при любой методике расчета - заметно выросло в последние годы. При этом после вступления в ВТО ввозные таможенные пошлины серьезно снизятся в относительном выражении к базовому 2010 году на 32 группы товаров: от 30% – для мукомолов и производителей изделий из никеля до 61–66% – для производителей цветов и фармацевтов (см. таблицу).

 

Таможенный тариф на импорт в России до и после вступления в ВТО (группы товаров с максимальным относительным снижением ставок), в %

Источник: РСПП (по состоянию на весну 2011 г.)

 

Кроме того, к числу возможных противников вступления в ВТО в еще большей степени, чем промышленников, конкурирующих с импортом на внутреннем рынке, можно отнести производителей услуг. Хотя нашим банкирам удалось защитить свой рынок в максимально возможной степени, однако защитники остальных сервисных отраслей были гораздо менее успешны в убеждении правительства. В наибольшей степени после вступления России в ВТО конкуренция усилится на рынке информационно-коммуникационных услуг и вспомогательных транспортных услуг (для всех его видов, включая аэропорты), рынок которых в конечном счете будет открыт. Что касается юридических (правовых), образовательных и прямых транспортных услуг (морского, воздушного и автодорожного транспорта), туризма (включая гостиницы и рестораны), то в их отношении также будут приняты обязательства, связанные со значительным усилением конкуренции на внутреннем рынке, хотя и с некоторыми ограничениями.

 

Таким образом, чисто арифметически перевес в сфере производства – на стороне возможных противников ВТО. Однако в числе тех, кто несомненно выиграет от вступления в ВТО, – российское население, которое в течение нескольких лет сможет увидеть постепенное снижение цен на ряд импортных товаров и их российских аналогов. Среди сторонников также немногочисленные производители оборудования, руд и продуктов неорганической химии, которые должны быть довольны планируемым после входа в ВТО повышением импортных пошлин на их продукцию, абсолютный уровень которых сейчас, впрочем, очень невелик – от 2 до 4%.

 

Мы убеждены, вступать в ВТО надо. Конечно, влияние этого шага на ситуацию в российской экономике не будет мгновенным (как при принятии новой налоговой шкалы в первой половине 2000-х годов). Усиление конкуренции и снижение цен на фоне переходного периода для снижения пошлин (3–7 лет) будет происходить поэтапно, однако при этом Россия получит членский билет на участие в, пожалуй, самой влиятельной сейчас международной организации.

 

На фоне продолжающейся глобализации мировой экономики роль международных регуляторов разного рода будет усиливаться. И Россия, чтобы не оказаться в числе проигравших, должна участвовать в разработке новых правил игры.

 

Российские производители несырьевых экспортных товаров после вступления получат возможность использовать квазисудебные органы ВТО для защиты своих интересов на внешних рынках. А развитие несырьевого экспорта – это основной путь диверсификации российской экономики, в которой доля даже сырьевого экспорта в последние годы падает (см. рисунок выше). При этом дефицитные для России трудовые и прочие ресурсы под влиянием усилившейся конкуренции и закрытии неконкурентоспособных предприятий, ориентированных на внутренний рынок, смогут переместиться в новые сектора, ориентированные на экспорт. Для этого правительство обязано создать условия для мобильности капитала на основе развития рынка съемного жилья, ипотеки, устранения коррупционного налога и ограничений конкуренции в ряде регионов.

 

Наконец, вступление в ВТО даст российской экономике своего рода «внешний якорь», который может в той или иной степени уверить иностранных инвесторов в том, что улучшение инвестиционного климата и развитие честного конкурентного бизнеса станет основой деятельности российского правительства, которое уже не сможет в неограниченном объеме использовать протекционистские меры, чтобы получать сиюминутный выигрыш и откладывать необходимые реформы.

 

Валерий Миронов

 

Полный текст обзора "Новый КГБ" №10, 19 ноября – 2 декабря 2011 г.

 

 

8 декабря, 2011 г.